d9e5a92d

Золотовалютные резервы

7. В сравнении с курсами к СКВ соотношения между национальными валютами стран СНГ менее прозрачны и, как правило, плавающие. Официальные курсы национальных валют друг к другу основаны на котировках валютных бирж или определяются как кросс-курсы через доллар США.
8. Национальные банки почти всех стран СНГ ежедневно публикуют официальные курсы своих валют по отношению к российскому рублю, а также некоторым валютам других стран Содружества. В частности, публикуется курс узбекского сума к казахстанскому тенге.
9. В связи с тем, что валюты ряда стран СНГ во взаиморасчетах юридических и физических лиц используются не значительно, их котировки отличаются нерегулярностью. До сих пор ни одна из стран СНГ на своей бирже не котировала национальные валюты всех государств СНГ.
10. По мере формирования общности в организации внутренних валютных рынков стран СНГ, повышения их ликвидности в перспективе могут появиться условия к тому, когда возможной станет прямая котировка: национальная валюта одной страны национальная валюта другой. Тогда реальной сможет быть постановка вопроса о создании заинтересованными странами СНГ на уровне многосторонних отношений интегрированного валютного рынка.

Цель его обеспечить доступ участникам к проведению конверсионных операций между национальными валютами, расширение их применения во взаимных торгово-экономических связях (об этом ниже в разделе, посвященном сотрудничеству стран СНГ в валютной сфере).
Для сравнения: В Китае с 1955 г. поддерживается твердый, по существу, фиксированный курс юаня. Обходится это дорого. Только в 2004 г. Народный банк Китая, чтобы удерживать курс своей национальной валюты по отношению к доллару США (1 доллар равен 8,28 юаня), израсходовал 1610 трлн. юаней (195 млрд. долл.) на скупку американской валюты на внутреннем рынке. В результате валютные реOервы КНР увеличились в 2004 г. на 206,7 млрд. долл., превысив в общей сумме 600 млрд. долл.

По мнению независимых финансовых экспертов, крупные валютные интервенции должны привести к ревальвации курса юаня относительно доллара США и тем самым понизить конкурентные возможности китайских товаров. Между тем власти Китая до сих пор твердо придерживались доктрины: сильная национальная валюта благо для экономики.

Она стимулирует приток в страну крупных прямых иностранных инвестиций, которые способствуют ускорению экономического роста. В СНГ многие специалисты считают, что для создания благоприятных условий бизнес-сотрудничества в области курсообразования предстоит обеспечить:
1. Регулярные котировки курсов национальных валют. От ежедневных их котировок зависит бесперебойное проведение конверсионных операций с валютами государств Содружества, более активное их использование во взаимных расчетах. Механизм ежедневных котировок позволит в постоянном режиме соизмерять затраты и выручку участников внешнеэкономической деятельности на территории Содружества.

Регулярные котировки курсов национальных валют в многостороннем формате в сочетании с применением современных технологий на валютных рынках, внедрением единых международных стандартов могут способствовать преодолению замкнутости валютных рынков, обеспечению более полного их взаимодействия с фондовыми рынками.
2. Координацию мер в области политики валютного курса с целью повышения устойчивости национальных валют. Это важно для предотвращения резких колебаний обменных курсов, отрицательно влияющих на взаимные торгово-экономические связи, для защиты финансовых рынков государств от внешних шоковых воздействий или, по крайней мере, для их смягчения.

Такая задача представляется реальной, если учесть, что основные характеристики валютных рынков государств СНГ во многом совпадают. Во многих странах СНГ состояние национальной денежной системы регулируется ежегодно разрабатываемыми основными направлениями государственной денежно-кредитной политики. При этом ее цели в основном схожи. Ими являются: защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, ее покупательной способности, обменного курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы страны.

Учитываются потребности экономики, стоящие перед ней в каждом новом году новые задачи. Так, в Республике Беларусь активизация производственной деятельности, рост потребностей предприятий и населения в платежных и кредитных средствах в 2004 г. увеличили спрос экономики на деньги. В свою очередь, это обусловило прирост денежного предложения в белорусских рублях на 58,1% и увеличение коэффициента монетизации экономики по рублевой денежной массе в среднегодовом исчислении на 1,46 процентных пункта. Рублевая денежная база Национального банка выросла на 38,9%.



Важным фактором этого стала покупка Национальным банком иностранной валюты в рублевом эквиваленте на 223,7 млрд. рублей.
Достигнута цель процентной политики поддержание положительных величин процентных ставок в экономике на уровне, который, с одной стороны, способствовал росту сбережений в национальной валюте, с другой расширял доступность кредитных ресурсов для субъектов хозяйствования.
В Республике Казахстан денежная база ее экономики в 2004 г. расширилась на 82,3%, достигнув 577,9 млрд. тенге. Денежная масса выросла на 68,2% - до 1634,7 млрд. тенге. Основными факторами увеличения денежной массы стали рост чистых внешних активов банковской системы и кредитных товариществ на 64,7% и их внутренних активов на 71,1%. Это следствие роста кредитов экономике.

