d9e5a92d

Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Контролирующие функции выполняют министерства финансов, налоговые службы, казначейства и т.д.;
3) стимулирующая (регулирующая)
Государство оказывает воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Рычаги воздействия на экономические процессы:
1) бюджет - выделение средств той или иной отрасли;
2) цены и тарифы - государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая тарифы, которые оказывают на финансовое состояние компаний;
3) налоги - снижение налогов стимулирует производство, повышение налогов снижает производство;
4) экспортно-импортные пошлины, которые м.б. низкими, льготными или наоборот высокими делающими невыгодными эти операции.

Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)



Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство.

Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные
характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры.

По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца.

Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.


Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство.

Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа).

Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам.

Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование- -это особая социально-экономическая структура, где
объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и
др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др.

В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета , целью которого являются получение прибыли.



Контрольные вопросы:
1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль

Рекомендации для студентов:

При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на сущность управления финансами, на основные инструменты управления, на органы осуществляющие управление, на сущность финансового планирования и прогнозирования, на основные направления финансовой политики, контроля
Вопросы:
1) понятие и типы финансовой политики;
2) управление финансами;
3) органы управления финансами и их функции;
4) финансовый контроль;
5) финансовое планирование и прогнозирование

Понятие и типы финансовой политики

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.
Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.

Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Финансовая политика содержит следующие аспекты:
1) макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;
2) распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Дефицит бюджета превышение расходов над доходами.
Дефицит бюджета сам по себе не является чрезвычайным событием. Нет ни одной страны, которая бы в своем развитии не сталкивалась с проблемой дефицита бюджета.
Дефицит может быть вызван разными причинами:
1) осуществление крупных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста расходов над доходами является обоснованным. Дефицит бюджета отражает регулирование государством экономики и его стремление обеспечить структурные сдвиги общественного производства;
2) дефицит может быть вызван чрезвычайными событиями (военные действия, бедствия, катастрофы) Когда государственных резервов становится недостаточно и государство прибегает ук дополнительным источникам;
3) дефицит может быть вызван определенными кризисными явлениями в экономике, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Поэтому необходимо принимать срочные меры и политические решения для его ликвидации. В условиях динамично развивающейся экономики дефицит бюджета в определенных границах не страшен. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового продукта и бюджетном дефиците не выше 2-3 % .
Источники финансирования дефицита бюджета:
1) кредиты ЦБ;
2) займы у частного сектора;
3) иностранные кредиты.
Кредиты ЦБ автоматически увеличивают активы правительства и объем денежной массы в обращении, поэтому постоянное кредитование приводит к инфляции.
Правительство, обращаясь к частному сектору, размещая
государственные долговые обязательства.
Внешнее финансирование, правительство, привлекая иностранные займы и кредиты, накладывает определенные обязательства на правительство в вопросах макроэкономической политики, обслуживание внешнего долга ложится тяжелым бременем на налогоплательщиков.
Типы финансовой политики.
а) классическая;
б) регулирующая;
в) планово-директивная.
Классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. (А. Смит, Д. Рикардо и др.)
Регулирующая финансовая политики исходит из необходимости вмешательства государства в циклическое развитие экономики, обеспечение полной занятости.
Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличения НД, ликвидация безработицы.) Происходит рост сбережений у населения, и государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашение государственных долгов. (Дж. Кейнс и др.)
Планово-директивная финансовая политика.
Цель: максимальная концентрация ресурсов в руках государства и перераспределение их в соответствии с планом.

Управление финансами

Современное положение России предусматривает новые методы управления финансами. В планово- централизованной экономике управление осуществлялось директивно-административными методами. Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих
развитию реального сектора экономики и решения назревших социальных проблем.
Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей:
1) после распада СССР, осложнились и были разорваны связи между республиками, с которыми российская экономика имела важные производственно-экономические и финансовые отношения;
2) был создан ЦБ РФ, получили развитие КБ и другие финансовые организации;
3) бюджетная система перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы.
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
В управлении финансами выделяются объекты управления и субъекты. Объекты: любые виды финансовых отношений (финансы предприятий; страховые отношения; государственные финансы). Субъекты :
организационные структуры, которые осуществляют управление.(финансовые службы, страховые органы, налоговые службы, инспекции).
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называются финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование; управление; контроль.
1) планирование.
В ходе планирования хозяйствующий субъект, всесторонне оценивает свои финансовые возможности, выявляет возможности увеличения фин. ресурсов, направления наиболее эффективного их использования. Управление в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации;
2) управление
Управление может быть стратегическим (общим) и оперативное
Стратегическое управление выражается в определении финансовых резервов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов и реализации целевых программ.
Оперативное управление.
Это комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения средств. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами, с целью ликвидации узких мест, и решения возникающих задач;
3) контроль
Контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного развития.

