d9e5a92d

Условия создания в ЕврАзЭС интегрированного рынка национальных валют.

- привести в соответствие с международными стандартами национальные системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
К моменту завершения этапа будут подготовлены развернутые предложения о переходе к следующему этапу согласования валютной политики с уточнением и конкретизацией его задач.
При этом страны СНГ, подписавшие Концепцию, исходят из того, что реализация названных выше задач первого этапа будет осуществляться в условиях достаточно устойчивого экономического роста, формирования внутреннего общего рынка товаров путем завершения создания зоны свободной торговли, устранения таможенных барьеров, относительной стабилизации национальных валют.
Второй этап (ориентировочно 2006-2010 гг.)
Переход к этому этапу начнется в условиях существенного выравнивания в государствах СНГ показателей конвергенции (отношение дефицита государственного бюджета к ВВП, отношение внешнего долга к ВВП, уровень инфляции, ставка рефинансирования); значительного развития и повышения устойчивости национальных систем хозяйственного законодательства (прежде всего в области экономики и финансов); относительной сбалансированности внутренних валютных и фондовых рынков; развертывания работ по созданию таможенного союза; достижения договоренностей об унификации базовых принципов экономической политики.
На данном этапе имеется в виду:
- продвинуться по пути либерализации рынка финансовых услуг;
- разработать методологию выбора оптимальных валютных режимов в государствах СНГ в соответствии с их макроэкономическими условиями;
- оформить согласованную валютную политику в виде межгосударственного документа;
- гармонизировать и унифицировать с учетом международных тенденций национальные законодательства в валютной сфере, в том числе на основе модельных законов;
- обеспечить свободу движения капитала;
- сформировать в перспективе межгосударственные организации, занимающиеся вопросами согласования валютной политики стран СНГ, или наделить данными функциями уже имеющиеся организации.
В завершение этапа будут подготовлены комплексные предложения о переходе к следующему, третьему этапе согласования валютной политики с уточнением и конкретизацией его задач.
Третий этап (ориентировочно 2010-2017 гг.) для стран СНГ особой важности. К этому времени прогнозируется, что все они войдут в фазу стабильного экономического роста; завершат реформы в сфере экономики; перейдут на современные международные стандарты платежно-расчетных отношений; вступят в стадию завершения формирования реального таможенного союза, создания единого внутреннего рынка, добьются высокого уровня гармонизации хозяйственного законодательства.
На этом этапе намечается:
- установить в странах СНГ на основе макроэкономического анализа оптимальные валютные режимы;
- разработать и задействовать механизм координации валютной политики;
- выработать общие направления проведения валютных интервенций для поддержания валютных курсов;
- перейти к коллективному принятию решений в части валютной и финансово-экономической, в том числе ценовой политики;
- сузить пределы колебаний курсов национальных валют;
- ввести процедуру координации бюджетной политики с указанием направлений развития и среднесрочных ориентиров, а также согласованного регулирования валютных отношений;
- достигнуть договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.
Функции по координации мероприятий, направленных на выполнение настоящей Концепции, будет осуществлять Межгосударственный валютный комитет во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.
С позиции создания предпосылок к реализации задач первого этапа сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, в частности, предусматривающих более широкое использование их национальных валют во взаимном экономическом сотрудничестве, эксперты в первом полугодии 2004 г. провели мониторинг ситуации на финансовых рынках Содружества. Были выявлены следующие позитивные тенденции: в целом относительное стабильно состояние финансового сектора; темпы роста инфляции умеренные; процентные ставки снижаются; золотовалютные резервы растут; вся макроэкономическая ситуация постепенно стабилизируется; продолжается экономический рост, в том числе обусловленный расширением внутреннего спроса.
Одновременно мониторинг выявил и негативные тенденции: коммерческими банками недостаточно кредитуется реальная экономика; актуальной остается проблема неплатежей между хозяйствующими субъектами; не урегулированы в должной мере государственные внешние долги, а также задолженность частных субъектов хозяйствования; достигнутая макроэкономическая устойчивость уязвима к внешним шокам. Это подтверждается и проведенным выше анализом, результаты которого отражены в настоящей работе.


Дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами инвестиционной активности, повышением платежного спроса хозяйствующих субъектов и населения. Для этого эксперты, осуществившие мониторинг ситуации на финансовых рынках государств Содружества, справедливо предлагают его межгосударственным органам сосредоточиться на:
- практической реализации принципа взаимного признания национальных валют, осуществлении их официальных котировок;
- выявлении существенных различий в направленности экономических реформ, расхождений в национальном законодательстве, особенно в области валютно-финансового, налогового, внешнеторгового и таможенного регулирования, нарушающих общность экономического пространства СНГ, имея в виду возможность постепенного устранения названных различий;
- формировании цивилизованного фондового рынка СНГ, создании интегрированного валютного рынка, основная цель которого построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.

Условия создания в ЕврАзЭС интегрированного рынка национальных валют.


Такая постановка вопроса представляется справедливой по отношению к наиболее продвинутому в интеграционном аспекте экономическому объединению стран СНГ, каким к настоящему времени является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Его участниками являются: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.

Все они подписали Концепцию сотрудничества и координации деятельности стран СНГ в валютной сфере. Для ее выполнения в ЕврАзЭС создаются благоприятные предпосылки. На состоявшемся в конце марта 2005 г. заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества отмечалась положительная динамика в развитии экономики стран-членов.

В 2004 г. они достигли заметного экономического роста. Снизилась инфляция, вырос товарооборот, в том числе внутри сообщества.

Этому способствует практически созданная зона свободной торговли. Страны ЕврАзЭС движутся к следующей стадии интеграции таможенному союзу.

Возможно, он станет реальностью к концу 2006 г. Уже к началу 2005 г. в государствах сообщества таможенные тарифы унифицированы на 60%, а между Россией и Белоруссией на 90%.
Как заявляют эксперты, для того, чтобы таможенный союз ЕврАзЭС стал действительно реальностью, важно завершить переговоры о вступлении четырех стран в ВТО (Киргизия пятый член сообщества вступила в ВТО еще в 1998 г. за два года до создания ЕврАзЭС). Считается, что два названных процесса (создания таможенного союза и вступление в ВТО) необходимо максимально координировать. За основу такой координации страны ЕврАзЭС готовы принять позицию, занятую Россией на переговорах о вступлении ее в ВТО.

В качестве базовой позиция России приемлема во многом потому, что она имеет самую развернутую товарную номенклатуру во внешней торговле.
Россия и Казахстан готовы выступить лидерами в создании крупного Межгосударственного инвестиционного банка. Имеется в виду преобраOовать в него ныне действующий Межгосударственный банк СНГ.

Миссия новой финансовой структуры, функционирующей на рыночной основе, - инвестирование в перспективные для стран-партнеров проекты, в первую очередь, в сфере ТЭК и высоких технологий.
На мартовском заседании ЕврАзЭС был подписан ряд важных документов. Среди них соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров, концепция агропромышленной политики. В стадии согласования находится соглашение о разработке совместного топливно-энергетического баланса. Хотя страны ЕврАзЭС считаются наиболее продвинутыми в аспекте экономической интеграции, однако и здесь в сфере валютной интеграции заметных сдвигов не произошло.

По оценкам экспертов, доля национальных валют в обслуживании взаимного товарооборота в последние годы не превышала 5-10%. По базовым показателям финансовые рынки стран ЕврАзЭС уступают не только рынкам развитых государств, но и ряда стран с развивающейся экономикой.
Тем не менее, опираясь на общность ряда позиций валютного регулирования, у стран ЕврАзЭС в принципе есть возможность создания интегрированного рынка национальных валют. Он видится как объединение национальных организованных валютных рынков: валютных, фондовых бирж, иных центров организованной торговли валютами.
Но на этом пути предстоит преодолеть, по крайней мере, два законодательных препятствия. Одно относится к торговле национальными валютами, другое к допуску на внутренние валютные рынки банков-нерезидентов.