Наличные деньги в обращении за 2004 год увеличились на 59% - до 379,9 млрд. тенге: самый высокий показатель за последние 9 лет.
В целом за 2004 г. инфляция зафиксирована на уровне 6,9%. По структуре потребительских цен в наибольшей степени подорожали продовольственные товары на 7,4%.

Цены и тарифы на непродовольственные товары и платные услуги повысились на 6,2% и 5,9% соответственно.
Как вытекает из принятых в России основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г., в 2003 и 2004 гг. спрос на рублевую денежную массу в значительной степени зависел от процессов замещения валют. Процесс этот характеризовался как снижением спроса со стороны экономических агентов на иностранную валюту (в наличной и безналичной формах) и увеличением спроса на национальную валюту, так и обратными тенденциями.
Чрезвычайно высокая чувствительность валютного компонента расширенного агрегата денежной массы (включающего депозиты в иностранной валюте и наличную иностранную валюту в нефинансовом секторе экономики) к изменениям номинального курса рубля к доллару США способна заметно влиять на динамику рублевой составляющей денежной массы. Процессы замещения валют существенно ограничивают возможности органов денежно-кредитного регулирования надежно прогнозировать динамику показателей денежного обращения, поскольку валютный компонент расширенной денежной массы не поддается точным оценкам и прямому управлению со стороны центрального банка, что снижает предсказуемость динамики рублевой составляющей денежной массы.
Высокие темпы экономического роста требуют для обслуживания возрастающего объема ВВП большего объема денежной массы. В 2005 г. рост спроса на деньги вследствие расширения экономической активности продолжится, хотя интенсивность данного процесса может несколько снизиться.
При оценке спроса на деньги весьма важное значение имеет анализ динамики скорости обращения денег, которая в последние годы достаточно устойчиво снижается. На фоне этой тенденции негативное влияние высоких (в отдельные периоды) темпов роста денежной массы на потребительские цены в краткосрочном и среднесрочном аспекте может не проявляться.
В целом в 2005 г. понижательные тенденции в динамике скорости обращения денег, скорее всего, сохранятся, продолжится рост монетизации экономики, составившей на 1.10.04 по агрегату М2 21,4% по сравнению с 18,1% годом ранее. Динамика этих процессов в значительной степени будет определяться теми условиями, в которых окажется российская экономика в 2005 г.
С учетом характеристик вариантов развития российской экономики в 2005 г. оценки роста спроса на деньги, сделанные на основе различных методов, находятся в диапазоне от 20 до 32%.2
Будучи частью экономики, денежная система реагирует на ее требования, обусловленные внутренними и внешними факторами. Поэтому денежным системам государств свойственна динамичность, что видно из графика 1.
Реагируя на положительные тенденции в развитии денежной системы России Европейский центральный банк (ЕЦБ) решил включить российский рубль в список валют, справочные курсы которых публикуются банком. В список войдут также китайский юань, хорватская куна, индонезийская рупия, малазийский ринггит, филиппинское песо и тайский бат.

ЕЦБ уже публикует справочные курсы 28 валют, включая денежные единицы стран Евросоюза, США, Японии, Австралии, Сингапура, а также Болгарии, Турции и Румынии.
Как убеждает мировая практика, важную роль в достижении устойчивости национальных валют играют золотовалютные резервы.

Золотовалютные резервы.

От состояния золотовалютных резервов страны зависит бесперебойность ее международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств.

Эти резервы способствуют повышению суверенного кредитного рейтинга страны.
Обычно (если следовать мировой практике) золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: а) централизованный запас золота; б) фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы: Центральный банк, Министерство финансов. Обе разновидности считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из:
- монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей;
- запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального (Национального) банка и Министерства финансов в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом;
- резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте;
- специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту.
Подобной структуры золотовалютных резервов придерживаются, например, в России. При этом каждое государство создает такой их объем, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Рекомендация МВФ гласит: объем валютных резервов центрального (национального) банка должен составлять сумму трехмесячного импорта (наиболее простой критерий).

В мировой практике используется и другой усложненный критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны. Золотовалютные резервы России в настоящее время превышают обе пороговые величины.

К июлю 2005 г. они достигли более 151 млрд. долл.
Об объеме и структуре золотовалютных резервов стран СНГ можно судить по данным таблицы 1.
Центральные (национальные) банки придерживаются определенного режима использования золотовалютных резервов. В России, например, дефицит платежного баланса путем прямого выделения ресурсов участникам внешнеэкономического оборота, испытывающим нехватку валюты для выполнения денежных обязательств перед заграницей, не финансируется.

