d9e5a92d

Методы изучения общественного мнения


11.2. Методы изучения общественного мнения
Социологической науке известны несколько методов изучения общественного мнения. Выбор метода сбора информации зависит от целей и задач стратегического плана. Чаще всего приходится использовать комплекс методов - изучение документов, наблюдение, опросы, эксперимент и другие.
Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участникам какого-то социального процесса, или внутренним, включенным, когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива, субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться, систематизироваться с целью создания портрета изучаемого социального объекта.
Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных, т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило, вербальной) форме - документации. Скажем, изучение структуры и динамики платежеспособного спроса населения на те или иные товары на основе статистических данных о доходах и расходах определенных категорий населения. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.
Интервью: это исследование объекта в форме заданного З^стного опроса субъекта социума с целью получения социологической картины объекта в определенный период времени. В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-либо социальной группы, эксперты-профессионалы,
известные лидеры. Не исключена случайная выборка. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или лидером партии) или социально-типологический интерес (мнения типичных представителей определенной социальной общности).
Сеть интервьюеров: Крупные опросные центры изучения общественного мнения проводят опросы достаточно часто -несколько раз в месяц. В этой ситуации стало экономически оправдано создание постоянной сети интервьюеров. В большинстве центров принята двухступенчатая система управления такой сетью.

В каждом населенном пункте отобранном в выборку, или в группе населенных пунктов живет и работает менеджер сети. Каждый менеджер управляет работой группы из интервьюеров в данной местности.
Сеть интервьюеров является ядром каждой опросной организации, и поэтому ее работе уделяется основное внимание. Подбор менеджеров, интервьюеров, их обучение, контроль над их работой, совершенствование системы оплаты - важнейшие элементы работы полевого отдела опросного центра, и эта работа никогда не кончается.
Анкетирование: Эта форма заданного письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения созокзшкого представления о состоянии и функционировании зтого субъекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.
Метод самозаполнения анкет респондентом почти полностью ушел в прошлое и в серьезных профессиональных опросных организациях используется лишь в специальных случаях. Доминирующим стал метод интервью на дому.
Стоимость опроса методом интервью достаточно велика, и сегодня на повестку дня все настойчивее встает вопрос о
поисках альтернативных путей. Телефонный опрос видится как кардинальное решение многих проблем, но все еще слабый уровень телефонизации в стране и очень высокая стоимость переговоров пока не позволяют применить его в полном масштабе.
Оперативность опроса - другое требование, которое обычно сопутствует опросам общественного мнения. В чисто научных опросах вопросник часто бывает столь сложен, что интервьюер даже при длительной тренировке делает большое количество ошибок. Эти два обстоятельства привели к идее использования портативного компьютера вместо бланка анкеты.



В таком случае программа, заложенная в компьютер, отслеживает логику ответов респондента и позволяет использовать очень разветвленные опросники со многими сценариями ответов.
Все перечисленные методы изучения общественного мнения, достаточно широко применяемые в социологии, несут оценочный характер исследований и не могут служить непосредственным выражением воли участвующих в этих опросах граждан, тем более, что проведение указанных исследований не закреплено законодательно.
Наиболее объективным методом изучения общественного мнения, как формы прямого волеизъявления граждан, является референдум.
Конституция РФ включила референдз'м в механизм реализации народовластия в стране как высшее и непосредственное выражение власти народа, а также в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме.
Местный референдум наряду с референдумом Российской Федерации и референдумами субъектов Федерации является составной частью системы референдумов в Российской Федерации, посредством которых народ осуществляет свою власть непосредственно.
Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, пс важнейшим вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образов, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.
В нашей стране в течение многих десятилетий референдумы не проводились, а возможность их проведения на местном уровне даже не предусматривалась законодательством. Впервые понятие местный референдум было использовано в статье 2 Закона Российской Федерации О местном самоуправлении в Российской Федерации (1991г.)
Действующая Конституция Российской Федерации (ст. 130) закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать е референдуме (ст. 32)
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст 22).
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на , территории муниципального образования, обладающие избирательным
правом. Не имеют право участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствие с международными договорами Российской Федерации в местных референдумах вправе участвовать и иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно проживающие на территории муниципального образования
Принципом проведения местного референдума является участие в нём граждан на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это участие является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение местного референдума в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных законодательством и уставом муниципального образования, является обязательным. Инициатива проведения местного референдума принадлежит как представительному органу местного самоуправления, так и гражданам, имеющим право на участие в референдуме.
Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (ст.ЗЗ). Согласно ему каждый гражданин или группа граждан могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для проведения местного референдума Инициатором проведения может также выступать избирательное объединение, действующий устав которого зарегистрирован органами юстиции не позднее, чем за один год до дня референдума. В этом случае руководящий орган такого избирательного объединения, либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации
выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в муниципальную избирательную комиссию, а в случае её отсутствия - б представительный орган местного самоуправления, с ходатайством о регистрации группы.



Содержание раздела