Поскольку национальные валюты, как правило, не выполняют в Содружестве функцию меры стоимости, а, значит, во внешнеторговых контрактах не выступают валютой цены, то обмен одной национальной валюты на другую осуществляется через доллар. Между тем интегрированный валютный рынок мыслится как рынок национальных валют, где непосредственно они продаются и покупаются, не прибегая к посредничеству доллара. Данный вопрос заинтересованным странам надлежит решить в законодательном порядке.

Предложения здесь, очевидно, за центральными (национальными) банками.
При этом считается целесообразным начать создание интегрированного валютного рынка с биржевого (организованного), что оправдано. По экспертным оценкам, доля бирж стран СНГ в обслуживании финансового оборота составляет в среднем 50%.

Биржи выступают многофункциональными институтами рынка, обслуживая операции с валютой, государственными ценными бумагами, акциями и облигациями предприятий. В ряде стран Содружества деятельность бирж обеспечивается такими структурными подразделениями как расчетная палата, депозитарный центр.

В СНГ многие биржи объединяет схожая технология торгов, общность стандартов как на валютном, так и на фондовом рынке.
Очевидно, проще преодолеть второе препятствие допустить на внутренние рынки банки-нерезиденты. В принципе они и сейчас могут открывать корреспондентские счета в уполномоченных банках и расчетных палатах национальных валютных бирж. Помехами к более широкому развитию межбанковских отношений выступают действующие в странах Сообщества положения валютного и банковского законодательства, которые ставят банки-нерезиденты в неравные условия по сравнению с банками-резидентами.

Это относится к режиму открытия банками-нерезидентами счетов в уполномоченных банках. К тому же банки-нерезиденты должны выплачивать комиссию уполномоченному банку за проведение валютных операций. Такие ограничения к началу 2005 г. действовали на территории всех государств-участников ЕврАзЭС.

Названные ограничения можно было бы устранить, если банки ЕврАзЭС выделить из общей категории банков-нерезидентов и предоставить им национальный режим для осуществления валютных операций.
Приступая к практической работе по организации в ЕврАзЭС интегрированного валютного рынка, важно учитывать ряд критериев. Ими являются:
- достижение высокой надежности проведения торгов и расчетов путем использования механизмов, позволяющих эффективно управлять кредитными рисками, возникающими при совершении операций банками-нерезидентами государств СНГ;
- обеспечение низкого уровня затрат на создание интегрированного валютного рынка за счет использования существующей в государствах СНГ инфраструктуры организованных национальных валютных рынков;
- возможность запуска проекта не только на многосторонней, но и на двусторонней основе (на начальном этапе);
- соблюдение принципа полицентричности (множественности центров) организационно-технической структуры интегрированного валютного рынка.
Модели интегрированного валютного рынка, очевидно, могут быть разными. Одна из них видится такой:
- Организатор торгов: Международная ассоциация бирж стран СНГ;
- Администратор: одна из национальных валютных бирж. Ее задача обеспечить функционирование программно-технического комплекса. При этом имеется в виду, что администратор отвечает критериям надежности, имеет опыт работы по организации торгов валютами стран СНГ, обладает необходимой программно-технической базой;
- Участники торгов: центральные (национальные) и коммерческие банки;
- Расчетные центры: кредитные организации, осуществляющие ведение счетов национальных бирж, перечисление средств по итогам торгов по поручению Администратора. Национальные биржи при этом будут организовывать депонирование средств банков-участников на счете биржи в расчетной центре; направлять Администратору информацию о депонированных средствах для установления лимитов нетто-операций; передавать распоряжения в расчетный центр для перевода средств, причитающихся участникам по итогам торгов.
Разработчики такой модели интегрированного валютного рынка предлагают систему расчетов организовать по принципу: поставка против платежа. Считается, что это позволит в полной мере реализовать преимущества биржевой (организованной) системы расчетов. Платежи в национальных валютах стран ЕврАзЭС могут осуществляться с учетом особенностей их национальных законодательств через:
- национальные платежные системы (счета открываются в национальных банках);
- негосударственную расчетную систему (счета открываются в расчетных палатах при национальных биржах);
- расчетную систему Межгосударственного банка.
Если бы удалось преодолеть препятствия и создать в ЕврАзЭС интегрированный валютный рынок, тогда, как представляется, страны-участницы смогли бы постепенно открыть свои внутренние финансовые рынки, что, в свою очередь, способствовало бы налаживанию их взаимодействия с мировой валютной системой, повышению международной роли национальных валют.
Для эффективного функционирования валютного рынка, будь-то внутреннего или интегрированного, потребуется его четкая организация, введение определенных правил поведения участников. Помимо регулирующей роли государства важное значение здесь имеют самоорганизация, принятие определенных правил непосредственными участниками рынка.

