d9e5a92d

Анализ принципов управления кредитной организацией

При этом сотрудники должны объединяться в своем стремлении к достижению результата, в том числе за счет обеспечения постоянной связи между банком и клиентом. В повседневной банковской деятельности решающими стратегическими факторами конкурентоспособности считаются уровень издержек, месторасположение банка и качество выполняемой работы. По поводу первых двух факторов у банков наблюдается практически полное единодушие. Что касается качества работы, то здесь существуют значительные различия, поскольку в банковском деле в отличие от производственных предприятий существует не много критериев обоснованной концепции качества.

Под качеством может пониматься работа без ошибок, выполнение предъявляемых требований или привлечение новых клиентов наряду с сохранением верности старых. При определении этого понятия необходимо выполнять три требования:
1. Учитывать международные стандарты качества.
2. Учитывать банковские правовые нормы, а также регулирующие механизмы, обязательные для небанковских секторов.
3. Исключить употребление сотрудниками двусмысленных понятий, которые используются в разговорном языке, чтобы избежать их неправильной интерпретации клиентом.
К другим объектам кредитного учреждения, к которым применяется понятие качества, относятся банковский продукт, банковская услуга и банковская деятельность.
Выход российских финансовых рынков на международную арену привел к тому, что российским банкам приходится зарабатывать деньги в тяжелом соперничестве с западными финансовыми институтами, где работают люди с соответствующим образованием и большим опытом работы на развитых рынках.
Можно сделать вывод, что российская банковская система остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые должны со временем конкурировать с самоучками, составляющими сегодня костяк персонала многих российских банков. В тех странах, где система частных банков существует давно, разработаны специальные программы подготовки банковских специалистов, а также требования к их уровню образования и личным качествам, которые во многом обуславливают продвижение того или иного сотрудника по карьерной лестнице.
В банковском деле России происходят глубокие изменения, которые затрагивают банковское законодательство, технику банковских операций, конкуренцию и клиентуру. В области законодательства установление новых коэффициентов, обеспечивающих платежеспособность банков, повышает требования к рентабельности банковских операций.

Что касается клиентуры, то она становится все более знающей и требовательной. Для того чтобы удовлетворить современных клиентов надо идти дальше, не ограничиваться предоставлением, основных банковских услуг, что делалось ранее. В настоящее время необходимо предоставлять все больше добавленной стоимости в форме как технологий, так и совета. Образование единого рынка в рамках ЕС приведет к увеличению конкуренции среди банков, которые к тому же должны будут противостоять конкуренции со стороны страховых компаний и для этого расширять спектр продаваемых продуктов.

В связи с этим банки предпринимают огромные усилия по освоению и внедрению новейших технологий, особенно в области информационных систем и сетей. Новые подходы к обслуживанию клиентов позволяют ввести в профессию банковского служащего методы коммерциализации, до сих пор остававшиеся привилегией работников торговых предприятий. Эти изменения оказывают воздействие на методы управления и подготовку банковских служащих.

Рост производительности труда повлечет сокращение численности персонала, его переподготовку и адаптацию к новым условиям. Персонал по обслуживанию клиентов должен давать консультации, а сотрудники центральных служб должны привлекаться к работе агентств, отделений и филиалов, открытых на местах. Происходящие изменения ставят проблему повышения качества подготовки банковских работников, которое является основным фактором достижения успеха в сфере предоставления услуг.

Современный банк требует от своих сотрудников более высокой квалификации, большего профессионализма и большей коммерческой агрессивности. Сотрудники должны обладать коммуникабельностью и выдвигать идеи, а менеджеры должны уметь вдохновлять свои коллективы.

В связи с этим особую остроту приобретает вопрос общего и специального образования занятых в банках работников. Если раньше подготовка банковских служащих осуществлялась в основном в банке, на рабочих местах, то в настоящее время традиция найма при начальном минимальном уровне образования уступила место найму лиц, имеющих специальное образование.
Серьезной проблемой, в решении которой переплетаются аспекты управления персоналом и автоматизированными системами управления, является компьютерная безопасность. До недавнего времени почти в каждом территориальном подразделении Сбербанка существовали секторы экономики, секторы информационной защиты, значение которых снизилось. В этой связи требования предъявляются не только к электронике, но и к администраторам.



Автоматизация банков носит двоякий характер. Во-первых, повышается качество обслуживания клиентов, во-вторых, это значительные затраты на содержание специалистов по обслуживанию техники и защите информации2.
Для процесса подготовки современных банковских работников характерно сильное взаимопереплетение академического образования и профессионального обучения на рабочем месте, что является отражением процессов, происходящих в обществе, где досуг, работа, профессиональное обучение не изолированы друг от друга. В перспективе банк должен стать местом, где служащие находятся в процессе постоянного обучения, что является основным не только экономическим, но и социальным требованием.