Необходимые средства приобретаются этими участниками на внутреннем валютном рынке. И только недостаток валюты на нем восполняется из резерва, при том опосредованно через механизм валютных интервенций по поддержанию валютного курса. Продавая иностранную валюту, Центральный банк РФ увеличивает ее рыночное предложение.

В свою очередь, укрепление курса рубля облегчает приобретение платежных средств теми, кто в них нуждается.
Такой способ использования резерва международных ликвидных средств Центральный банк РФ возвел в ранг своей официальной валютной политики. На данный счет им сделан ряд официальных заявлений. В одном из его документов подчеркивается: Всякое отвлечение средств валютного резерва на иные цели, за исключением курсовой политики, будут означать нарушение пропорций внутреннего денежного обращения и возможность создания кризисной ситуации на отечественном валютном рынке.3
В Банке России золотовалютные резервы рассматривают в качестве одного из важных факторов формирования в стране денежной массы основы внутреннего денежного обращения. Поэтому, как здесь считают, недопустимы произвольные подвижки объема золотовалютных резервов.

Иначе это может повлечь такое изменение величины денежной массы (денежного предложения), которое способно дестабилизировать национальную экономику.
Золотовалютные резервы обеспечивают взаимодействие двух механизмов: внешнего валютного и внутреннего денежного обращения. Отношение разных стран СНГ к структуре золотовалютных резервов неодинаково.
В Армении, например, принято решение отказаться от золотого запаса в составе внешних валютных активов. Такую позицию Национальный банк объясняет тем, что его внешние резервы вдвое меньше государственного долга страны. Учитывается также и то, что доходность золотых депозитов низкая в сравнении с валютными.

Поэтому предпочтение отдается накоплению внешних резервов в евро, долларах США, СДР, имея в виду их высокую доходность.
Таблица 1.
Международные валютные резервы органов денежно-кредитного регулирования стран СНГ
в млн. долл. США на конец периода.

Страны 2000 г. 2004 г.
Общий объем резервов, исключая золотые запасы СДР Резервная позиция в МВФ Запасы иностранной валюты Золотые запасы в млн. тройских унций Золотые запасы в млн. долл. США Общий объем резервов, исключая золотые запасы СДР Резервная позиция в МВФ Запасы иностранной валюты Золотые запасы в млн. тройских унций Золотые запасы в млн. долл. США
Армения 318,32 21,55 - 296,77 .0446 12,17 575,07 11,96 - 563,11 - -
Азербайджан 679,61 6,60 .01 672,99 - - 1089,55 14,53 .02 1075,00 - -
Белоруссия 350,50 .18 .03 350,29 550,91 (ноябрь) .01 .03 550,87 (ноябрь)
Грузия 109,41 3,27 .01 106,13 - - 382,90 11,22 .02 371,66 - -
Казахстан 1594,1 - .01 1594,1 1,84 501,5 8476,9 1,2 .01 8475,7 1,83 803,6
Кыргызстан 239,0 .7 - 238,3 .0831 22,80 548,7 19,9 - 528,8 .0831 36,39
Молдова 222,49 .34 .01 222,15 470,26 .07 .01 470,18
Россия 24264,3 .5 1,2 24262,6 12359 3707,8 120808,8 .9 2,8 120805,1 12441 3732,4
Туркмения 92,9 7,8 - 85,0 .01 1,4 157,5 1,3 - 156,2 .03 14,6
Украина 1352,7 249,1 - 1103,6 .4536 123,7 9302,4 1,2 - 9301,2 .5109 222,3

Тройская унция равна 31,1035 г чистого золота. Золотые запасы в долларах приведены в национальной оценке органов денежно-кредитного регулирования стран СНГ.
В разное время использовались разные источники пополнения золотовалютных резервов. Так, в Грузии совокупный объем международных валютных резервов к середине 2004 г. был пополнен поступлением транша МВФ. Он был выделен Грузии в рамках возобновленной программы финансовой поддержки Стратегии по преодолению бедности и содействию экономическому росту. Для пополнения международных валютных резервов Национальный банк Грузии за тот же период приобрел часть свободно конвертируемой валюты на Тбилисской межбанковской валютной бирже.

На обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2004 г. из международных валютных резервов Грузии было использовано 28,1 млн. долл. Из этой суммы 7,4 млн. долл. направлено непосредственно на обслуживание взятого правительством внешнего долга (на выплату процентов и покрытие основных сумм), 20,7 млн. долл. на погашение выделенных МВФ кредитов. В ряде стран СНГ весьма благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по топливно-сырьевым ресурсам (особенно сырой нефти) способствует росту стоимостных объемов экспорта, увеличению поступлений свободно конвертируемой валюты, что является важным фактором равновесия платежных балансов, достижения их положительного сальдо.

Платежные балансы.


