d9e5a92d

Калоев Ю. В. - Критерии оценки эффективности реализации потенциала кредитных отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Введение


Банковская деятельность является одним из важнейших и наиболее характерных индикаторов состояния финансовой системы, движения денежных потоков, уровня качества расчетных операций, степени защищенности интересов вкладчиков, устойчивости финансового рынка. Ее анализ показывает, что впервые за последнее время выросли объемы кредитования реального сектора экономики. Банковские инвестиции, свободные денежные ресурсы направляются не только в предпринимательские сферы, сферы "легкой наживы", но и в промышленность, строительство и сельское хозяйство. Наметилась тенденция к укреплению партнерских отношений между банками и корпоративными предприятиями, а ресурсы, аккумулированные банковскими учреждениями, концентрируются на удовлетворении потребностей реального сектора экономики.
На сегодняшний день характерной чертой развития банковской системы является стремление банков к оформлению тесного взаимопроникновения банковского и промышленного капитала в форме финансово-промышленных групп и консорциумов. Банковская система активно расширяет региональную инфраструктуру: открываются филиалы и отделения в Москве и регионах, создаются процессинговые центры по международным и российским платежным картам, резко увеличивается количество представительств наших банков в других странах и приобретается часть их капитала международными финансовыми организациями.
Такое поступательное развитие финансового сектора экономики было бы невозможно без решения глобальных для банковской сферы технологических задач, а также без подготовки качественно новых банковских специалистов, могущих быть достойными как партнерами, так и конкурентами зарубежных коллег.
Примечательно, что банковская система идет по пути внедрения международных стандартов. Это касается плана счетов, увеличения коэффициентов достаточности капитала, применения электронных форм расчетов и отчетности.
Оценка банковского потенциала (БП) перспективная задача финансовой науки и отечественной статистики. Необходимость определения потенциальных возможностей банковских учреждений России на данном этапе подтверждается рядом факторов:

  • усиливающимися тенденциями интеграции государств СНГ в вопросах денежного обращения и даже попытками проектирования единой денежно-кредитной системы в границах Содружества;
  • развитием конверсионных процессов, что также предполагает необходимость оценки банковского потенциала для обслуживания новых по своему назначению финансовых потоков;
  • участием банковского сектора в программах выхода из кризиса. Без реальной оценки банковского потенциала и его рационального применения ни одна программа выхода из кризиса не может считаться обоснованной;
  • важностью оценки способностей каждого банковского учреждения удовлетворять потребности населения в финансовых услугах;
  • нахождением скрытых, не участвующих в процессах капитализации, финансовых ресурсов и путей их реализации;
  • потребностью составления планов развития банковского учреждения и выработки стратегии и тактики поведения на многообразном финансовом рынке, адекватных сложившейся ситуации.

Для управления финансово-хозяйственной деятельностью банка и проведения ее адекватной оценки следует изучить не только его финансовую надежность, но и все потенциальные возможности. Для этого в практике управления должна использоваться система взаимосвязанных статистических показателей потенциала банковских учреждений, которая позволит выявить имеющиеся возможности не только для увеличения доходов банков, но и для улучшения качества предоставляемых услуг и содействия формированию и совершенствованию рыночной инфраструктуры.
Целесообразность разработки методологии оценки банковского потенциала для принятия верных управленческих решений может аргументироваться неограниченно.
Целью работы является разработка методологии оценки и анализа банковского потенциала, выявление направлений ее развития и возможностей использования при принятии управленческих решений. Достижение цели потребовало постановки и решения следующих задач:
разработки направлений и методологии анализа показателей банковского потенциала;
анализа динамики и структуры доходов банка в результате мероприятий по управлению банковским потенциалом;
формирования системы показателей банковского потенциала и ее структуризации в интересах углубления анализа;
исследования содержания различных источников информации;
исследования возможностей стоимостной оценки отдельных элементов банковского потенциала;
рассмотрения проблем учета нереализованных возможностей кредитных организаций;