Банки, имея хорошие традиции обучения служащих на местах, могут выполнить это требование при условии продолжения плодотворного сотрудничества с учебными заведениями, осуществляющими нововведения в сфере образования.

Анализ принципов управления кредитной организацией

Сектор Финансовые учреждения состоит из институционных единиц резидентов, занятых в основном финансовой деятельностью, при которой единица принимает на себя обязательства приобрести финансовые активы, участвуя в финансовых операциях на рынке, а также финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения) независимо от форм собственности.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимается финансовое посредничество, оказание финансовых посреднических услуг, вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т.е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения групп наемных работников доходами по их выходе на пенсию.
Мы не можем полностью согласиться с позицией по данному вопросу такого ученого, как проф. О.И.

Лаврушин, давшего следующее определение банка как субъекта экономической деятельности: Банк это посредник между товаропроизводителями, скорее продавец, чем производитель. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств3.

На наш взгляд, автор противоречит сам себе (см. подчеркивание), утверждая, во-первых, что банк не является производителем; во-вторых, что продукт деятельности банков деньги. Считаем, что банки являются рыночными производителями услуг, создателями стоимости, а плата за них в форме процентов, дивидендов, комиссионных вознаграждений и иных форм достаточно подробно введена в законодательные рамки в Налоговом кодексе РФ (глава 18), постановлении Правительства России 490 от 16 мая 1994 г. Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями. При этом деньги, о которых говорит проф. О.И.

Лаврушин, выступают, скорее, как инструменты (даже не ресурсы) хозяйственной деятельности финансово-кредитного учреждения. Наша задача рассмотреть возможности оценки совокупной способности банка использовать денежные и иные средства в качестве капитала, т.е. для создания новой стоимости.
Финансовые предприятия берут деньги у одних единиц, принимая на себя определенные обязательства, и затем используют их на финансовом рынке с большей эффективностью, что покрывает их издержки и обеспечивает прибылью.
Финансовые посредники банки, берущие обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, а затем предоставляют их в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам. Они посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Одни финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты.

Другие делают это, выпуская векселя или другие ценные бумаги.
Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности, например обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупки недвижимости, инкассация, ведение счетов клиентов и др.
Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех сферах: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следующие институционные единицы: кредитные корпорации, страховые корпорации и пенсионные фонды.

Итак, наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д.
В отличие от сектора Финансовые учреждения, сектор Государственное управление включает институционые единицы, занятые в том числе и в области перераспределения национального дохода, государственных финансов. Кроме того, в этот сектор включаются фонды (организации) социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они контролируются и финансируются государственными учреждениями.

Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами, принадлежащими к другим секторам экономики.
Отнесение Центрального банка к финансовому сектору является дискуссионным. В условиях переходной экономики он может быть отнесен и к сектору государственных учреждений. Когда Центральный банк выполнял в основном административные функции, он был неотделим от правительства и целиком контролировался им. Поэтому на ранних стадиях перехода к рыночной экономике его относили к государственному сектору государственного управления.

С развитием финансовых услуг Центральный банк в своей деятельности все более приближался по своим функциям к коммерческим банкам: выдача платных кредитов при явно положительной ставке кредитования, регулирование обменного курса рубля посредством интервенций на валютном рынке и т. п. Поэтому начиная с 1992 г. Центральный банк России относится в СНС к финансовому сектору.
Депозитные денежные корпорации рассматриваются в соответствии с международной методологией как подсектор финансового сектора экономики, включающий коммерческие банки, клиринговые, сберегательные и Сбербанк, которые были созданы как государственные банки и в которых доля государства высока и теперь. Главной целью этих банков является получение прибыли от участия в финансовых операциях.
Различные инвестиционные фонды идентифицируются как другие финансовые посредники.
Финансовые вспомогательные корпорации включают все резидентные организации, занятые в основном финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, но не являющиеся финансовыми посредниками: брокерские организации, фондовые биржи, организации по проведению лотереи и др.
Страховые корпорации определены в международных статистических стандартах как институциональные единицы, оказывающие другим единицам финансовую защиту от различного рода рисков. Их деятельность финансовое посредничество особого рода: они берут средства у владельцев полисов и инвестируют их в финансовые и другие активы.
Пенсионные фонды. В финансовый сектор включаются только негосударственные фонды, аккумулирующие деньги населения и инвестирующие их, а затем возвращающие их в виде пенсий.