В России, например, Национальной валютной ассоциацией (НВА) были подготовлены, а Центральным банком РФ одобрены стандарты работы на внутреннем валютном рынке.

Перспективы сотрудничества стран СНГ на рынке капиталов.


Наряду с интегрированным валютным рынком представляется возможным в обозримой перспективе решить вопрос о создании в ЕврАзЭС интегрированного рынка капиталов. Пока он недостаточно развит.

По экспертным оценкам, к началу 2002 г. общий оборот рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных) составлял в ЕврАзЭС около 50 млрд. долл. США.

Это примерно в 4 раза меньше оборота рынка акций Финляндии. По оценкам аналитиков, с тех пор существенных изменений в капитализации фондовых рынков по ЕврАзЭС в среднем не произошло. Немногим более сотни эмитентов во всех государствах Сообщества вышли на рынок с эмиссиями собственных ценных бумаг.

Между тем число акционерных обществ в странах ЕврАзЭС свыше полумиллиона.
Как считают специалисты, положение может улучшиться, если страны ЕврАзЭС встанут на путь создания общего информационно-торгового пространства для проведения операций с ценными бумагами на своих финаUсовых рынках. Для этого важно договориться об общих принципах функционирования и государственного регулирования национальных рынков капиталов. Правовые предпосылки создаются.

Межпарламентской Ассамблеей СНГ приняты два модельных закона: О рынке ценных бумаг и О валютном регулировании и валютном контроле.
Чтобы единый рынок капиталов стал реальностью, не менее важно договориться о том, как: решить вопросы их репатриации, гармонизировать национальные законодательства, унифицировать основные нормы (правила), действующие на рынках ценных бумаг; создать необходимое инфраструктурное и технологическое обеспечение.
Конкретно речь идет о том, чтобы:
- в части валютного регулирования установить уведомительный порядок открытия счетов юридических и физических лиц; определить условия репатриации выручки инвесторов-нерезидентов; достигнуть долгосрочной стабилизации курсов национальных валют;
- в части гармонизации законодательства и стандартизации основных регулирующих норм на рынке ценных бумаг внедрить единые стандарты деятельности на финансовых рынках, имея в виду общие регулирующие нормы и стандарты торговли, раскрытия информации для участников рынка.
Если удастся этого достигнуть, тогда появится возможность межстранового перелива капитала, снижения стоимости его привлечения, увеличения набора финансовых инструментов. Для решения столь актуальной задачи, очевидно, потребуется по договоренности между странами ЕврАзЭС создать многосторонний механизм их взаимодействия на рынках капиталов, закрепив его подписанием межправительственного соглашения.
Реализация названных мер придает новое качество развитию национальных денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ. Выражаться это будет в их более тесном взаимодействии, что, в свою очередь, поможет каждой стране успешнее решать стоящие перед ней социально-экономические задачи, имея в виду повышение жизненного уровня населения с использованием преимуществ рыночной экономики.

ВЫВОДЫ

Из проведенного анализа вытекает:
1. Многие страны СНГ проявляют готовность преодолевать временную паузу в развитии взаимных валютно-кредитных и финансовых отношений, возникшую на этапе политического и экономического размежевания новых государств, а также в связи с трудностями переходного периода, сопровождавшегося падением производства, нарушением финансовой и валютной стабилизации. Это, в свою очередь, вынуждало каждую страну применять собственные адекватные меры, соответствующие конкретной ситуации, что отразилось на определенной специфике построения национальных денежно-кредитных и финансовых систем по типу рыночных моделей.