анализа предпосылок и факторов, определяющих уровень банковского потенциала.
Объектом исследования в диссертационной работе является кредитная организация. Предметом исследования выступает количественная характеристика результатов деятельности по управлению банковским потенциалом.
Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления кредитными организациями и статистической характеристики результатов управления, управления кадрами и материально-техническими ресурсами организаций; международные и отечественные нормативные документы, регламентирующие деятельность кредитных организаций, рекомендации банковских ассоциаций и объединений, Мирового банка, Госкомстата России по вопросам определения социально-экономического потенциала. В качестве инструментария в ходе исследования использовались весовые оценки, сравнения, балансовые и другие методы, необходимые для обеспечения комплексного анализа банковского потенциала и результатов мероприятий по управлению им.
Информационная база. Работа выполнена на основе официальных данных государственной статистики, публикаций информационного агентства Интерфакс, Росбизнесконсалтинга, сводной финансовой отчетности банковских учреждений и другой информации.

В качестве примеров для анализа использованы деятельность одного из отделений Сбербанка РФ, опыт ведущих банков Европы, США, Латинской Америки, Азии.
Научная новизна работы определяется впервые проведенным исследованием сущности и специфики потенциала кредитной организации, критериев и методов его оценки.
В процессе исследования были получены следующие научные результаты, содержащие, по мнению автора, элементы научной новизны:

  1. Конкретизировано определение потенциала хозяйствующего субъекта как совокупной возможности эффективной реализации финансовых, материально-технических, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов посредством использования управленческих решений.

Сформулировано определение потенциала кредитной организации как совокупной возможности имеющихся финансовых, материально-технических, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов обеспечивать производство финансово-посреднических услуг для реализации целей государства, акционеров или клиентов банка.

  1. Обосновано, что вопреки существующей практике недопустимо использовать показатель доходности финансовых операций в качестве основного критерия оценки менеджмента. Основным критерием оценки деятельности управленческого звена кредитной организации на всех уровнях иерархии должна являться степень эффективности реализации потенциала.
  2. Определены основные критерии оценки эффективности управления потенциалом кредитной организации:
  • изменение объема привлеченных денежных средств на рубль собственного капитала по сравнению с индексом изменения пассивов банковской системы страны в целом;
  • изменение дюрации пассивов по сравнению с предыдущим отчетным периодом и аналогичным показателем по банковской системе страны в целом;
  • изменение индекса стоимости пассивов по сравнению с публикующимися индексами MIDID, MIBOR, LIBOR и индексом, характеризующим изменение доходности на ОРЦБ;
  • изменение динамики и структуры активов на конец отчетного периода по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
  • количество новых продуктов, предложенных на рынок в отчетном периоде, и объем их реализации по сравнению с аналогичными показателями у основных конкурентов;
  • коэффициент использования средств автоматизации и программного обеспечения в сравнении с плановыми показателями;
  • изменение уровня качества оказываемых услуг по сравнению с аналогичным показателем предыдущего отчетного периода.
  1. Предложена система статистических показателей многофакторной оценки реализации рыночного потенциала в разрезе структурного подразделения, а также кредитной организации в целом. Группировка показателей внутри системы осуществлена по различным критериям: по подразделениям банка, по уровню и характеру задач, результатам реализации банковского потенциала и т.д.
  2. Впервые осуществлена оценка потенциала 100 ведущих банков страны. Полученные данные были использованы для составления рейтинга потенциалов данных кредитных организаций. Выявлены существенные различия между результатами ранжирования банков по таким критериям, как надежность, величина активов (методики ИЦ Рейтинг) и величина потенциала.

