d9e5a92d

Этапы формирования и реализации местной инвестиционной политики


10.2 Этапы формирования и реализации местной инвестиционной политики
Укрупнено процесс разработки местной инвестиционной политики может быть представлен в виде схемы (14)
14. Принципиальная схема разработки и реализации местной инвестиционной политики.
Как следует из принципиальной схемы, одно из центральных мест в формировании местной инвестиционной политики занимает разработка системы целей укрепления инвестиционной основы развития муниципального образования.
Может быть рекомендована следующая принципиальная схема формирования целей местной инвестиционной политики ( 15.).
15. Принципиальная схема формирования системы целей местной инвестиционной политики.
Поскольку привлекаемые инвестиции рассматриваются как одно из средств решения проблемы социально-экономического развития местного сообщества, то необходимо определить потребности в инвестиционных ресурсах на различные временные горизонты (блок 1, 16). Такие данные могут быть получены из анализа материалов прогнозно-аналитического характера, в частности, концепций, раскрывающих основные направления социально-экономичес-кого развития
муниципального образования.
В блоке 2 осуществляется прогноз величины ожидаемого притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования.
Такой прогноз носит пассивный характер и может осуществляться методом экстраполяции данных, полученных в результате предварительно проведённого анализа величины и эффективности городского инвестиционного потенциала.
В блоке 3 проводится сравнение результатов расчётов, осуществляемых в рамках блоков 1 и 2. Наиболее вероятным результатом сравнения будет повышение величины потребных инвестиционных ресурсов над оценкой полученной в результате пассивного прогноза. Поэтому в блоке 4 определится величина потребностей местного самоуправления в инвестиционных ресурсах, не обеспеченных соответствующими кредитами, займами и т.п. Это можно рассматривать как главную цель укрепления инвестиционной базы местного самоуправления.
В блоке 5 главная цель муниципальной инвестиционной политики структурируется в разряде отдельных проблем социально-экономического развития муниципального
образования, решение которых не обеспечено инвестиционными ресурсами. В результате может быть получена система количественно определённых целей наращивания инвестиционной базы местного самоуправления, увязанная с конкретными проблемами социально-экономического развития муниципального образования.
При разработке политики привлечения инвестиционных ресурсов особую роль играет использование нетрадиционных
источников финансирования - развитие инвестиционного заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Интересен и полезен в той связи опыт разработки инвестиционных программ заимствования в некоторых городах России.
Заимствование среднесрочные (2-4 года) и долгосрочные (4 - 17 лет) позволяют: привлечь дополнительные финансовые ресурсы в регион; обеспечить независимость от текущего поступления доходов и инвестирования расходов бюджета; обеспечит своевременный ввод объектов и сокращение сроков строительства; снизить расходы на обслуживание города; повысить эффективность инвестиций, ориентированных на сроки окупаемости вложений, или возможность бюджета по возврату заимствований. Однако практически программы заимствований реализуемы только при определенных условиях, главное из которых - возможно низкий уровень инфляции.
Другое важное условие - низкий уровень дефицита бюджета, при котором гарантируется возврат необходимых заимствований. Однако социально-экономическое положение большинства муниципальных образований таково, что трудно рассчитывать на снижение дефицита их бюджетов. Скорее, наоборот, в ближайшем будущем произойдет его увеличение.

При разработке программ заимствования следует также иметь в виду обеспечение стабилизации налоговой системы и распределения средств по бюджетам.
Кроме того, следует обратить особое внимание на необходимость развития инвестиционного лизинга, стимулирования высокоэффективных инвестиций; предоставление приоритета проектам с высокой окупаемостью и привлекающими значительные объемы частных инвестиций; рациональное использование инвестиций; предотвращение их распыления, создание в капитальном строительстве нормальной конкурентной среды. Известно, что проведение подрядных торгов позволяет снизить стоимость строительства на 25-30, значительно сократить сроки выполнения, снизить ресурсоёмкость и энергоёмкость строительства.


