d9e5a92d

Понятие и виды местных бюджетов


7.3 Понятие и виды местных бюджетов
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет, который можно определить как финансовую базу местных органов власти. Традиционно под бюджетами муниципальных образований понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Это не случайно, поскольку в системе органов власти,начиная с 30-х гг. прошлого века, местные органы власти занимали место проводника идей центра на местах, своеобразного филиала центральной власти, что полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности.

Соответственно и бюджетные права органов местного самоуправления заключались не в самостоятельном распоряжении бюджетом, а в работе в рамках сметы расходов.
В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и прежде всего с выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. В чем их суть?
Прежде всего появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случае бюджет - не только опись доходов и расходов, но и важнейший инструмент осуществления определенной политики. И определение, данное нами в начале этого раздела, отражает лишь внешнюю форму - констатацию определенной деятельности.

Поэтому бюджет - это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования.
Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.
Подобный подход к определению местного бюджета подразумевает значительное изменение не только самого
понятия, но и характера деятельности органов, занимающихся бюджетом. Органы самоуправления занимаются разработкой и утверждением планов развития территории муниципального образования, самостоятельно исполняют бюджет, утверждают отчет, анализируют результаты исполнения, принимают меры по изменению финансовой политики.
Главный признак полноценного местного бюджета -возможность использования его как инструмента проведения определенной хозяйственной и социальной политики.
Исходя из приведенного выше определения местного бюджета, выделим следующие основные признаки, на основе которых можно провести классификацию местных бюджетов: цель и содержание деятельности; сроки.
В зависимости от содержания деятельности выделяют, как правило, два вида бюджетов: текущий бюджет; бюджет развития (инвестиционный бюджет).
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления, т. е. Поддержанию функционирования городского хозяйства.
Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Данная классификация, несмотря на её условность, поскольку средства могут переходить из одного бюджета в другой, тем не менее крайне важна, поскольку позволяет выделить и более четко определить цели и задачи муниципального хозяйства, планировать его перспективу. Давно известно изречение одного из древних философов: Если ты не идешь вперед, то ты идешь назад. Без разделения бюджета на эти две важнейшие группы невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.
В зависимости от органов местного самоуправления также можно выделить два вида местного бюджета:
направляемый на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;
направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти на основе закона органам местного самоуправления.
Такое разделение следует из того, что порядок расходования средств, выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется органом, их передавшим, а следовательно, он может быть отличным от порядка расходования собственных средств местного бюджета.


В зависимости от сроков планирования финансовой деятельности традиционно выделяют три вида бюджетов:

  • краткосрочный (1 год);
  • среднесрочный (3 года);
  • долгосрочный (свыше 5 лет).

Понятно, что классический вид бюджета - краткосрочный. Однако перспективное финансовое планирование также необходимо, поскольку без него невозможно обеспечить комплексность развития городского хозяйства.
Приведенные выше классификации местных бюджетов достаточно условны и, естественно, не могут применяться в чистом виде. Сам по себе бюджет представляет из себя комплексный документ, включающий элементы перечисленных выше видов бюджетов. Но приведенная выше классификация дает возможность более грамотно построить структуру бюджета (см. первую классификацию), а также сам процесс составления бюджета и финансового планирования деятельности муниципального образования.



Содержание раздела