Практическая значимость работы заключается в определении, разработке методологии оценки, анализа и управления банковским потенциалом, в характеристике его структурных составляющих, а также в прикладном значении выводов, полученных в результате проведенного исследования результатов деятельности банковского учреждения по управлению имеющимися ресурсами и возможностями. Результаты работы могут быть использованы банковскими учреждениями для развития методологии анализа и обоснования инновационных проектов и принятия на их основе управленческих решений. Предлагаемая система показателей состояния и управления банковским потенциалом может быть использована как контролирующими органами, так и юридическими и физическими лицами при принятии различного рода решений в отношении той или иной кредитной организации.

Результаты работы представляют для банковских учреждений практический интерес с позиции совершенствования их функционирования, а для их клиентов и контрагентов возможности получения более полной и достоверной информации об имеющемся у банка потенциале.
Результаты работы могут быть использованы при преподавании смежных учебных курсов финансово-кредитной и управленческой проблематики.
Апробация и внедрение. Основные теоретические и методологические положения диссертации нашли отражение в статьях, использовались в качестве лекционного материала курсов, читаемых на кафедре общего менеджмента и статистики фирм Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Публикации. Основные положения диссертации изложены в 3 статьях в Сборнике научных трудов кафедры общим объемом 1,6 печатных листа.
Цель и задачи определили структуру работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В главе 1 Потенциал хозяйствующих субъектов как управленческая категория исследован потенциал хозяйствующих субъектов в современном менеджменте, исследовано его определение для хозяйствующих субъектов. Кроме того, банковский потенциал представлен как объект исследования и управления; характеризуются его состав, носители, место в системе социально-экономического потенциала страны; определяются задачи, методологические проблемы его оценки и направления анализа.

Отмечены особенности подхода к определению потенциала кредитных учреждений с учетом специфики функционирования и развития банковского сектора в России, где основное назначение банка посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Глава 2 Формирование потенциала кредитных организаций и управление им посвящена анализу структуры банковского потенциала и факторов, влияющих на формирование и управление им. В работе подробно рассмотрены факторы как внутреннего, так и внешнего характера.
Исследована ситуация, в которой приходится функционировать российским банкам. Кроме того, рассмотрены предпосылки наращивания потенциала всей банковской системы России.

Проведен анализ возможных моделей управления потенциалом банковского учреждения и его отдельных подразделений, состав характерных издержек, связанных с данным процессом.
Глава 3 Система показателей, характеризующих потенциал банковского учреждения посвящена оценке эффективности реализации банковского потенциала как основного критерия оценки деятельности менеджмента на всех уровнях иерархии в банке. В зависимости от уровня управления, направлений деятельности, а также характера задач, стоящих перед подразделениями, предложено использовать перечень основных параметров качества в деятельности структурных подразделений банка.

Рассмотрены особенности применения таких инструментов управления, как стимулы, проверки, аттестация и др.
Ключевая проблема связана с разработкой системы показателей, характеризующих банковский потенциал, и методов их исчисления, с определением общего объема БП и его компонентов, с выявлением факторов его роста в рыночной экономике и разработкой методов определения их влияния. Построена система статистических показателей, призванная дать всестороннюю оценку интеллектуального и трудового потенциала банковского учреждения совокупности всех способностей и возможностей его носителей специалистов банка.

Рассматривается возможность применения весовых коэффициентов для оценки значимости отдельных показателей, характеризующих банковский потенциал.
Перспективность разработки и совершенствования методологии оценки, анализа и управления банковским потенциалом не вызывает сомнений. При этом поставленные задачи могут быть решены только на основе использования свежих, существенных и достоверных материалов.
В заключении обобщены все выводы, сделанные в ходе последовательного исследования по различным направлениям, подведен общий итог работы, проведенной в диссертации.

Потенциал хозяйствующих субъектов как управленческая категория


Исследование потенциала хозяйствующих субъектов в современном менеджменте
Управление организационной структурой основа деятельности любой хозяйственной единицы. По нашему мнению, именно через управление организационной структурой, через взаимодействие подразделений банка, делегирование полномочий между работниками, уровень профессиональной, психологической, этической подготовки сотрудников проявляется способность оперативно принимать решения по всему спектру банковских проблем, вырабатывать стратегию и тактику развития.

