d9e5a92d

Уровень доходности однодневных операций

Вместе с тем предлагаемая система оценки труда сотрудников кредитных организаций, основанная на контроле за качеством и за эффективностью работы, имеет свои недостатки. В частности, среди основных недостатков данной системы можно отметить то, что в ней остается очень большое место для человеческого фактора, который зачастую ведет к субъективности в выставляемых оценках.

Однако на сегодняшний день практически невозможно создать систему, в которой человеческий фактор мог бы быть полностью исключен.
Разработка таких масштабных программ хотя бы для небольшого банка требует создания коллектива сотрудников и достаточно большого количества времени. Попробуем резюмировать все вышесказанное и рассмотреть схему оценки труда. Последовательность выполнения работы:

  1. Определим основные обязанности сотрудника в том или ином управлении или отделе и разобьем сотрудников на разряды в зависимости от уровня требований и ответственности (Приложение 1).
  2. Составим таблицу нормативных требований к сотрудникам при приеме на работу по банку в целом и уровня разрядности (а также структурного подразделения, в котором кандидат может работать), назначаемого в зависимости от уровня удовлетворения данных требований (Приложение 1).
  3. Выработаем механизмы контроля за соблюдением нормативных требований.
  4. Выработаем критерии оценки эффективности результатов труда сотрудников внебюджетной сферы.

Оценка труда менеджеров среднего и высшего звена будет рассмотрена здесь же. На практике должны учитываться не только качество, эффективность работы подчиненной структуры, но и количество внесенных на рассмотрение вышестоящего руководства рационализаторских предложений, текучесть кадров, умение установить контакты с другими структурными подразделениями банка, а также отзывы клиентов и сотрудников отдела и членов аттестационной комиссии о работе того или иного менеджера.
Применение механизмов контроля за соблюдением нормативных требований уже рассматривалось на предыдущих страницах данной диссертационной работы. Однако следует отметить особенности осуществления контроля (в том числе и с целью выявления экономических резервов), присущие именно российским банкам:

  1. На практике в российских банках понятие качества зачастую подменяется понятием эффективности, что приводит к отрицательным результатам как для первого, так и для второго.
  2. Контроль за качеством в отличие от контроля за эффективностью, который осуществляется практически в каждом банке, ведется на практике в очень небольшом числе банков.
  3. Процесс контроля за качеством затрудняется тем, что клиенты, вспоминая старые отечественные традиции, жалуются на работу сотрудников в очень редких случаях, так как не верят в эффективность этих жалоб.
  4. Контроль за качеством затрудняется и по причине практически полного отсутствия в отечественных банках соответствующих подразделений, призванных хронометрировать и описывать работу и предлагать на утверждение руководству нормативные требования.

Однако с развитием понятия клиентский бизнес в российских банках все большее внимание будет уделяться понятию качество и контролю за его соблюдением.
Обеспечивать соблюдение нормативных требований к качеству на практике должны несколько подразделений.

  1. Самоконтроль в смысле того, что каждый сотрудник после совершения операции должен проверить для себя ее правильность но не в ущерб интересам клиента (времени клиента).
  2. Начальник соответствующего отдела должен не только ежеминутно следить за соблюдением требований к качеству, но и проводить профилактику путем практического разбора всех выполняемых операций и объяснения механизма работы над недопущением в будущем выявленных ошибок. Также необходимо ввести на практике поощрение (а не применение мер материального или административного наказания) в отношении сотрудников, добровольно заявивших о допущенных ошибках в течение того же операционного дня.
  3. Введение механизмов материальной и административной ответственности за допущение брака в работе также должно оказать положительное влияние.
  4. Контроль силами сотрудников того же отдела или управления за работой своих коллег.
  5. Контроль со стороны клиентов путем проведения постоянных опросов и поддержания горячей линии со службой по работе с персоналом.
  6. Контроль со стороны службы по работе с персоналом по фактам выявленных нарушений, а также профилактический контроль.
  7. Контроль со стороны руководства банка, силами службы внутреннего контроля.
  8. Контроль со стороны акционеров банка, силами внешней аудиторской фирмы.

В банковском учреждении, как отмечалось выше, можно выделить бюджетную и внебюджетную сферы. Бюджетной сферой являются отделы, управления банка, которые не участвуют в управлении денежными ресурсами и привлечении новых клиентов, а занимаются обслуживанием внутренних потребностей банка или работой со старыми клиентами.