Рыночность данных моделей в то же время обусловила и наличие общих черт, что на данном этапе открывает возможность к их взаимодействию.
2. Страны Содружества, заинтересованные в экономическом взаимодействии, приняли ряд документов стратегического характера, нацеленные на активизацию сотрудничества в валютно-финансовой сфере. В их числе:
- Соглашение о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г.;
- Модельный закон О валютном регулировании и валютном контроле, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 марта 2002 г.;
- Модельный закон О рынке ценных бумаг, принятый той же Межпарламентской Ассамблеей;
- Концепция сотрудничества и координация деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере, утвержденная решением Совета глав правительств СНГ 15 сентября 2004 г.;
- Проект программы мероприятий по реализации названной Концепции, учитывающий поэтапность их осуществления, допустимость разноскоростного перехода от одного этапа к другому, позволяющая отдельным государствам присоединяться к коллективным механизмам валютного сотрудничества позднее других.
3. Согласование валютной политики нацеливается на то, чтобы создать для хозяйствующих субъектов возможность выработки общей линии поведения на перспективу, уменьшить их риски, сформировать условия для совершенствования системы взаимных расчетов при обеспечении прозрачности финансового пространства Содружества. При этом предусматривается, что механизм реализации мер по координации политики в валютной сфере будет основываться на постоянных и тесных контактах между представителями валютно-финансовых органов, в первую очередь, центральными (национальными) банками и министерствами финансов стран СНГ.

Имеется в виду, что они договорятся о развитии сотрудничества по следующим направлениям: 1) информационном; 2) организационном; 3) нормативно-правовом. Организационными формами станут действующие на постоянной основе межгосударственные рабочие группы и комиссии, создаваемые при Межгосударственном валютном комитете (МВК), и отраслевые советы (органы) СНГ.

Для достижения ближайших целей сотрудничества могут использоваться двух- и многосторонние договоренности между центральными банками, а при необходимости межправительственные протоколы или соглашения.
4. Будет укреплено информационное сотрудничество. Имеется в виду, что заинтересованные государства Содружества договорятся об обмене такими макроэкономическими и финансовыми показателями, как:
- объем и темпы роста внутреннего валового продукта;
- темпы инфляции;
- общий объем экспорта и импорта товаров по стоимости в национальной валюте и долларах США, по странам назначения и происхождения;
- индексы товарных цен экспорта и импорта;
- сальдо счета текущих операций платежного баланса;
- объем внешнего государственного долга;
- дефицит (профицит) государственного бюджета;
- индексы номинального и реального обменного курсов национальных валют;
- курсы покупки и продажи национальных и иностранных валют (официальные, биржевые и иные);
- ставка рефинансирования;
- объем официальных валютных резервов.
При необходимости может предоставляться и иная информация. При этом в данной области Межгосударственный банк и Межгосударственный статистический комитет СНГ могут создать единую информационную базу.
5. Как показывает опыт, в СНГ и прежде принималось немало важных решений, однако, далеко не все они выполнялись. Слабость СНГ в необязательности принимаемых решений. Причины этого разные.

Одна из них заключается в том, что межгосударственные органы слабо привлекают к разработке важных документов представителей бизнеса, по-видимому, считая, что для этого достаточно тех государственных и межгосударственных органов, которые в последние годы созданы. Среди них:
- Межпарламентская Ассамблея СНГ;
- Межгосударственный валютный комитет СНГ;
- Совещание руководителей центральных (национальных) банков государств ЕврАзЭс, руководствующееся в своей деятельности, в частности, необходимостью сотрудничества в сфере валютного регулирования и валютного контроля, разработки основополагающих принципов функционирования национальных платежных систем, признания образцов банковских документов, являющихся основанием для вывоза валюты.
Но эти и другие органы в должной мере не используют интеллектуальный потенциал бизнеса, объединившегося в свои рыночные международные структуры. В их числе:
- Деловой совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), признающий важность создания общей платежно-расчетной системы государств-участников этого Сообщества;
- Международная ассоциация бирж СНГ, объединяющая 20 бирж из 9 стран Содружества, преследующая цель координации усилий по развитию организованных финансовых рынков в соответствии с международными стандартами;
- Международный Координационный Совет банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, объединяющий банковские сообщества Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Украины, Центральной и Восточной Европы.
6. Следуя опыту Евросоюза, представляется важным для достижения более полной экономической консолидации стран СНГ в сфере взаимных валютно-кредитных и валютно-финансовых отношений полнее задействовать два уровня участников: верхний (государственные и межгосударственные оргаUы) и нижний (объединения предпринимательских структур), имея в виду, что они будут действовать в едином направлении, координируя свои усилия.Как свидетельствует опыт, принимаемые в СНГ решения сверху нередко не выполняются снизу. Причина здесь не в том, что предпринимательский корпус, коммерческие банки не хотят подчиняться договоренностям своих государств.