Органы управления финансами их функции

Общее управление финансами осуществляет в соответствии с конституцией РФ осуществляют: Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Гос. думы, Совета Федерации. В соответствии с конституцией оно наделено широкими полномочиями в сфере экономики. Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, регулирует деятельность министерств и ведомств, издает постановления, имеющие нормативный характер, утверждают положения о министерствах и казначействах.

Контрольно - счетная палата: независимый от Правительства и постоянно действующий орган гос. власти, подотчетный федеральному собранию. Она регулярно предоставляет Совету Федерации информацию об исполнении бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, результаты действия этой палаты печатаются в средствах массовой печати.
Президент РФ и его аппарат (создаются указы по финансовым вопросам подписание федеральных законов, назначения и освобождения от должностей министерства финансов.)
Министерства финансов (гл. федеральные казначейства, контрольно -ревизионные управления, министерство по налогам и сборам, федеральная служба по валютному и экспертному контролю, государственный, таможенный контроль). Контролируют процесс мобилизации и использования средств бюджета, способствуют разработке оптимальной и финансовой политики, обеспечить максимальный рост поступлений в государственный бюджет.

Казначейства сообщают информацию о состоянии финансов в стране, контроль за выполнением государственных обязательств совместно с ЦБ.
Министерства по налогам и сборам, налоговые инспекции. Налоговые инспекции это службы оперативного контроля.

Осуществляют контроль за соблюдением и правильностью исчисления налоговых платежей, соблюдение законов, взыскание штрафов за невыполнение налоговых платежей.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Осуществляют контроль за соблюдением законов резидентами и не резидентами страны, за импортными и экспортными операциями, по операциям с ценными бумагами.
Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче ссуд, проверке обеспеченности и их взыскание. Разрабатывают денежнокредитную политику, проводят мероприятия по повышению
конвертируемости рубля.
Аудиторские службы - это независимые организации, способствующие повышению качества контроля и его объективности.
Аудиторский контроль- это предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности, различных финансовых обязательств и требований, а также по оказанию других аудиторских услуг.
Виды аудиторских услуг:
Проверка бухгалтерской отчетности; консультирование по вопросам БУ и налогообложения, банковского законодательства и др. хоз. субъектов; постановка БУ (разработка учетных регистров и бух. документации); восстановление; ведение БУ специалистами фирмы; анализ финансовой деятельности ; обучение работников предприятия основам БУ; защита экон. интересов в налоговой инспекции; перевод отчетности на новые стандарты.
Другой предпринимательской деятельностью аудиторские фирмы заниматься не должны.
Цель аудиторского контроля: установление достоверности БО экон. субъектов и соответствие совершенных ими операций законодательству; снижение предпринимательского риска; оптимизация затрат и увеличение доходов; разработка мероприятий или рекомендаций по улучшению финансового положения эк. субъекта.
Виды аудита: обязательный - проводится тогда, когда привлекаются чужие денежные средства (АО, ООО) и проводится в счет себестоимости.
Инициативный аудит - по инициативе предприятия, за счет собственных средств предприятия.
Обязательный по поручению государственных органов (санкция прокурора, суда.)
По субъектам: внешний, внутренний.
После проведения аудиторской проверки, составляется аудиторское заключение надежности проверяемого субъекта.

Финансовый контроль

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов, а также специально созданных контролирующих органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов, в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.
Объектом финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях н/х.
Задачи финансового контроля: Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов н/х; обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутренних резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов не предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также ведению БУ и отчетности; обеспечения соблюдения действующего законодательства и нормативных актов; содействия высокой
отдачи от внешнеэкономической деятельности, в т. ч. по валютным операциям.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, учреждений, а также государственных и банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность выражается в
административных и экономических мерах воздействия. Экономические меры -санкции, т.е. рычаги, содействующие повышению эффективности производства его интенсификации, экологическому оздоровлению т.д.
Принципы классификации финансового контроля:
1) В зависимости от субъектов финансового контроля различают:
а) государственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский). Государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный;
Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной принадлежности (правительство, министерство финансов и т.д.) Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетом средств;
б) ведомственный контроль (контрольно-ревизионные отделы министерств, исполкомами местных органов власти.) Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений;
в) внутрихозяйственный контроль осуществляется службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерия, финансовые отделы) объектом выступает производственная деятельность самого предприятия, а также структурных подразделений;
г) общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на основе безвозмездности и добровольности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими;
д) независимый контроль (аудиторский).
В зависимости от времени проведения финансового контроля бывает:
а) предварительный контроль осуществляется на стадии смет доходов и расходов, проектов бюджета, учредительных документов.



Содержание раздела