d9e5a92d

Бюджетное устройство и бюджетная система

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.95 БК РФ источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетное устройство и бюджетная система

До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в государственном бюджете СССР, который включал:
- союзный бюджет;
- государственные бюджеты союзных республик;
- бюджет государственного социального страхования.
Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 000 бюджетов.
Экономические реформы предопределили пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его децентрализации. Это обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.
Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал Закон РСФСР от 10 октября 1991 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В соответствии с этим законом бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований РФ. В бюджетную систему РФ как самостоятельные части включаются:
- республиканский бюджет РФ;
- республиканские бюджеты республик в составе РФ;
- краевые, областные бюджеты краев и областей;
- городские бюджеты гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
- областной бюджет автономной области;
- окружные бюджеты автономных округов;
- районные бюджеты районов;
- городские бюджеты городов;
- районные бюджеты районов в городах;
- бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Новый этап бюджетной реформы связан с Бюджетным кодексом РФ, принятым в 1998 г. и вступившим в силу с 1 января 2000 г. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ расширяет бюджетную систему, причисляя к ней кроме трех звеньев бюджета еще и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, который означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими уровнями бюджетной системы;
3) принцип самостоятельности бюджетов, который означает: право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов и др.;
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме;
5) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
7) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
8) принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
9) принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
10) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Контрольные вопросы:
1) в чем специфика государственного бюджета как экономической категории?
2) какие функции выполняет государственный бюджет? В чем заключается их специфика по сравнению с функциями финансов?
3) сохранится ли важная экономическая роль государственного бюджета в условиях перехода к рынку?
4) в чем сущность налогов? Какие функции выполняет эта экономическая категория?
5) что такое расходы бюджета? Каковы формы проявления этой категории?
6) как можно классифицировать расходы государственного бюджета? Для чего нужна экономическая классификация бюджетных расходов?
7) какова роль бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия?
8) что такое бюджетный дефицит? Каковы социально-экономические последствия дефицита бюджета?
9) следует ли всегда стремиться к ликвидации бюджетного дефицита?
10) на каких основных принципах базируется построение бюджетной системы России как суверенного государства в современных условиях?

Территориальные финансы

Рекомендации студентам.

При изучении данной темы следует обратить внимание на сущность территориальных финансов как экономической категории, их роли в социальной и экономической политике государства; на состав территориальных финансовых ресурсов; на функции территориальных бюджетов и их функции; на собственные и регулирующие источники доходов территориальных бюджетов; на роль финансовых ресурсов предприятий в развитии регионов.
Вопросы:
1) сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований;
2) состав территориальных финансовых ресурсов;
3) территориальные бюджеты - главная финансовая база территориальных органов власти;
4) финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий;
5) муниципальные внебюджетные фонды

Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований.

Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунальнобытовым обслуживанием населения.
Сегодня территориальные финансы являются одной и важнейших составных частей финансовой системы государства и охватывают региональные финансы (финансы субъектов РФ) и муниципальные (местные) финансы.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно- территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.

При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты др.).

Состав территориальных финансовых ресурсов

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов -финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.

Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Главная составная часть территориальных финансов - региональные бюджеты. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сферы на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
Другая важная часть территориальных финансов - средства субъектов хозяйствования:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной
собственности (как правило, его коммунальные предприятия);
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые
ими на финансирование социально-культурных и жилищнокоммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха.

В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
Еще одной важной частью территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Территориальные бюджеты - главная финансовая база территориальных органов власти

Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Территориальные бюджеты выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные, или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или твердо в фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных бюджетов в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Через регулирующие доходы государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т.е. процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, средства, полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержки территорий. Таким образом, это средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов. Общая схема регулирующих доходов территориальных бюджетов представлена на рисунке 10.



Собственные доходы территориальных бюджетов включают следующие налоги и сборы:
- налоги на имущество;
- доходы от приватизации (собственности, принадлежащей субъектам РФ и муниципальным образованьям);
- земельный налог;
- средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов;
- платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
- прочие налоги, сборы и другие поступления, содержащие местные налоги и сборы.
Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. они позволяют шире проявлять инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы территориальных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызвали необходимость наделения этих бюджетов дополнительными средствами, это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления от:
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов;
- налога на прибыль (доход) предприятий;
- налога на доходы физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.
Существующая система регулирования территориальных бюджетов имеет ряд преимуществ. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц.
В то же время используемый метод регулирования территориальных бюджетов имеет недостатки. Основной - наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов.

Это выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава.
Так как темпы роста расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.
Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у территориальных органов власти иждивенческое настроение.

Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабевает финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. Дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы.

Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации, социально-бытовой инфраструктуры являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражается на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищнокоммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов территориальных бюджетов.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия.
Растут расходы территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищнокоммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения.

Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов и т.д.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условия жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды.

Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий

Важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций.
Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды.
Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и т. д.
Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако территориальные органы власти не всегда располагают необходимыми для этого ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории.

Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия.
Промышленные предприятия берут на себя заботы по прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации. Во многих городах для координации такой помощи созданы советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого предприятия в финансирование общегородских мероприятий.
В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры.



Содержание раздела