d9e5a92d

Расчет трансфертов ФФПР


В целях расширения возможностей федерального бюджета по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов начиная с 1999 г. налоги, уплачиваемые по месту регистрации юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков по специальному перечню, целиком зачисляются в федеральный бюджет. Кроме того, предполагается осуществить централизацию рентных платежей для их последующего распределения по регионам.
Рассмотрим назачение и механизм функционирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, которому отводится центральное место в процессе выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Финансовая помощь из ФФПР должна распределяться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы местного значения.
Общий объем средств ФФПР определяется по утверждаемому федеральным законодательством на срок не менее трех лет нормативу отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет, кроме ввозных пошлин, исходя из возможностей федерального бюджета.
Часть средств ФФПР выделяется для дополнительной поддержки высокодотационных регионов на основе единой методики формирования и распределения соответствующих средств федерального бюджета.
Расчет трансфертов ФФПР на 1999 г. произведен на основе сопоставления среднедушевых налоговых доходов субъектов РФ, скорректированных с учетом объективно сложившегося уровня удорожания бюджетных расходов. Право на получение трансфертов предоставляется субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня. Расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.

Уровень налоговых доходов субъектов РФ, до которого проводится выравнивание, устанавливается исходя из возможностей федерального бюджета и планируемого объема ФФПР.
Расчет трансфертов ФФПР проводится в следующей последовательности.
Первый этап. Определение душевого дохода собственных доходов и отчислений от регулирующих доходных источников консолидированного бюджета каждого субъекта РФ по формуле:


где Дi — объем доходов консолидированного бюджета субъекта РФ;
Чнi — численность населения данного субъекта РФ по состоянию на 1 января 1998 г.
При расчете трансфертов на 1999 г. за базу доходов регионов приняты согласованные с субъектами РФ показатели, исчисленные исходя из отчетных данных за 1997 г. и скорректированные по условиям 1999 г.
В дальнейшем при расчетах финансовой помощи субъектам РФ будут учитываться оценки налогового потенциала территорий и уровня его использования. Для этого необходимо обеспечить разработку финансовых балансов субъектов РФ, а также методику оценки нормативной налогооблагаемой базы — валовых налоговых ресурсов территорий, усовершенствовать методику и порядок расчета валового регионального продукта по субъектам РФ.
Второй этап. Определение индекса бюджетных расходов. Расход осуществляется для регионов или их групп по единой методике на основе объективных параметров, позволяющих привести удельные бюджетные доходы субъектов РФ к сопоставимым условиям: прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т.д.
После утверждения Правительством РФ комплекса бюджетных нормативов для оценки расходных полномочий бюджетов субъектов РФ по основным направлениям бюджетного финансирования расчет индексов бюджетных расходов будет основываться на интегрированном учете бюджетных нормативов.
Третий этап. Приведение с помощью индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов РФ к сопоставимым условиям. Для каждого субъекта РФ рассчитывается приведенный душевой бюджетный Доход:


где Ддуш.i — фактический душевой доход по данному региону в базовом году, скорректированный с учетом условий планируемого года;
ИБРi — индекс бюджетных расходов по группе регионов, в которую входит данный субъект РФ.
Четвертый этап. Расчет трансфертов и долей регионов в ФФПР. Право на получение трансферта имеют субъекты РФ, доля которых в ФФПР, определенная в результате расчетов, оказывается больше нуля.

Трансферты распределяются таким образом, чтобы довести показатель приведенного бюджетного дохода на душу населения регионов, получающих трансферты, до максимально возможного при проектируемом объеме ФФПР уровня.


Расчеты проводятся по рейтинговой системе. В начале фиксируется регион с минимальным среди всех регионов приведенным душевым доходом и регион, следующий за ним по этому показателю. Затем определяется сумма недостающих бюджету первого региона средств для доведения его приведенного душевого бюджетного дохода до уровня следующего за ним региона. Полученная сумма умножается на индекс бюджетных расходов, рассчитанный для первого региона, и на численность населения этого региона.

Полученная величина вычитается из проектируемого объема ФФПР. Таким образом, после первой итерации для региона с минимальным приведенным душевым доходом определяется часть трансферта, с учетом которой его приведенный душевой доход становится равным аналогичному показателю второго региона, участвующего в расчете.
В дальнейшем происходит выравнивание по тому же принципу. В каждой последующей итерации участвует количество регионов, на единицу большее, чем в предыдущей. Процесс распределения ФФПР происходит до тех пор, пока его объем с учетом уже распределенных сумм не станет равным нулю.
Далее определяются доли регионов в ФФПР. Доля региона рассчитывается как отношение суммы финансовой помощи, определенной в результате расчетов, к общему объему проектируемого ФФПР.
Особую роль играет инвестицинная поддержка развития регионов. Ее предполагается осуществлять по двум направлениям:
• социальному — в рамках Фонда регионального развития, в основном на безвозвратной основе;
• производственному в рамках Бюджета развития РФ, в основном на возвратной основе.
Фонд регионального развития (ФРР) аккумулирует средства, предназначенные для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и другие капиталовложения. В рамках ФРР осуществляется консолидация расходов федерального бюджета, в том числе по реализации федеральных целевых программ, которые направлены на создание единой социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством гарантий.
Обязательное условие для выделения средств ФРР — разработка органами власти субъектов РФ плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.
Распределение средств ФРР должно осуществляться с учетом объективно обусловленных различий в бюджетных потребностях регионов по основным направлениям бюджетных расходов. Для этого
1) определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ для реализации на его территории предусмотренных федеральным законодательством государственных услуг. В этих целях федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры рассчитывается необходимое количество, согласовываются данные о фактическом наличии данных объектов, степени их изношенности и т. д.;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, претендующие на получение средств ФРР, заключают с Минэкономики РФ соглашение о плане инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ;
3) рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную инфраструктуру каждого субъекта РФ;
4) исходя из возможностей бюджетной системы и ресурсов ФРР определяется, в какой мере может быть удовлетворена данная бюджетная потребность, и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из федерального бюджета в социальную инфраструктуру каждого из субъектов РФ.
Выделение средств из ФРР на развитие социальной инфраструктуры регионов осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ, представляющих их в пределах максимальной доли конкретного региона в ФРР.
Правительство РФ рассматривает представленные заявки и определяет долю финансирования, которое будет осуществляться по социальному направлению ФРР. При этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общего объема финансирования проекта. Остальные средства привлекаются из бюджетов субъектов РФ и других источников.
Выделение средств из федерального бюджета осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджетов субъектов РФ и других, источников финансирования. Если же заявки субъектов РФ не исчерпывают их предельных долей в ФРР, средства из федерального бюджета выделяются только в размере поступивших заявок или освоения средств.
В качестве одного из крупнейших критериев при выделении государственных инвестиций предлагается использовать представление регионом документально оформленного обязательства на сокращение в будущем передаваемых трансфертов на текущее финансирование с указанием конкретных сумм по годам.



Содержание раздела