d9e5a92d

Бюджет и бюджетная система

Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов. Вследствие морального износа основных фондов периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части.
Денежные средства, необходимые для простого воспроизводства основных фондов, т.е. замены изношенных фондов новыми предприятия получают из выручки от реализации товаров и услуг. В стоимость реализуемой продукции включается в виде амортизационных отчислений и частичное возмещение стоимости амортизируемого имущества.
Амортизация есть процесс перенесения стоимости изношенных основных фондов на произведенный с их помощью продукт
Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукт труда части стоимости основных фондов.
Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства выбывающих из производства по истечении нормативного срока службы ОФ или срока их полезного использования.
Величина амортизационного фонда ежегодно рассчитывается путем умножения балансовой стоимости основных фондов на норму амортизации. Амортизация может быть ускоренная или обычная.
Ускоренная амортизация: быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет времени, но ее применение ведет к завышению себестоимости продукции, а следовательно к завышению цены реализации произведенной продукции.
Метод начисления амортизации:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной из полезного срока полезного использования этого объекта;
- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, на начало года и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования;
- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающееся до конца службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;
- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции, происходит исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств.
В течение года ежемесячную сумму амортизации определяют следующим образом: к начисленной за предыдущий месяц сумме прибавляют амортизационные отчисления по поступившим объектам и вычитают сумму амортизации по выбывшим объектам в предыдущем месяце.
Основные способы приобретения основных фондов:
- капитальные вложения;
- передача учредителями АО в счет вклада в уставный капитал;
- безвозмездное получение от государственных органов, юридических и физических лиц.
Источниками капитальных вложений являются:
1) собственные финансовые ресурсы - первоначальные взносы учредителей, амортизационные отчисления, чистая прибыль;
2) привлеченные финансовые ресурсы - от продажи акций, взносов юридических и физических лиц;
3) заемные средства - долгосрочные ссуды коммерческих банков, облигационные займы государства, финансовый лизинг и т.д.;
4) государственные бюджетные ассигнования;
5) иностранные инвестиции.
Методы финансирования инвестиционных программ:
самофинансирование;
Ксф = СС/И, (8)
где СС - собственные средства, И - общая сумма инвестиций
Рекомендуемое значение - не менее 0,51 (51 %);
2) акционирование - эмиссия собственных акций;
3) кредитное финансирование;
4) финансовый лизинг;
5) комбинированное финансирование;
6) проектное (спонсорское) финансирование крупных объектов, таких как освоение нефтегазовых месторождений, строительство электростанций, объектов городской инфраструктуры.
Оборотные фонды - полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе производственного цикла.
Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это необходимо для того, чтобы обеспечить снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов и ускорения их оборачиваемости.
Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) -выражает разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Минимальное его значение - 10 % к общему объему оборотных активов.
Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к проведению независимой финансовой политики.
Различают состав и структуру оборотных активов. (рисунок 9)
Состав - это совокупность составляющих его элементов.



- материальные
- производственные запасы отгруженные
- незавершенное производство
- расходы будущих финансовые
- периодов
- готовая продукция, товары для
перепродажи и товары
- расчеты с дебиторами
- краткосрочные
вложения
- денежные средства.
Структура - характеризует удельный вес каждой статьи в их общем объеме. Она складывается под влиянием ряда отраслевых и иных факторов:
1) производственные:
- состав и структура затрат на производства
- тип производства
- характер выпускаемой продукции
- длительность технологического процесса и т.д.;
2) особенности закупок материальных ресурсов:
- периодичность
- регулярность
- комплексность
- вид транспорта
- удельный вес комплектующих изделий в объеме потребления и т.д.;
3) формы расчетов с потребителями товаров и услуг;
4) спрос на продукцию данного предприятия, который влияет на величину готовой продукции и дебиторскую задолженность.
Источники покрытия оборотных активов:
1) собственные источники
- собственные средства в обороте (чистый оборотный капитал = краткосрочные активы - краткосрочные обязательства). Чистый оборотный капитал должен покрывать не менее 10 % оборотных запасов;
- нераспределенная прибыль;
2) заемные - виды краткосрочных ссуд банка;
3) привлеченные.
- краткосрочные займы (кроме ссуд банка);
- кредиторская задолженность, т.е. средства которые временно находятся в обороте, но по ним не установлен срок использования;
- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
Контрольные вопросы:
1) какое место занимают финансы предприятий в общей финансовой системе страны?
2) какие факторы оказывают влияние на организацию финансов предприятий?
3) раскройте специфические черты, присущие финансам материального производства;
4) из чего складывается финансовый механизм приватизации?
5) перечислите все организационно-правовые формы хозяйствования. Покажите их влияние на организацию финансов предприятий;
6) что такое финансовые ресурсы предприятия? Каковы источники их формирования и основные направления использования?