Особенно стоит остановиться на оценке работы отделов и управлений, занятых привлечением клиентов. Дело в том, что процесс привлечения клиентов тесно связан с качеством их обслуживания, с оценкой кредитоспособности банка, с известностью торговой марки, количеством денежных средств, инвестируемых в автоматизацию, рекламу, а следовательно, и с качеством работы вышеназванных служб. Поэтому ответ на вопрос о том, как оценивать работу, например, управления пассивных операций, не может быть однозначным. Как видно из настоящей работы, за привлечение клиентов и их обслуживание ответственны практически все сотрудники банка, начиная с охраны, так как известно, что театр начинается с вешалки.

Именно из-за этого нельзя оценивать эффективность работы ресурсопривлекающих отделов и управлений только исходя из их собственных качественных и количественных показателей. Однако даже в случае если положение того или иного банка на рынке ухудшается и происходит отток клиентов (или не происходит их притока) в силу объективных причин, это не значит, что руководство банка должно смириться с данной ситуацией и не предпринимать никаких шагов, направленных на мобилизацию усилий по привлечению клиентов. Главное, чтобы и в радости и в печали все сотрудники банка от Председателя Правления до рядового исполнителя понимали, что процесс привлечения клиентов это их общее дело и что ни в коем случае нельзя искать виноватых среди рядовых сотрудников в случае, если происходит отток клиентских средств, равно как не стоит и награждать за успехи в привлечении клиентов одних лишь сотрудников управления пассивных операций. Впрочем, необходимо понимать, что вопрос привлечения клиентов в условиях сегодняшнего российского рынка, особенно для средних и небольших банков, является без преувеличения вопросом жизни и смерти, а так как в силу известных причин данный процесс сильно затруднен, необходимо как-то стимулировать работу тех, кто занимается именно привлечением клиентов.

Поэтому работу сотрудников, занимающихся привлечением клиентов, необходимо оценивать исходя из результатов этой же работы.
Необходимо оговориться, что для целей настоящей работы бюджетными называются следующие структурные подразделения банка:

  1. Управление безопасности.
  2. Бухгалтерия.
  3. Управление автоматизации.
  4. Операционное управление.
  5. Отдел расчетов управления валютных операций.
  6. Юридический отдел.
  7. Служба внутреннего контроля.
  8. Отдел корреспондентских отношений Управления МБК.
  9. Административно-хозяйственное управление.
  10. Отдел маркетинга.
  11. Отдел брокерских операций.
  12. Аналитический отдел.
  13. Касса.
  14. Отделы типа Back-office.
  15. Депозитный отдел.


Внебюджетными называются следующие структурные подразделения:

  1. Отдел государственных ценных бумаг.
  2. Отдел корпоративных ценных бумаг.
  3. Вексельный отдел.
  4. Отдел трастовых операций управления ценных бумаг.
  5. Отдел срочного рынка.
  6. Кредитное управление.
  7. Валютное управление.
  8. Отдел развития.
  9. Отдел пластиковых карт.
  10. Отдел МБК.

Оценка работы бюджетников производится на основании анализа не только исполнения нормативных требований относительно качества выполняемой работы, но и эффективности работы того или иного подразделения.
Рассмотрим возможные варианты оценки эффективности работы на примере управления кредитования и управления ценных бумаг.
Для управления кредитования
Оценка эффективности работы данного управления производится на основании анализа следующих показателей:

  1. средней ставки по выданным кредитам;
  2. ставки по каждому кредиту в отдельности;
  3. срока возврата каждого выданного кредита;
  4. срока уплаты процентов по выданным кредитам;
  5. обеспеченности каждого выданного кредита (в % от величины каждого выданного кредита);
  6. ликвидности залога;
  7. соблюдения лимитов;
  8. количества случаев невозврата выданных кредитов и их общая сумма.

