d9e5a92d

Доходы местных бюджетов


7.6. Доходы местных бюджетов
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Термин собственные или закрепленные доходы в наиболее прямом смысле означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твёрдой доле на постоянной основе.
Термин регулирование бюджетов широко применяется в литературе о территориальных бюджетах и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.
Термин регулирующие расходы означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К регулируемым доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т.е. процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчётам. Таким образом, это - средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения).

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Общую схему регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в следующем виде ( 11).
11. Схема регулирующих доходов местных бюджетов.
Используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки, которые выявляются при рассмотрении основных источников доходов.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причём это не является особенностью России, а присуще всем странам. В связи с этим попробуем найти ответ на этот сложнейший вопрос.
Для этого необходимо выделить основные источники доходов, которыми располагают органы местного самоуправления.
Ими являются:

  1. Налоги.
  2. Неналоговые поступления.
  3. Доходы от собственной хозяйственной деятельности.
  4. Муниципальный кредит.

Первые две группы источников доходов - в той или иной степени средства, которые государство собирает с населения и предприятий. Третья и четвёртая группы напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться. Все четыре источника дохода зависят также от законодательства, поскольку именно им определяется правоспособность органов местного самоуправления.
Состояние городских финансов определяется следующими факторами:

  1. Состоянием хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
  2. Ресурсами, расположенными на территории муниципального образования.
  3. Объём прав и полномочий, предоставленных органам местного самоуправления государством.
  4. Профессионализмом самих муниципальных служащих.
  5. Теперь последовательно раскроем перечисленные виды источников доходов местного бюджета.
  6. Налоги. Для большинства стран мира налоги - основной источник дохода. По своей природе это платежи, обладающие следующим

свойствами:

  • беспричинностью, т.е. отсутствием каких - либо конкретных услуг, за которые они взимаются;
  • относительной стабильностью и долговременностью;
  • регулярностью платежей.
<

p> Налогообразующими факторами являются:

  • налогоспособность правовых субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;
  • существование какого-либо имущества.

Традиционно выделяют следующие виды налогов:

  • налоги с граждан;
  • реальные (или имущественные) налоги;
  • акцизы (налоги на незаслуженный прирост стоимости);
  • налоги на потребление.

Поскольку в экономической литературе достаточно полно раскрывается сущность самих налогов, нет необходимости подробно излагать специфику каждого из видов налогов. Поэтому рассмотрим роль налогов в осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий. В связи с этим особенно важно отметить, что по природе налоги как инструмент реализации хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой - как мощный регулятор хозяйственных и общественных отношений. Другими словами, изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить процессы, происходящие в обществе. Так, например, опыт введения налога на местную символику показал, что для городов, которые уже известны как туристические центры, он источник дохода для пополнения бюджета, а для городов, в которых программы развития туризма только ещё начинают осуществляться, он крайне нежелателен, поскольку они заинтересованы в наиболее широкой рекламе.

Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определённые виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объёмы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и то, какова способность органов местного самоуправления влиять на формирование налоговой базы, это вызывает необходимость проанализировать существующие системы налогообложения с точки зрения разграничения доходов между уровнями власти в государстве.
Независимо от способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти есть общие принципы построения систем налогообложения, которые позволяют выделить три основные системы:

  • 1) надбавок и отчислений;
  • 2) размежевания источников доходов между государством и местным самоуправлением по видовому признаку;
  • 3) размежевания источников доходов между государством и местным самоуправлением по конструкции налогов.

Первая система предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти. Эта система представлена на 12:
12 Схема налоговых поступлений.
Подобная система применяется сегодня в нашей стране и обладает рядом существенных недостатков:
1. Прежде всего, она предусматривает наличие регулирования бюджетов на всех уровнях.
2. На данной схеме отчётливо видно, что наиболее простой способ увеличения собственных доходов - перераспределение источников доходов между уровнями власти, что, в свою очередь, неизбежно приводит к конфликтам между органами местного самоуправления и
органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета.
3. При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета.
4. Данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников.
Не улучшают данную систему и попытки её совершенствования региональными и местными надбавками, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются. Несколько модифицирует первую систему разграничение доходов между органами власти через различную конструкцию налогов. В данном случае и государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.
Наиболее распространена в странах с развитым местным самоуправлением система, предполагающая разграничение источников доходов.
Данная система предусматривает, что основная масса налогов закрепляется за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако возникает другая проблема. Необходимо остановиться на ней, поскольку и Конституция Российской Федерации и Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривает переход к этой системе.
Прежде всего достаточно сложным оказывается механизм разграничения источников доходов по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за определёнными уровнями власти. Какие же принципы должны лечь в основу закрепления источников доходов за уровнями власти?
Целесообразно при закреплении источников доходов за уровнями власти учитывать следующие соображения:
1. Желательно соответствие видов источников доходов предметам ведения органов местного самоуправления. Другими словами, органы местного самоуправления наиболее эффективно могут осуществлять налогооблажение в тех сферах, где именно они определяют политику.



Содержание раздела