d9e5a92d

Принципы разработки концепции развития муниципального образования


12.2 Принципы разработки концепции развития муниципального образования
Разработка современной инновационной методологии управления общественными процессами в муниципальных образованиях занимают сегодня одно из ведущих мест в становлении муниципальной науки. Без решения этого вопроса не могут быть предложены технологии развития местного сообщества.
Почему, например, одни муниципальные образования развиваются, а другие влачат жалкое существование и дожидаются дотаций, при этом не используя в полной мере местные ресурсы? Ясно одно, что стратегия верхнего развития местного самоуправления в России и соответствующие ей правовая и организационная модели сегодня зашли в тупик и потеряли вектор развития, исчерпали свой потенциал. Без философско-мировоззренческого наполнения, научного и духовного подкрепления скрепы организационно-правового регулирования перестают работать. Либо развертывание жизяенных сил местного сообщества,
делегирование им реальных рычагов управления, укрепление материально-финансовой базы, развитие местного хозяйства, муниципальной собственности, либо снова диктат центра и еще большая стагнация уже созданных правовых и
организационных основ местной власти.
Решение этих вопросов во многом зависит от наличия современной концепции развития местных сообществ, с чего и начинается решение любых методологических вопросов, управленческих в том числе. Напомним, что концепция - это понимание, центральная идея, взгляд на проблему. Она включает различные формы научного знания, научные факты, теории, научные принципы, законы, понятия.

В системе концептуального знания, направленного на понимание сути проблемы и принципиальных путей её решения, всегда присутствуют три элемента: эмпирический, теоретический, фидософско-мировоззренческий.
Эмпирический уровень научных знаний - поставщик данных, на объяснения которых претендует знание теоретическое.
Философско-мировоззренческое знание содержит общее представление о действительности и процессе познания, выраженное в философских категориях. Только так выстраивается концепция, логическая цепь подхода к конкретной социальной проблеме, в данном случае к развитию местных сообществ.
Философия местного сообщества - это совокупность принципов и правил взаимоотношений всех граждан на данной территории, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно.
Соблюдение философии, своего рода морального кодекса местного сообщества, обеспечивает успех во взаимоотношениях его членов, ведёт к снятию конфликтных ситуаций. Несоблюдение её - к нарастанию конфликтов между местной
властью и населением, росту негативных явлений, что не способствует эффективному развитию местного сообщества.
Современная концепция развития местного сообщества во многом определяет стратегию развития.
Стратегия - это планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению ряда действий во времени для достижения поставленных целей.
Осуществление управления на концептуально-стратегическом уровне, без чего нет развития и достойного выхода из кризиса, как показывает мировой опыт, невозможно без стратегического мышления, прежде всего руководящих кадров местного сообщества.
Напомним, что стратегическое мышление - процесс отражения управленческой философии руководства в представлениях, решениях, суждениях с целью ориентации деятельности на запросы потребителей, осуществления гибкого регулирования и своевременных изменений в организации, позволяющих добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Итак, три категории - концепция, стратегия, стратегическое мышление - представляют, во-первых, опорные категории управленческого воздействия, во-вторых, логически связаны между собой, представляют единство. Без понимания этой основополагающей идеи сегодня невозможно эффективное управление на любом уровне, муниципальном в топ числе.
Концепция развития местных сообществ исходит из следующих посылок:


  • каждое местное сообщество уникально в экономическом отношении (следовательно, оно должно иметь свою собственную стратегию развития, основанную на использовании тех ресурсов, которые дают возможность удовлетворять

социально-экономические потребности местных жителей с наименьшими затратами);

  • каждое местное сообщество испытывает воздействие как внешних, так и внутренних факторов;
  • местные сообщества находятся на разных уровнях развития;
  • местное сообщество - это принимающая решения социальная организация, способная в экономическом смысле обеспечить достаточные продукт местного хозяйства, реальный доход своим жителям и полную занятость.

Однако при экономическом подходе развитие местного сообщества во многом сводится преимущественно к развитию местного хозяйства, между тем генеральной целью его развития является улучшение качества жизни местного населения (через создание продукта/услуги, обеспечение занятости, благоустройство территории). При этом социальные и экономические потребности соотносятся как цель и средство.
На основе концепции разрабатывается ряд стратегий, в каждой из которых обычно формулируются основные принципы реализации концепции. Так, в качестве одного из важных принципов, который позволит создать благоприятную для развития местного сообщества внешнюю среду, должен быть принцип баланса интересов. Развитие местного сообщества должно обеспечить баланс интересов муниципального образования, субъектов РФ и Российской Федерации.
Прочная материальная финансово-экономическая база местного сообщества будет способствовать стабильному поступлению налогов в бюджеты более высокого уровня
Второй важный принцип, который лежит в основе реализации концепции - приоритет социально-культурной сферы. Именно эта сфера определяет смысл' производственно-экономической деятельности, о чём обычно забывают при составлении программ развития городов и регионов. Этот принцип позволяет отказаться от принципа остаточности социально-культурной сферы, переместить её на первое место
на шкале приоритетов. Качество жизни населения как интегральный показатель, отражающий все наиболее значимые для жизни населения факторы, - самый важный и конечный показатель развитости всего района.
Третий принцип - интеграция инновационных проектов с традиционными методами работы, обеспечивающая преемственность и инновационность всей деятельности местного сообщества.
Четвертый принцип - рассмотрение экономики как жизнеобеспечивающего, а не самодовлеющего фактора. Этот принцип позволит изменить направление зависимости между социальной и экономической сферами, поставив последнюю на место обеспечивающей.
На этом собственно, концептуальная проработка муниципального управления заканчивается и открывается следующий его этап - разработка технологий стратегического управления, стратегического и текущего планирования, призванных задать не только общие идеи, на основе которых формируются стратегические цели, но и обеспечить механизм их реализации, осуществить на практике выработанные стратегии.



Содержание раздела