d9e5a92d

Муниципальная экологическая политика


Глава 8.Муниципальная экологическая политика
8.1 Значение экологической составляющей муниципальной социально-экономической политики в современных условиях
Современные проблемы развития урбанизированных территорий вызывают необходимость разработки стратегии и конкретных путей такого социально-экономического развития города, которое отвечало бы в полной мере требованиям экологической безопасности.
Экологический императив является безусловным фактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение или уничтожение природы стало реальностью.
Сущность муниципальной экологической политики состоит в деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности населения, стабилизации и дальнейшего улучшения качества компонентов окружающей среды и всей экологической обстановки в целом. Такая политика включает цели, приоритеты и ограничения экологического развития муниципального образования и систему мер, направленных на их достижение. Любая политика должна иметь свои обоснование и концепцию.

Местная экологическая политика не исключение, стержнем её необходимо сделать концепцию природопользования и формирования среды обитания муниципального образования, опирающуюся на результаты комплексного анализа исходного уровня социально-экономического развития данной территории с углубленным анализом и прогнозом территориальной организации экономики муниципального образования, прогноза возможных экологических последствий намеченных направлений хозяйственной деятельности.
В конечном итоге концепция природопользования и формирования среды обитания человека после ряда
корректировок и наряду с другими частными концепциями должна быть положена в основу общей концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Проведение самостоятельной муниципальной экологической политики в отдельном муниципальном образовании не освобождает его от ответственности перед субъектом более высокого уровня. Одновременно, будучи частью таксономической государственной системы, любое муниципальное образование вправе, как часть целого, рассчитывать на привлечение всей полноты ресурсных возможностей этого целого. Нельзя при этом не учитывать и некоторых потребительских сепаратистских тенденций, уже проявившихся за последние несколько лет.

Они выражаются в желании отдельных административных единиц получить максимум от природопользовательской деятельности, в том числе и ресурсопотребления, при минимуме ответственности.
Муниципальная экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учёта и оценки природных и экологических ресурсов и активов. Экологическая политика должна также быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для его проживания, развитию экологического сознания и образования, экологической структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде, и контролю над их выполнением.
Муниципальная экологическая политика базируется на следующих ключевых принципах и положениях:

  • приоритет охраны здоровья населения от воздействия экологически опасных факторов;
  • приоритет вопросов охраны окружающей природной среды при принятии социально-экономических решении на уровне города;
  • соблюдение республиканского и федерального природоохранительного законодательства и экологических

стандартов при решении вопросов, затрагивающих проблемы экологии и защиты окружающей среды;

  • следование режиму ответственности городских или территориальных природоохранных органов, органов муниципальной власти, а также организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и реализация совместных мероприятий по охране окружающей природой среды;
  • сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей природной среды;
  • эффективное участия в сотрудничестве на федеральном и международном уровне для решения городских, территориальных, региональных и российских экологических проблем;
  • экономическая эффективность и справедливость
<

p> В рамках разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления и действующего законодательства необходимо определить те полномочия, осуществление которых позволит эффективно добиться положительных результатов в сфере экологической безопасности города. На уровне городского управления эти полномочия должны быть детализированы путем выработки конкретных перечней функций в сфере управления природоохранной деятельностью и природопользованием в городе.
На местном уровне, по нашему мнению, целесообразно сконцентрировать следующие функции:

  • учёт и оценка природных ресурсов, ведение кадастров природных ресурсов города и прилегающей территории;
  • разработка и реализация местной политики в сфере экологического контроля, мониторинга, экологической экспертизы и экологического образования и просвещения;
  • разработка и реализация городских или территориальных целевых программ по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и природоохранной деятельности;
  • использование экономических и финансовых инструментов природоохранной деятельности;
  • контроль над соблюдением стандартов, норм, нормативов и правил природопользования, в том числе нормативно-методических и инструктивных документов по вопросам владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
  • подготовка и распространение информации экологического характера;
  • обеспечение экологической безопасности посредством экологически безопасного развития промышленности, энергетики, транспорта, коммунального и агропромышленного хозяйства.


Содержание раздела