Высокая степень взаимосвязи между организацией работы банка и всесторонней подготовленностью сотрудников, с одной стороны, и результатами деятельности кредитного учреждения с другой, предопределяет значение интеллектуальных ресурсов как составляющей банковского потенциала.
Такое утверждение должно являться аксиомой для управленческой науки. Однако практика формирующихся и уже функционирующих рыночных структур и даже институтов противоречит этому теоретическому положению.

Такое случается на любых предприятиях (в том числе и в финансовой сфере). Бывшая номенклатура, возглавившая управленческие структуры многих рыночных хозяйственных единиц и даже межотраслевых комплексов, как правило, придерживается мнения, что практически все их сотрудники должны быть многостаночниками, а менеджеры среднего звена должны совмещать управленческую работу с работой рядового сотрудника, при этом руководство предприятием должно осуществляться на основе жесткого единоначалия. Следствием такого подхода является, например:

  • жесткая централизация власти, что зачастую скрывает за собой неумение руководителя предприятия делегировать полномочия;
  • минимизация расходов на оплату труда сотрудников путем приема на работу дешевых менеджеров среднего и низшего звена, зачастую приводящая к ошибкам в процессе работы, которые, в свою очередь, приводят к значительным убыткам.

В процессе роста учреждения необходимо будет производить ротацию кадров, так как люди, которые выполняли функции менеджера чисто номинально, не будут способны работать в системе, в которой делегирование полномочий не является пустым словом.
Рыночные потребности ставят перед управленческими структурами следующие задачи:

  1. Сделать работу предприятия эффективной путем делегирования полномочий и ответственности и недопущения дублирования функций.
  2. Ввести эффективные механизмы контроля за качеством работы структурных подразделений предприятия.
  3. Повысить эффективность работы с помощью разного рода стимулов.

Профессор А.Р. Алавердов справедливо подчеркивает необходимость учета фундаментальных положений зарубежного опыта не рабочее место под конкретного сотрудника, а сотрудник нанимается на рабочее место с изначально установленными требованиями к профессиональным и личностным качествам кандидата на его замещение1.

На оказании финансовых услуг специализируется непосредственно отдельный сектор экономики Финансовые учреждения, хотя многие виды финансовых услуг оказывает сектор Государственное управление.
Задачами управления банковской деятельностью являются оценка, установление и поддержание необходимого соотношения между различными структурными составляющими ресурсов, в первую очередь, средств, предоставляемых во временное пользование. Такие соотношения между структурными составляющими определяют соответствующие пропорции между стоимостными объемами кредитных операций, которые, в свою очередь, можно классифицировать так, как представлено на схеме 1.1.
Развитие рыночной экономики способствует все большему развитию кредитной системы. Среди новых форм кредита особое место занимают лизинговые операции.
Элемент банковского потенциала кадровый режим, эффективная кадровая политика, служебное соответствие сотрудников. И этот элемент банковского потенциала может иметь количественную оценку, в том числе на основе весовых оценок, используемых в ценообразовании, что в дальнейшем позволит рассматривать его как фактор эффективности деятельности банка.