Как изменились они с переходом к рынку?
7) какая разница между основными фондами и основными средствами?
8) как рассчитывается величина ежегодного амортизационного фонда?
9) как можно классифицировать оборотные средства?
10) каковы основные принципы распределения прибыли?

Бюджет и бюджетная система

Рекомендации для студентов:

При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на социально-экономическую сущность бюджета; на бюджетную систему Российской Федерации и принципы ее построения; на модели построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах; на доходы и расходы бюджета, их структуру и порядок формирования; на сбалансированность бюджета и способах ее обеспечения.
Вопросы:
1) социально-экономическая сущность и роль бюджета государства;
2) состав и структура расходов федерального бюджета;
3) состав и структура доходов федерального бюджета;
4) бюджетный дефицит и методы его финансирования;
5) бюджетное устройство и бюджетная система.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

Бюджет - это центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы - это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Бюджетный фонд - это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.
Бюджетный план - это документ, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно).
Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план - основной финансовый документ страны. В процессе исполнения "бюджетного плана" образуется и используется ’’бюджетный фонд" основной государственный централизованный денежный фонд. Соблюдение единого методологического подхода к терминологии можно проиллюстрировать следующим образом: Здесь трём понятиям соответствуют три термина.
Сущность любой экономической категории, в т.ч. и бюджета, проявляется в её функциях. Функции бюджета:
1 образование бюджетного фонда (бюджетные доходы), т.е. налоги, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег;
2 использование бюджетного фонда (бюджетные расходы), т.е. конкретные целевые бюджетные расходы;
3 контрольная, т.е. обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство).

Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы (просвещение, культура, здравоохранение, оборона и пр.). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Состав и структура расходов федерального бюджета

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 БК РФ, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных
интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и
информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в
международные организации, другие расходы в области
международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на
выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов
государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет;
- прочие расходы.
В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за
исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектноизыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и
воспроизводства природных ресурсов, обеспечение
гидрометеорологической деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
За последние годы, в структуре расходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на такие статьи расходов, как:
1) обслуживание государственного долга;
2) национальная оборона;
3) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
4) финансовая помощь бюджетам других уровней;
5) международная деятельность.

Состав и структура доходов федерального бюджета

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.49 БК РФ установлены следующие виды доходов федерального бюджета:
1) в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, - в полном объеме;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- прибыль Банка России - по нормативам, установленным
федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы.
3) в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
В структуре доходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на налоговые статьи доходов (около 94 % от общей суммы доходов) такие, как: НДС, таможенные пошлины, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами и пр.
На долю неналоговых доходов приходится около 6 % всех доходов федерального бюджета, среди которых выделяются: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и пр.

Бюджетный дефицит и методы его финансирования

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
Причины, которые приводят к бюджетному дефициту:
1) чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями;
2) кризис экономики, который выражается в спаде производства и высокой инфляции;
3) осуществление крупных государственных вложений в экономику.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
В соответствии со ст.94 БК РФ установлены следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ:
1) внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
В соответствии со ст.95 БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;



Содержание раздела