d9e5a92d

Государственно-территориальное устройство страны


Глава 3.Государственно-территориальное устройство и муниципальные образования
3.1 Государственно-территориальное устройство страны
Государство - это основной институт политической системы общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. Основными признаками государства являются:

  • наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
  • наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государству;
  • наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Государственная территория - определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, отделяется от территории других государств государственной границей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними.
В границах территории государства складывается территориальная организация общества, которая включает: пространственную организацию (территориальную структуру жизни людей, сложившуюся на определенном этапе социально-экономического развития); размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию общества.
В федеративных государствах (федерациях) осуществляется форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (члены федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы и наряду с ними образуются единые федеральные органы власти.
Систему территориальной организации общества, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти в данном случае следует определить как государственно-территориальное устройство.
С распадом Советского Союза, образованием на месте прежних союзных республик суверенных государств и провозглашением суверенитета Российской Федерации произошли изменения в административно-территориальном устройстве и в системе управления. Бывшие автономные республики и автономные области стали республиками и получили широкие права суверенитета и самоуправления. Республики, края, области являются субъектами Федерации.
В отличие от областей Республики могут избирать президента, парламент, утверждать свою конституцию и другие законы, не противоречащие Конституции и законам Российской Федерации.
В составе РФ в настоящее время существует 21 республика: Республика Карелия, Республика Коми, Удмуртская республика, Чувашская республика - Чаваш республики, Республика Мордовия, Марийская Республика (Марий Эл), Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия -Хальмг Тангч, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Адыгейская Республика, Республика Алтай, Республика Хакасия, Республика Тува, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия). Сохранилась лишь одна автономная область в составе Хабаровского края - Еврейская.
В административном делении РФ существуют 6 краев: Ставропольский, Краснодарский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский, Приморский и 49 областей. В некоторых краях и
областях выделены: национальные автономные округа: их насчитывается 10. В них проживают малочисленные народы, сохранение этноса которых - одна из главных демографических задач, стоящих перед правительством и органами власти России. С вступлением России на путь утверждения рыночных отношений и процессом суверенизации субъектов Федерации республик, краев, областей изменилась система управления ими со стороны государственных органов власти.

Являясь объектами государственного управления, республики, края, области в значительной мере расширили свои функции самоуправления и в то же время получили права представлять государственную власть в низовых районах, в городах, селах, городских и сельских районах, расположенных на их территории.




Содержание раздела