Средняя ставка по кредитам, выданным не на основании решения кредитного комитета, должна быть не ниже минимальной ставки по кредитам, которая утверждается раз в неделю председателем правления.
Ставка по каждому кредиту в отдельности должна быть выше минимальной ставки по кредитам, утверждаемым еженедельно председателем правления, а также отвечать конъюнктуре денежного рынка и зависеть от срока, суммы и вида обеспечения.
Срок возврата каждого кредита не должен превышать максимального показателя, утвержденного председателем правления, а количество пролонгаций не должно превышать двух раз.
Срок уплаты процентов по кредитам не должен нарушаться, а в случае его нарушения штрафные санкции должны быть полностью получены с заемщика в том числе за счет реализации заложенного имущества.
Уровень обеспеченности каждого кредита должен быть достаточным для того, чтобы, реализовав во внесудебном порядке заложенное имущество, банк мог погасить тело кредита, проценты по нему ,включая штрафные проценты.
Ликвидность залога должна быть такова, чтобы банк мог реализовать заложенное имущество по цене не ниже оценочной в течение одного месяца.
Соблюдение лимитов понимается в том смысле, что максимальный размер кредита на одного заемщика не должен превышать не только норматив ЦБ РФ, но и внутренний норматив банка.
Количество случаев невозврата кредитов принимается к сведению только в том случае, если в результате этого банк потерпел, убытки.
Отдельно стоит отметить тот факт, что работа кредитного управления банка должна проходить строго в рамках должностных инструкций, а также в рамках единой кредитной технологии, принятой в банке, и ни одно должностное лицо в банке не имеет права оказывать давление на сотрудников кредитного управления.
На практике принято поощрять сотрудников управления, в случае если выполняются практически все вышеназванные требования, и налагать взыскания, в случае если имеют место злоупотребления служебным положением, что чаще всего бывает причиной убытков банка при наличии хорошо организованной работы управления и законодательной базы, исключающей оказание давления на сотрудников кредитного управления со стороны администрации банка. Для управления ценных бумаг
Оценка эффективности работы данного управления производится на основании анализа следующих показателей:

  1. уровня доходности операций управления по каждому виду ценных бумаг в отдельности за истекший месяц;
  2. уровня чистой прибыли, полученной управлением за месяц;
  3. среднего срока размещения денежных средств;
  4. уровня прибыли, полученной управлением по операциям с ГКО и ОФЗ-пк, в сравнении с динамикой рынка относительно портфеля на начало месяца;
  5. уровня прибыли, полученной управлением по операциям с ГКО и ОФЗ-пк, в сравнении с уровнем хеджированной доходности на начало месяца;
  6. уровня прибыли, полученной по операциям с векселями, в сравнении с динамикой рынка относительно портфеля на начало месяца;
  7. уровня прибыли, полученной по операциям с векселями, в сравнении с уровнем хеджированной по срочным сделкам доходности портфеля на начало месяца;
  8. уровня прибыли, полученной по операциям с акциями, в сравнении с динамикой рынка относительно портфеля на начало месяца;
  9. уровня прибыли, полученной по операциям с акциями, в сравнении с уровнем хеджированной по срочным сделкам доходности портфеля на начало месяца;
  10. уровня прибыли, полученной по операциям на срочном рынке, в сравнении с динамикой рынка относительно портфеля на начало месяца.
  11. уровня прибыли, заработанной для клиентов по операциям доверительного управления, в сравнении с динамикой рынка относительно портфеля на начало месяца;
  12. уровня прибыли, заработанной для клиентов по операциям доверительного управления, в сравнении с уровнем хеджированной по срочным сделкам доходности портфеля на начало месяца;
  13. соблюдения всех видов лимитов, в том числе:
  • По суммам денежных средств, которые могут быть инвестированы в долговые обязательства того или иного эмитента.
  • По максимальному сроку размещения денежных средств.
  • По максимальной сумме предоплаты тому или иному контрагенту.
  • По максимальному уровню денежных средств, размещенных на каждом сегменте рынка в отдельности.
  • По максимальной сумме денежных средств, размещенных в акции одного эмитента.
  • По максимальному уровню нехеджированных вложений в акции.
  • По максимальной сумме открытых позиций на срочном рынке.
  • По максимальному уровню гарантированной доходности для каждого клиента по операциям доверительного управления в отдельности.

    Уровень доходности однодневных операций (открытие и закрытие позиций в один день) по каждому виду финансовых инструментов.

Как видно из вышеперечисленных параметров оценки деятельности управления ценных бумаг, оценка деятельности данного управления требует гораздо большего количества усилий, нежели оценка деятельности кредитного управления. Действительно, кредитное управление больше тяготеет по своей сути к бюджетным структурным подразделениям, так как, во-первых, кредитование является одной из основных операций клиентского бизнеса банков, а во-вторых, работа сотрудников кредитного управления довольно просто поддается описанию и, следовательно, формирование нормативных требований не вызывает затруднений. Необходимо также отметить, что благодаря всему вышесказанному менеджеры кредитного управления имеют довольно ограниченный выбор в принятии самостоятельных решений и определяют в основном вопросы, касающиеся предоставления малых кредитов (да и то в большинстве случаев дело ограничивается определением ставки и других финансовых условий договора). В отличие от кредитования, где показатели эффективности определяются, с одной стороны, рамками кредитной технологии, а с другой заранее проработанными финансовыми условиями договора, показатели работы на рынке ценных бумаг оцениваются как с точки зрения выполнения нормативных требований относительно качества проводимых операций (например, выполнение лимитов, соблюдение условий договоров), так и показателями эффективности проводимых операций, которые невозможно заранее определить с высокой степенью точности.

