d9e5a92d

Социальное обеспечение

Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица): доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Применяются следующие ставки единого социального налога:
- Пенсионный фонд РФ - 28%;
- Фонд социального страхования РФ - 4%;
- Фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 % (Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования), 3,4 %
(территориальный фонды обязательного медицинского страхования).
Контрольные вопросы:
1) в чем состоит социально-экономическое значение внебюджетных фондов?
2) за счет каких средств формируется Пенсионный фонд РФ?
3) в каких размерах отчисляют организации страховые взносы в Пенсионный фонд РФ?
4) на какие цели используются средства Пенсионного фонда РФ?
5) какие функции выполняет Фонд социального страхования РФ?
6) каковы источники формирования и направления расходования средств Фонда социального страхования РФ?
7) каково назначение Фонда обязательного медицинского страхования
РФ?
8) за счет, каких средств формируется, и куда направляются средства фондов обязательного медицинского страхования РФ?
9) чем объясняется необходимость введения Единого социального налога (взноса)?
10) каков порядок образования внебюджетных фондов финансирования научных исследования и экспериментальных разработок?

Социальное обеспечение

Рекомендации студентам

При изучении данной темы следует обратить внимание на сущность и значение экономической категории социальное обеспечение; на роль государственных пенсий в социальной защите населения и их виды, на социальные пособия, их разновидности, на порядок осуществления выплат.
Вопросы:
1) экономические основы и принципы социального обеспечения;
2) государственные пенсии;
3) социальные пособия.

Экономические основы и принципы социального обеспечения

Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания этих категорий граждан.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения. Социальное обеспечение это своего рода проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично, или временно способность трудиться.
На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
Конституция РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т. д. Если понимать социальное обеспечение в широком смысле, то в него следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией мероприятиями и средствами.
Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения:
1) всеобщность, т. е. распространение его при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;
2) общедоступность т.е. условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;
3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;
4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;


5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам.

Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и работе врачебнотрудовых экспертных комиссий.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социального развития РФ.

Государственные пенсии

В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика оно затрагивает жизненно важные интересы почти миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.
В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской Федерации определяющую следующие основные цели пенсионной реформы:
- реализация гарантированного Конституцией права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законодательством случаях;
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
- адаптация системы пенсионного обеспечения к рыночным отношениям;
- рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
- повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.
В рамках Концепции реформы пенсионной системы 1 апреля 1996 г. принят Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Итак, рассмотрим основные виды существующих в РФ пенсий.
Пенсии это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца. В России основными видами являются пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- за выслугу лет;
- по случаю потери кормильца.
Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.
Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним лицам пенсия по старости назначается: мужчинам по достижении 55 лет и женщинам 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше.
Законом также предусмотрено разнообразное льготное назначение пенсий по старости.
Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии на льготных основаниях.
Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.
К пенсии по старости могут назначаться различные надбавки.
Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка.
На общих основаниях пенсия устанавливается при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального и общего заболевания.
Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Пенсия по инвалидности (кроме наступившей вследствие военной травмы) устанавливается в размере: инвалидам I и II групп 75%, III группы 30% заработка.
К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.
Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.
Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.
Пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а вследствие общего заболевания при условии, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.
Пенсия (кроме пенсии по случаю военной травмы) установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери в полуторном размере минимальной пенсии по старости.
Большое значение для улучшения жизни инвалидов имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Им определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных
прав с другими гражданами.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты, летный и летно-испытательный состав Гражданской авиации и др).
Списки -соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.
Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Социальная пенсия устанавливается:
1) инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;
2) детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;
3) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
4) гражданам, достигшим 60 (мужчины) и 55 лет (женщины).

Социальные пособия

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.
Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок обеспечения пособием по временной нетрудоспособности определен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. 13-6 с последующими изменениями и дополнениями.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим, состоящим членами профсоюза, выдается в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до 3 лет 50%, от 3 до 5 лет 60%, от 5 до 8 лет 80% и свыше 8 лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы.

В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним.
Важной вехой в развитии совершенствования заботы о детях является Федеральный закон Российской Федерации О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (от 19 мая 1995 г.). Законом установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Пособие по беременности и родам выдаётся:
- женщинам, подлежащим социальному страхованию;
- женщинам, обучающимся с отрывом от производства;
- женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
- женщинам из числа указанных выше при усыновлении ими ребенка (детей).
Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86 при рождении двух и более детей 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, использованных до родов.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей либо лицу, его заменяющему.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере двукратного минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Федеральным законом от 24 августа 1995 г. предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период достижения ребенком возраста полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.
Ежемесячное пособие на ребенка выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до окончания им обучения, но не более чем до восемнадцати лет).
Пособие выплачивается в размере 70% минимального размера оплаты труда до достижения ребенком возраста 16 лет (учащимся до окончания обучения, но не более чем до 18 лет).
Ритуальные пособия. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г.-0 погребении и похоронном деле устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного умершим при жизни, и пожелания родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению.
Пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г) о занятости населения и положением о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1992 г., устанавливается гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определяемом этим Законом.

Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Контрольные вопросы:
1) каково назначение социального обеспечения?
2) каковы источники финансирования расходов на социальное обеспечение?
3) какие расходы на социальное обеспечение граждан РФ финансируются из 4 федерального бюджета?
4) каковы основные принципы социального обеспечения?
5) какие виды пенсий применяются в России?
6) каков порядок установления и выплаты пенсий по старости?
7) кому и в каком размере выплачиваются пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца;
8) кому и в каком размере выплачиваются пенсии за выслугу лет и социальные пенсии?
9) каковы основные виды социальных пособий?
10) каковы источники финансирования социальных пособий?

