d9e5a92d

Муниципальные внебюджетные фонды

Все чаще средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна.

Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.
Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения. А это усиливает нагрузку на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения предприятий они, в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах, будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в территориальных финансах /3/.

Муниципальные внебюджетные фонды

Один из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий - образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников:
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходов от аукционов;
- штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;
- штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства РФ.
Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решениями исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды.

Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.
Мобилизованные в такие фонды средства могут быт направлены на расходы, связанные:
- со строительством на кооперативных началах объектов социальнобытового назначения;
- с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнение планового размера доходов;
- с перерасходами установленных смет и нормативов.
Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.
Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует:
- концентрации средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
- усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
- укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
- более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
- усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
- освобождению предприятий от выполнения несвойственных им функций по развитию местного хозяйства;
- расширению финансовых возможностей местных органов для
ликвидации диспропорции между производственными и
непроизводственными сферами и диспропорции внутри
инфраструктуры;
- росту влияния местных органов власти на развитие отдельных
отраслей инфраструктуры, повышению технического уровня
подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;
- повышению уровня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению.
Контрольные вопросы:
1) какие звенья бюджетной и финансовой систем входят в понятие территориальных финансов в РФ?
2) каково значение территориальных финансов в социальной и экономической политике государства?
3) назовите основные составные части территориальных финансов, за счет которых обеспечивается комплексное развитие регионов;
4) какие бюджеты включаются в понятие территориальный бюджет?
5) каковы доходы территориальных бюджетов России?
6) что составляет основу собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов?
7) охарактеризуйте основные расходы территориальных бюджетов;
8) расскажите о межбюджетных отношениях и путях их совершенствования в РФ;
9) за счет чего складываются доходы муниципальных внебюджетных фондов и каковы направления их использования?
10) каково содержание территориального сводного финансового баланса?

Внебюджетные специальные фонды

Рекомендации студентам:

При изучении данной темы следует обратить внимание на социальноэкономическое значение государственных внебюджетных фондов, на их цели и задачи; на источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов; на основные направления структурной перестройки системы социальной защиты населения.
Вопросы:
1) социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов;
2) виды внебюджетных фондов по целевому назначению;
3) государственные внебюджетные фонды в РФ;
4) единый социальной налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Часть денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций, сконцентрирована вне бюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фондов. Такие фонды носят статус внебюджетных, и многие из них имеют ярко выраженный социальный характер.

Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определённых социально-экономических задач.
Внебюджетные фонды одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Исторически внебюджетные фонды возникли раньше, чем появился сам бюджет. Их основное отличие от бюджетных средств состоит в строго определенных целях использования.

На определённом этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет других. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас. Например, в последние годы часть внебюджетных денежных фондов РФ вошла в состав федерального бюджета и получила статус целевых внебюджетных фондов.

Это такие фонды, как Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ и некоторые другие.
В современных условиях значение внебюджетных фондов вновь повышается. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов:
Во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий.
Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.
Источником внебюджетных фондов является национальный доход. Основными источниками формирования внебюджетных фондов являются специальные налоги и сборы; средства из бюджета; займы.
С помощью государственных социальных внебюджетных фондов можно решать ряд задач:
- оказать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
- оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;
- финансировать пенсионное обеспечение.

Виды внебюджетных фондов по целевому назначению

Внебюджетные фонды особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.
Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.п., а в итоге все их объединяют одним понятием - специальные.
Специальные внебюджетные фонды нашли значительное
распространение в финансовой системе промышленно-развитых стран. Понятие специальных фондов включает в себя совокупность помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и счетов, а также присоединенных бюджетов. Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико.

Специальные фонды в ряде стран сопоставимы по своему объёму с объемом государственного бюджета.
Специальные фонды в зависимости от правового статуса подразделяются на государственные и местные. По направлениям использования специальные фонды подразделяются на следующие группы:
- социальные фонды;
- экономические фонды;
- научно-исследовательские фонды;
- кредитные фонды;
- фонды личного и имущественного страхования;
- военно-политические фонды;
- межгосударственные фонды.
Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных видов внебюджетных фондов.
1) Социальные фонды это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения.
Существует три основных источника образования социальных фондов: страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц; страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями; субсидии государства.
2) Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации.

Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.
3) Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.
4) Кредитные фонды это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны.

Государственные внебюджетные фонды в РФ

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г. и Законом Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов от 15 апреля 1993 г. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Фонд обязательного медицинского страхования;
- Российский фонд технологического развития;
- Фонд инвестирования жилищного строительства.
Первые три фонда относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.
К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся:
- их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете;
- независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.
Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством.
Рассмотрим социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца
С 1 января 2002 года пенсионные отношения в РФ регулируются Федеральным законом О государственном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. 166-ФЗ.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).
В задачи фонда входят: обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов; международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:
1) страховые взносы работодателей;
2) страховые взносы граждан;
3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий;
4) средства, взыскиваемые в результате предъявлении регрессивных требований;
5) добровольные взносы;
6) доходы от капитализации средств фонда;
7) прочие поступления.
Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.
Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.
С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 1 апреля 1996 г. 27-ФЗ.
Целями индивидуального учета являются:
- создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсий при ее назначении;
- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Фонд социального страхования РФ.
Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторнокурортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.). материальную основу социального страхования составляет Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования РФ в настоящее время действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 101.
Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд государственного социального страхования РФ -централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источниками образования Фонда являются:
- взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
- средства государственного бюджета (в форме дотаций);
- частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;
- прочие поступления.
- Средства Фонда направляются на следующие цели:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет, на погребение;
- санаторно-культурное лечение и оздоровление работников и членов их
семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и
оздоровительных лагерей для детей и юношества;
- проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации согласно Закону РФ О медицинском страховании граждан РСФСР, вступившим в действие с 1 января 1993 г.
Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
- обеспечение реализации Закона О медицинском страховании граждан РСФСР, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- финансирования целевых программ.
- Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
- Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуется за счет:
- части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
- иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются
для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.
Рассмотрим экономические внебюджетные фонды:
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. Российский фонд технологического развития образует Министерство науки и технической политики РФ; внебюджетные фонды НИОКР министерств, ведомств, объединений создаются указанными субъектами по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Эти внебюджетные фонды не наделены правами юридических лиц и действуют от имени субъектов, их образовавших.

Источниками их образования являются отчисления предприятий всех форм собственности в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).
Основными направлениями расходования фондов являются:
- финансирование НИОКР по созданию наукоемкой продукции, сырья, материалов;
- финансирование разработок новых и совершенствованию технологий;
- финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции;
- финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.
Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления, порядок их создания и функционирования утвержден Правительством РФ. Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц; целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня; а также доходы от операций с ценными бумагами.

Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в

государственные внебюджетные фонды
С 1 января 2001 г. в соответствии со ст. 234 Налогового кодекса российской Федерации введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ).
Единый социальный налог объединил три сбора, которые платили предприятия из фонда заработной платы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. До объединения общая сумма платежей по этим налогам составляла 38,5 % от фонда заработной платы.

С принятием Единого социального налога она снизилась до 35,6 %. Если же среднегодовая зарплата сотрудников более 1000 тыс. руб., эта доля еще уменьшается. Тем не менее проблемы остались с собираемостью этого налога, особенно с малых предприятий.
Необходимость введения единого социального налога (взноса) заключалась прежде всего в массовом характере занижения истинных сумм полученной заработной платы. В результате в бюджет не поступали значительные суммы подоходного налога.

Государственные социальные внебюджетные фонды, в первую очередь Пенсионные фонд, недополучали страховые взносы.
Налогоплательщики:
- работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том
числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские
(фермерские) хозяйства, физические лица;
- индивидуальные предприниматели (без образования юридического
лица), родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,
крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
Объект налогообложения:
Для налогоплательщиков - работодателей: выплаты вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором.



Содержание раздела