Дело в том, что рынок ценных бумаг является одним из самых ликвидных секторов денежного рынка, ситуация на нем меняется очень быстро, следовательно, для максимизации доходности вложений банка на данном рынке необходимо, во-первых, обеспечить строгий контроль за уровнем рисков проводимых операций для чего необходимо выработать соответствующие лимиты, во-вторых, необходимо строго разграничить уровни принятия решений (в зависимости от суммы проводимых операций), что даст возможность оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке, в-третьих, необходимо обеспечить контроль за деятельностью всех сотрудников управления в соответствии с заранее утвержденными условиями. Как видно, сотрудники управления ценных бумаг в силу специфики данного рынка имеют гораздо больший простор для принятия самостоятельных решений относительно управления активами банка, чем сотрудники кредитного управления, а максимальный уровень доходности вложений намного превышает аналогичные показатели в области кредитования.

Необходимо также отметить, что уровень прибыльности операций банка на рынке ценных бумаг в огромной степени зависит от квалификации сотрудников и их личных качеств. Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Трудности, возникающие при оценке эффективности деятельности управления ценных бумаг объясняются спецификой данного рынка (ликвидностью, доходностью, рискованностью).
2. Оценка эффективности работы данного управления должна происходить всегда в сравнении:

  • с динамикой рынка,
  • уровнем доходности хеджированных вложений,
  • с работой аналогичных управлений в других банках.
  • с максимальным уровнем прибыли, который можно было получить на рынке, с обязательной корректировкой данного показателя в соответствии с заданной стратегией операций, с соотношением активов спекулятивного и инвестиционного портфелей.

3. Нормативные показатели качества проводимых операций имеют огромное значение в работе данного управления, так как связаны с минимизацией риска нанесения ущерба банку вследствие тех или иных причин.
В случае если уровень доходности спекулятивных вложений на конец месяца оказался выше аналогичного показателя, рассчитываемого исходя из структуры и стоимости портфеля на начало месяца, увеличенного в соответствии с ростом индекса рынка, работу управления можно считать эффективной.
В случае если уровень доходности спекулятивных вложений на конец месяца оказался выше аналогичного показателя, рассчитываемого, исходя из структуры и стоимости портфеля на начало месяца, увеличенного на уровень хеджированной доходности (в данном случае имеется в виду, что происходит сравнение доходности спекулятивных операций по портфелю и доходности хеджированных на начало следующего месяца на срочном рынке инвестиционных вложений), работу управления можно считать эффективной.
В случае если показатели эффективности работы управления уступают аналогичным показателям деятельности аналогичных управлений в других банках, то такую оценку нельзя считать объективной без детального анализа с учетом лимитов и стратегии банка. Однако если после проведенного анализа сравнение оказалось все равно в пользу других банков, руководству банка необходимо сделать административные выводы на основе анализа данных сравнений за период не менее 3 месяцев.
Сравнение доходности спекулятивных операций с максимальной доходностью производится только на основании абсолютно надежных данных и показывает, насколько тонко сотрудники управления чувствуют конъюнктуру рынка и насколько хорошо работает организационный механизм, а также то, какой процент от максимальной доходности заработал банк. Данная оценка имеет большое значение для руководства банка при оценке работы управления, однако может использоваться для анализа только вместе с другими показателями эффективности.
Также необходимо проводить сравнения работы сотрудников внутри банка, проводящих операции на одном и том же рынке с целью персонализации полученных результатов.