Страхование

Рекомендации студентам:

При изучении данной главы следует обратить внимание на страхование как экономическую категорию; на функции и признаки страхования; на роль страхования в системе финансов; на основные формы организации страхового фонда; на особенности современного страхового рынка.
Вопросы: история страхования; основные понятия и экономическая сущность страхования; классификация страхования; роль и место страховых рынков в экономике.

История страхования

Зародышевые формы страхования можно найти уже в Древнем Риме в различных коллегиях (это корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром), существовавших в эпоху империи в большом числе и для разнообразных целей. Коллегия помимо религиозных и товарищеских целей преследовала еще и цели вспоможения, являясь похоронной кассой. В такой коллегии существовал вступительный взнос, были и периодические ежемесячные взносы.

В случае смерти члена коллегии его наследнику по завещанию уплачивалась определённая сумма, которая предназначалась для расходов на погребение и на поддержание осиротевшей семьи. Право на получение страховой суммы отпадало в случае самоубийства или неуплаты месячного взноса в определенный срок.
В средние века идея, лежавшая в основе римских коллегий, воскресла у германских народов и привела к образованию купеческих гильдий, а позже цехов. Эти средневековые организации развили и укрепили идею страхования как коллективной организации.
Институт страхования возник в средние века, первоначально в торговом мореплавании в связи с присущими ему опасностями. Впоследствии страхование охватило и другие области.
Первое страховое объединение появилось в XII в. в Исландии. Жители острова объединились в союзы для взаимного обеспечения на случай пожаров и падежа скота.

Большого распространения деятельность исландских союзов не получила, т. к. на имущественное страхование было обращено внимание только ко времени упадка феодализма и развития капиталистических отношений. В дальнейшем страхование развивалось постепенно практически во всех странах западной Европы.
В начале XX в. во многих экономически развитых странах формируется система государственного страхования трудящихся. Наряду с уже ставшими традиционными формами личного страхования на случай смерти, от несчастного случая, болезни, потери кормильца, появляется страхование от безработицы /17/.
Развитие всех форм и видов страхования в мире происходит особенно интенсивно в XX в. Застраховать можно практически все. Накопление актуарных (страховых) знаний, учет конъюнктуры рынка страхования, накопление информации и ее систематизация позволяют значительно снизить степень риска страховых организаций.
Страхование в России
Страхование в России начинает распространяться в последней четверти XVIII в. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже получило значительное развитие. На это обратила внимание российская императрица Екатерина II, повелевшая своим манифестом от 28 июля 1786 г. с целью активной защиты от частых пожаров, обязать государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также каменные заводы и фабрики от всех хозяев.
Этим же манифестом в России устанавливалась государственная монополия на страхование.
Император Павел I продолжил введение страхования государственной властью. По его указу от 18 декабря 1797 г. началось страхование движимости.

С этой целью, при государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для приема на страх товаров.
Россия XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для страховых операций, страховые сборы были крайне скромными, это объяснялось тем, что Россия при крепостном праве не могла представлять широкого поля деятельности для страховых обществ, в том числе и при организации страхования жизни.
Отмена крепостного права, произошедшая в 1861 г., положила начало реформам в области страхования. С 1866 г. складывается система земского страхования. В губерниях, где земства были неорганизованъ:, страхование не велось.

Страхование проводили акционерные общества, и доступно оно было лишь зажиточным людям.
Страхование проводили также правительственные учреждения. Они занимались страхованием от несчастных случаев, от огня, страхованием морских судов.
Революционные события 1917 г. многое изменили в жизни российского государства, в том числе и в области страхового дела.
Личное страхование было введено в 1922 г. В результате в середине 20-х гг. в стране получили распространение все основные виды государственного страхования: страхование стало государственной монополией СССР. Все операции совершались на основе единых правил и тарифов.
Реорганизация коснулась страхования имущества предприятий, учреждений и организаций. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда и государственного имущества, сданного в аренду, страхование имущества учреждений, страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.

Страхование стало проводиться на основе единого (всеобщего) законодательства по одним правилам и инструкциям, которые разработало Министерство финансов СССР.
В 60-70-х годах вводится страхование детей, как вариант смешанного страхования, и страхование к бракосочетанию.
В середине 80-х гг. возникают новые виды страхования. Это комбинированное страхование средств автотранспорта, багажа и пассажиров (авто-комби); страхование школьников и детей от несчастных случаев; страхование по одному договору строений и домашнего имущества; страхование изделий из драгоценных металлов и камней, коллекций, уникальных антикварных изделий.

Основные понятия и экономическая сущность страхования

Страхование возникло и развивалось, имея своим основным назначением страховую защиту людей от различных непредвиденных негативных случайностей.
Общественное развитие человечества сочетает в себе два противоречивых начала. С одной стороны, действуют диалектические противоречия между человеком и природой, с другой - противоречия, возникающие внутри общества в процессе производства материальных благ.

Иначе говоря, в человеческом обществе объективно существуют и действуют условия для наступления событий и непредвиденных обстоятельств, имеющих негативные последствия, которые принято называть страховыми случаями. Зачастую эти страховые случаи наносят обществу и отдельным гражданам чрезвычайный по своим масштабам имущественный ущерб, или убыток.
Противоречия между человеком и природоразрушительными силами, между людьми в процессе общественного производства и предпринимательства порождают необходимость предупреждения и преодоления разрушительных последствий, стихийных и других бедствий, а также безусловного возмещения материальных потерь.
Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчинённой связи с категорией финансов, и представляет собой систему экономических отношений между страховщиками и страхователями по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых страховых случаев за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), а также систему хозяйственной и предпринимательской деятельности, инвестирования временно свободных денежных средств с целью получения дохода в прибыльные объекты материального производства, ценные бумаги, недвижимость и т.д.



Содержание раздела