Потенциал банка это и резерв выдвижения.
Необходимо также отметить, что в основе каждой научно-организационной структуры лежит стратегия развития организации (банка) на какой-то промежуток времени. Обратной стороной создания эффективной структуры управления банком является уровень затрат, необходимый на ее создание, так как данные затраты зачастую составляют очень большой процент от прибыли даже в крупных банках, не говоря уже о средних и мелких. Примером развитой организационной структуры может служить схема взаимодействия подразделений реорганизованной в 19961998 гг. Ирландской банковской группы.
Если принять во внимание, что потребность в персонале не прямо пропорциональна размеру активов банка, а рентабельность операций, взвешенная с учетом риска, у крупных банков, безусловно, выше, чем у мелких, видно, что затраты на оплату труда и соответственно на создание организационной структуры в мелких банках значительно выше, чем в крупных.
При расширении масштабов банковской деятельности следует четко установить ту границу, когда банк переходит из категории мелких в категорию средних, а в дальнейшем крупных. Это связано с тем, что бульший размер банка далеко не всегда является критерием легкости выживания, существования и деятельности кредитного учреждения.
С одной стороны:
1. У крупных банков имеет место экономия на масштабах оказания услуг, которая состоит в том, что при увеличении производства снижаются издержки на единицу продукции. Такая экономия особенно ощутима при оценке уровня расходов на автоматизацию производства.

У крупных банков уровень расходов на автоматизацию, взвешенный по отношению к годовой прибыли, значительно ниже, чем у их более мелких коллег.
2. Крупные банки имеют значительные преимущества на рынке: им легче прорваться на рынок, на другую территорию, в новую отрасль и на там закрепиться.
3. Привлечение клиентуры в крупные банки происходит намного быстрее в основном за счет известности марки.
4. Уровень риска у крупных банков значительно ниже, так как удельный вес рискованных расходов по отношению к их прибыли значительно меньше, чем у их более мелких коллег, а уровень прибыли взвешенный с учетом риска, зачастую значительно выше.
С другой стороны:
1. По мере роста банка увеличиваются блоки издержек, а контроль за ними усложняется за счет разрастающегося бюрократического механизма.
2. У руководства и персонала банка притупляется осознание величины издержек.
3. Разрастающийся бюрократический механизм и присутствующая зачастую чрезмерная централизация власти приводят к снижению эффективности, а разделение на более мелкие структурные единицы требует создания дорогостоящей системы контроля.
3. С ростом числа руководящих звеньев, которые изолируются друг от друга, в том числе и в финансовом отношении, удлиняются и усложняются пути передачи информации.
Таким образом, в каждом бизнесе существуют ступени развития. В отношении банков данное утверждение следует дополнить еще тем, что измерять величину банка необходимо не столько размером его активов, сколько величиной его оборота и суммой его доходов.

Мелкие банки в зависимости от их стратегий могут пойти по пути кооперирования, заключая между собой консорциальные соглашения или кассовые союзы, с тем чтобы использовать выгоды от экономии на масштабах операций и одновременно избежать недостатков крупного предприятия.
Организационные структуры банков видоизменяются под воздействием времени, экономических показателей деятельности, рыночных факторов.
Важное место в анализе интеллектуального потенциала кредитного учреждения и управлении им занимает адекватная оценка качества и эффективности в работе структурных подразделений коммерческого банка. Необходимо провести содержательный анализ влияния кадровой политики на качество и эффективность работы коммерческого банка.
В отличие от промышленности, для которой во всех развитых странах имеется приблизительно одинаковое понимание качества и путей его обеспечения, в банковской деятельности по этим вопросам существуют различные, порой противоположные мнения. Банковские услуги различных финансовых институтов со временем становятся все более схожими, поэтому банкам все труднее обрести собственное лицо только за счет предложения широкого спектра услуг.

В условиях усиления конкуренции между кредитными институтами клиенты все чаще выбирают их по признаку качества. Возрастающая насыщенность рынка банковских услуг и многообразие предложения вынуждают банки ориентироваться на те же тенденции, которые наблюдаются в промышленности, а именно на гибкую организацию, усиление ориентации на клиента, максимизацию автономии малых организационных единиц и создание стратегических альянсов.

С проблемой качества непосредственно связана ориентация банков на клиента. Вообще в последнее время качество превратилось в центральный элемент управления банком: банки стремятся обеспечивать долгосрочную гарантию конкурентоспособности вместо принятия сомнительных краткосрочных решений, а также высокое качество всех фаз процесса производственной деятельности, а не только конечного результата.



Содержание раздела