Методология оценки эффективности реализации банковского потенциала


Множество различных экспертов и аналитиков предлагают обособленные варианты оценки текущего финансового состояния банковских учреждений, их ликвидности, надежности, диверсификации портфеля ценных бумаг и другие методики. Обособленность разработанных методик не означает и не снижает научной и практической ценности многих из них.
Например, ИЦ Рейтинг, работая на рынке информационно-аналитических услуг в банковской сфере уже седьмой год, собрал огромный массив информации, подобрал разнообразный методологический аппарат, оригинальные подходы к пониманию и оценке реального состояния банков как в абсолютной, так и в сравнительной шкале. На сегодняшний день ИЦ "Рейтинг" пользуется наибольшим авторитетом в банковском сообществе.
В отличие от других агентств, занимающихся рейтинговыми оценками банков и публикующих свои методики, методика, применяемая ИЦ Рейтинг, носит принципиально закрытый характер. Для этого есть немало оснований:

  • В условиях несовершенства банковской отчетности формализованные подходы к оценке состояния кредитного института себя абсолютно не оправдывают. В этом смысле весьма показателен пример норматива ликвидности, установленного Центральным банком. Практически любой банк (даже давно уже являющийся фактически банкротом) может нанять специалистов, которые смогут показать в отчетности выполнение установленных ЦБ нормативов. Практически во всех публикуемых методиках присутствует такой инструмент, как "ручная корректировка" полученных результатов, сводящаяся к тому, что в список, полученный по публикуемой методике, вносятся исправления, необходимые с точки зрения составителя рейтинга, поэтому заявления о "прозрачности" методики являются не более чем рекламным трюком. Кстати, крупнейшие западные рейтинговые агентства также не раскрывают всх особенностей своих подходов к оценке финансового состояния ранжируемых объектов. Необходимо отличать список банков, ранжированных по определенному критерию (что многие пытаются выдать за рейтинг) от рейтинга как информационного инструмента, которым принято пользоваться во всем мире и который по сути является комплексной характеристикой текущего состояния банка.

Учитывая вышеперечисленные аргументы, можно сделать вывод, что на основе формальной методики составить рейтинг, адекватный реальному положению дел, сегодня практически невозможно.
Основные этапы анализа при составлении рейтинга надежности банков:

  • Многие рейтинговые агентства строят свои оценки исключительно на основе сальдовых балансов. ИЦ Рейтинг также их рассматривает по нескольким собственным методикам одновременно, но это рассмотрение играет роль первичного фильтра, через который отсеивается часть информации, представленной банками в своей отчетности с целью приукрасить истинное состояние дел.
  • Балансы банков, прошедшие первый фильтр, анализируются вручную на предмет разного рода несоответствий. Так, например, по остаткам на некоторых счетах можно судить о ликвидности кредитного учреждения. Например, если у банка оборот по корреспондентским счетам незначителен, а остатки на таких счетах существенны, то это пища для анализа. Разумеется, ведется поиск и иных несоответствий, которые фиксируются и анализируются.
  • Далее рассматривается динамика изменений, происходящих на балансе банка. ИЦ Рейтинг имеет для этого достаточные массивы информации. Эти изменения сопоставляются с общей экономической ситуацией в России, инфляцией, уровнем процентных ставок на разных финансовых рынках, диверсифицированностью активов, пассивов, источников доходов, их динамики, а также другими показателями.
  • Очередной этап консультации. На этом этапе у банков запрашиваются дополнительные данные, проводятся встречи с руководством и персоналом рейтингуемых банков, в ходе которых проясняются неоднозначные моменты в банковской отчетности. Если у банка стабильная ситуация, он обычно активно идет на полное раскрытие информации о себе. Нередко бывает, что банк намеренно пытается ввести аналитиков в заблуждение, чтобы выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Однако благодаря созданной ИЦ Рейтинг чувствительной методике такие маневры почти всегда раскрываются.
  • Следующий этап экспертные оценки. ИЦ "Рейтинг" располагает сетью экспертов, работающих на финансовом рынке. Они высказывают свое мнение по состоянию того или иного банка, делятся имеющейся у них информацией. Как правило, это специалисты высокой категории. Эксперты не знают друг о друге. Кроме того, они нередко принадлежат к банкам или к группам банков, отношения между которыми весьма сложные. Информация, полученная от этих экспертов, тщательно анализируется на объективность/субъективность, сопоставляется с другими источниками информации, накладывается на его баланс и динамику.

Имеющийся механизм составления рейтинга надежности банков сформировался в результате многолетней работы коллектива ИЦ Рейтинг и его экспертов. Авторитет информационного центра на рынке рейтинговых продуктов, неуклонный рост числа банков-клиентов и большая степень доверия и открытости с их стороны косвенным образом подтверждают достоверность составляемого рейтинга надежности банков и других видов рейтинга.



Содержание раздела