Государственные внебюджетные социальные фонды относятся к сектору Государственные учреждения.
В данной диссертационной работе исследованию подлежат банковские учреждения. Исходя из изложенного, банк это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Основное назначение банка посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ О банках и банковской деятельности в РФ, основные положения которого в принципе приближены к основным методологическим положениям, изложенным в международных учетно-информационных системах. Банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов; покупка-продажа и хранение ценных бумаг; иностранной валюты; привлечение средств во вклады; осуществление расчетов; выдача гарантий, поручительств и иных обязательств; посреднические и доверительные операции и т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных только на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными Центральным банком (ЦБ) РФ 08.04.93 г., понимаются:
совместные банки, т.е. банки, уставный капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
иностранные банки банки, уставный капитал которых формируется за счет нерезидентов;
филиалы банков-нерезидентов.
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. Центральный банк устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны.

Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты их от экспансии зарубежных банков.
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому), исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества, в котором ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Расширение уставного фонда может осуществляться за счет как внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.
По международным стандартам российская банковская система пока не сопоставима с аналогичными системами развитых стран. Прежде всего отечественные кредитные учреждения значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов.

Совокупный собственный капитал 200 самых крупных российских банков меньше любого из первой двадцатки крупнейших банков мира4.
У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью.

Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки.

Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.
Первым и основополагающим принципом управления потенциалом коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Это относится прежде всегок срокам тех и других.

Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется управленческая деятельность в коммерческих банках, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами.
Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами, а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом.

Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в управлении механизмами взаимоотношений коммерческого банка со своими клиентами. Он строятся как обычные рыночные отношения и представляют собой операционно-кассовую работу.
Четвертый принцип управления работой коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.
Пятый принцип максимальная отдача от ресурсов, как собственных, так и привлеченных, как материальных, так и нефинансовых, трудовых, от осуществления как капитальных, так и текущих затрат. Важную роль на этапе, предшествующем принятию управленческого решения, играют выводы, полученные в результате проведения всестороннего статистического анализа по самым различным аспектам и направлениям банковской деятельности.
Статистика изучает банковскую систему и ее деятельность в различных аспектах: по видам банковских услуг и их объему, по формам собственности и назначению банков, по видам кредитно-расчётного обслуживания, по ассортименту оказываемых ими услуг.
Наряду с расширением сети банков развитие банковской системы сопровождается расширением классификаций банковских услуг и их элементов.
В статистике применяется следующая группировка банковских услуг:

  1. Учетно-операционная работа:
  1. открытие, введение и закрытие лицевых счетов клиентов и банков-корреспондентов;
  2. учет расчетно-платежных документов и контроль за своевременностью их оплаты; выявление счетов, не оплаченных в срок;
  3. осуществление расчетов по поручению клиентов;
  4. начисление и списание процентов по ссудам, текущим и расчетным счетам;
  5. учет операций факторинга, лизинга и форфейтинга;
  6. депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов, акцента платежных поручений и др.
  1. Кредитование:
  1. перспективное планирование кредитной деятельности;
  2. экономико-статистический анализ кредитных отношений за предшествующий период;
  3. регулирование кредитных отношений банка с предприятиями;
  4. учет и контроль кредитной деятельности;
  5. оценка экономической эффективности отдельных видов кредита и кредитных отношений и др.
  1. Денежное обращение:
  1. составление и исполнение кассового плана;
  2. прогнозирование выполнения кассового плана.
  1. Денежное обслуживание:
  1. организация обслуживания кредитных карт;
  2. организация обслуживания кассовых автоматов;
  1. Анализ финансово-экономического состояния организаций:
  1. ведение финансово-экономических паспортов организаций;
  2. контроль выполнения целевых программ развития отдельных организаций.


Рассматриваются и другие виды банковских услуг. Основной формой банковских услуг является предоставление кредита. Кредитная система представляет собой неотъемлемую часть мировой экономики, сложнейший механизм, вобравший в себя огромные разнообразные формы кредита и кредитных институтов, совокупность теснейших взаимосвязей между финансовым и промышленным капиталом.
Кредитные отношения складываются в условиях движения и взаимодействия кредитных ресурсов и кредитных вложений. Кредитные ресурсы состоят из средств банков, временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения.

Средства банков складываются из уставного, резервного и специальных фондов; средства народного хозяйства (в том числе институциональных единиц) из остатков средств на расчётных счетах предприятий и фирм, на счетах по капитальным вложениям, из средств заказчиков за выполненные строительные, научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы, а также средств в расчетах; средства населения характеризуются остатками средств на сберегательных счетах сберегательных и коммерческих учреждений.



Содержание раздела