Важные условия проведения эффективной местной инвестиционной политики состоят в:

  • создании благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования;
  • установление партнерских взаимоотношений местных властей с предприятиями и инвесторами;
  • использование международных финансовых организаций и программ технической помощи для реализации проектов муниципального развития;
  • формирование схем многоканального финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционный климат - это совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых хозяйственным городским регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства (инвестициях, реконструкциях, расширении производства, обучении рабочих, создании новых компаний и т.д.).
Условие производства и жизнедеятельности существенно варьируется в разных муниципальных образованиях. Каждое из них имеет свой набор факторов, благопрятствующих или препятствующих определенным отраслям производства.
В рамках этого набора может быть выделен ряд мягких климатических факторов, сгруппированных на 16.
16. Составляющие местного инвестиционного климата.
Особую роль в создании и поддержке благоприятного инвестиционного климата играет механизм взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами.
Целью взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами является создание дополнительных, благоприятных условий для устойчивой работы действующих и создания новых предприятий, ускорения инвестиционных процессов в городе. Для этого можно рекомендовать ряд мер и направлений работы:

  • открытость и четкость долговременных целей муниципального развития и конкретных производств;
  • объяснение имеющихся и возможных трудностей у каждого из партнеров;
  • обсуждение возможных областей взаимоподдержки в процессе реализации проекта;
  • обсуждение взаимных обязательств, сроков и возможных санкций при нарушениях;
  • выявление зон потенциально конфликтных ситуаций и выработка мер по их предотвращению или разрешению;
  • максимальное предотвращение или быстрое устранение случаев неправомерного нарушения договоров.

Опыт показывает, что наиболее существенным системообразующим элементом, способствующим повышению инвестиционной активности на территории муниципалитетов, является благоприятный налоговый режим, т.е. освобождение инвесторов от уплаты части налогов в региональный и местный бюджеты. Таким путем идут сегодня многие зарубежные страны. Успешно налоговый механизм мотиваций к долгосрочному вложению средств используется и в некоторых городах России.
Помимо налоговых льгот существенным фактором инвестиционной привлекательности территории являются различного рода гарантии местных властей, обеспечивающие снижение риска потери вкладываемых инвесторами средств (нормативные акты, страхование инвестиций, гарантийные и залоговые фонды и т.п.), В условиях общей политической и экономической нестабильности данный фактор оказывает на потенциальных инвесторов особенно серьезное мотивационное воздействие.
В связи с этим в наши дни одной из важнейших составляющих снижения инвестиционного риска в муниципальных образованиях могло бы стать введение правила о не ухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных в договоре с ним. При этом если в течение определенного в договоре периода появляются, к примеру, федеральные нормативные акты, ухудшающие налоговый климат в регионе (муниципальном образовании), то администрация в соответствии с данным правилом будет обязана взять на себя компенсацию возможных потерь инвестора из своего бюджета. В условиях современной России, когда инвесторы проявляют заинтересованность в финансировании инвестиционных проектов только в случае предоставления им надежных
гарантий со стороны органов государственной и (или) муниципальной власти, данная мера может оказать большое влияние на повышение результативности инвестиционного процесса в любом муниципальном образовании нашей страны.
Не менее серьезным стимулирующим фактором, побуждающим инвесторов вкладывать свои средства в развитие муниципальной экономики, может стать и механизм страхования инвестиционных рисков. В России из-за отсутствия надежной инфраструктуры страховых услуг и устоявшейся практики страхования предпринимательской деятельности как таковой муниципальное страхование капиталовложений пока не получило широкого распространения. Тем не менее, у данной деятельности в нашей стране все же есть определенный перспективы.
Параллельно с мерами по формированию инвестиционно привлекательного образа территории муниципалитетам предстоит проделать серьезную работу по оценке и отбору наиболее эффективных предпринимательских проектов.



Содержание раздела