Некоторые замечания. С переходом стран СНГ на децентрализованный (рыночный) порядок регулирования международных денежных требований и обязательств труднее стало получать точные данные о состоянии внешнеэкономической позиции той или иной страны. В рыночной экономике плтежный баланс формируется, по существу, в виде статистической сводки движения международных денежных требований и обязательств, возникающих в результате самостоятельных действий индивидуальных участников внешнеэкономического обмена.

Тем самым показатели платежного баланса в значительной части формируются оценочным путем. Теперь они не планируются и вместе с государственным бюджетом не рассматриваются и не утверждаются парламентом как директивный документ.
Платежный баланс подводит итоги уже состоявшихся операций, фиксирующих их состояние нередко с большим опозданием (трех-четырехмесячной давности). Поэтому в приводимой ниже таблице данные за 2004 г. отсутствуют.

На момент завершения настоящей работы их не было.
К тому же не все страны сообщают Статкомитету СНГ сведения по аналогичному кругу показателей: у одних стран перечень шире, у других уже. В сводных таблицах показателей платежного баланса страны группируют их по следующим разделам: товары; услуги; доходы от инвестиций; оплата труда; текущие трансферты; капитальные трансферты; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; прочие инвестиции; резервные активы.
В официальной классификации платежного баланса России и ряда других стран СНГ движение частных капиталов учитывается в составе трех агрегатов: Прямые инвестиции (участие в капитале и деятельности различного рода предприятий); Портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг); Прочие инвестиции (все остальные операции капитального характера, не подпадающие в категорию прямых или портфельных инвестиций). В этот конгломерат входят также другие и при том разные по своему экономическому содержанию операции.

Среди них: купля-продажа наличной валюты (иностранной и отечественной); движение средств по банковским счетам (текущим и депозитным); предоставление и погашение торговых кредитов, иных ссуд и займов; возникновение денежных требований и обязательств из-за неуплаты или просроченности этих ссуд и займов.
Проанализировать данные статьи платежного баланса непросто, ибо в упомянутых выше статистических агрегатах формально объединены: а) движение частных капиталов, перемещающихся через границы в результате сделок негосударственных хозяйствующих субъектов; б) движение капиталов, связанных с операциями государственных органов по привлечению и погашению внешних займов. Разные аналитики обычно по своему отделяют один агрегат от другого.

Из-за неодинаковых подходов возможны и разные оценки.
Следует, однако, оговориться. В России, например, в более поздних публикациях, характеризующих аналитическое представление платежного баланса, капитальные операции государственного сектора управления выдеSены отдельно, что облегчает анализ.

В то же время приводимые данные являются консолидируемыми без разделения на страны СНГ и дальнего зарубежья.
Учитывая все это, в настоящей работе не ставилась задача углубленного анализа платежного баланса каждой страны СНГ. Ниже приведены две таблицы. Одна позволяет судить о динамике статей текущих и капитальных операций в целом, другая характеризует динамику экспортно-импортных операций.

Последние составляют основу платежного баланса. Состояние торгового баланса для России и ряда других стран СНГ имеет абсолютно определяющее значение для платежного баланса и валютного положения этих стран.

В России внешняя торговля в настоящее время это, по существу, единственная сфера, имеющая активное сальдо (валютные поступления превышают валютные затраты). По остальным видам внешнеэкономической деятельности, включая движение капитала, в России пока наблюдается противоположная картина: из страны уходит больше валюты, чем притекает из-за рубежа.
Детальный анализ платежных балансов стран СНГ, имея в виду высказанные выше методические замечания и оговорки задача во многом самостоятельная, к решению которой возможно стоит вернуться в дальнейшем. Пока же приведенная ниже таблица 2 ограничена включением в нее двух укрупненных статей: текущих и капитальных (финансовых) операций.

Счет текущих операций включает: товары, услуги, текущие трансферты. Счет операций с капиталами и финансовыми инструментами содержит: капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции и резервные активы. Таблица 2. Основные показатели платежных балансов стран СНГ (текущие и капитальные операции в млн. долл. США)

Страны Счет текущих операций Финансовый и капитальный счет
1998 г. 2000 г. 2003 г. 1998 г. 2000 г. 2003 г.
Азербайджан -1364,5 -167,8 -2020,6 1384,5 441,9 2338,3
Армения -403,0 -278,4 -190,6 399,3 261,3 192,1
Грузия -289,6 -222,8 -391,8 460,6 66,5 394,8
Кыргызстан -363,9 -79,5 -25,6 300,3 69,1 -32,6
Молдова -334,7 -115,5 -142,1 357,6 121,2 53,2
Россия 219 46839 35905 9598 -37683 -28706


Состояние двух счетов платежных балансов стран СНГ позволяет сделать два вывода, принимая во внимание динамику процессов, наблюдавшихся в этих странах прежде и протекающих теперь:



Содержание раздела