Суть проблемы в другом. Договоренности, достигнутые наверху, порой не учитывают надлежащим образом объективные экономические законы рынка. Между тем предприниматели и банки относятся к этим законам особенно чувствительно, ибо работают в рыночной среде.

Поэтому их советы могут быть полезны верху.
7. В сфере содействия эффективности валютно-финансового, банковского сотрудничества стран СНГ есть основания ожидать возрастания роли недавно созданного (сентябрь 2004 г.) Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Его деятельность направлена на:
- формирование предпосылок для расширения высококачественного банковского сопровождения движения товаров, услуг и капиталов на рынке СНГ;
- развитие инфраструктуры межбанковского обслуживания на базе современных информационных технологий и международных стандартов, включая установление прямых корреспондентских отношений и взаимных лимитов по широкому спектру операций между банками стран СНГ;
- увеличение во взаимной торговле доли денежных расчетов, в том числе в национальных валютах стран СНГ, достижение их взаимной конвертируемости с максимальным использованием возможностей финансовых структур, действующих в этих странах;
- внедрение в кредитно-расчетные отношения между хозяйствующими субъектами стран СНГ финансовых инструментов, принятых в мировой практике и адаптированных к экономическим реалиям стран СНГ;
- анализ банковского законодательства государств-участников соглашения и выработку предложений по его совершенствованию и унификации для интеграции банковского сообщества;
- совершенствование механизмов, препятствующих использованию банков для отмывания доходов, полученных незаконным путем;
- формирование единой базы обмена текущей финансово-экономической и банковской информацией, нормативно-правовыми актами;
- организацию взаимного обмена профессиональным опытом, включая обучение персонала.
При этом предусматривается, что Совет, осуществляя свою деятельность, будет взаимодействовать с законодательными и исполнительными органами управления на государственном и межгосударственном уровнях стран СНГ, международными организациями, а также с общественными и коммерческими организациями.
В дальнейшем, возможно, актуальным станет вопрос об институциональном устройстве Международного Банковского Совета. Возможно, его трансформации в Международную банковскую ассоциацию стран СНГ, членами которой стали бы и ведущие коммерческие банки с солидным финансовым потенциалом, готовые к финансированию крупных совместных объектов стран СНГ интеграционного значения, взаимодействуя с Межгосударственным банком СНГ, который, как ожидается, может быть инвестиционным.

Ассоциация и этот банк на паритетных началах могли бы создать эффективно функционирующий совместный информационно-аналитический центр, участвующий в выработке заинтересованными странами СНГ скоординированной валютно-финансовой политики, поддерживающий деловые контакты с мировыми и региональными валютно-кредитными институтами.
8. Учитывая позитивный опыт деятельности в бывшем Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) Постоянной Комиссии по валютно-финансовым вопросам, действующему ныне Международному банковскому совету (МБС), возможно, стоило бы подключить к своей деятельности заинтересованные национальные научно-исследовательские институты и ВУЗы, готовые на безвозмездной основе совместными усилиями разрабатывать актуальные проблемы развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ, их взаимного сотрудничества. На такой основе в СЭВ длительное время работали многие научные учреждения, выступая важными аналитическими центрами. На целесообразность координации деятельности исследовательских институтов и ВУЗов было указано на их специальном совещании, проведенном в конце февраля 2005 г.
1 Здесь и далее данные о структуре внутренних валютных рынков стран СНГ и порядке курсообразования приведены на начало 2004 г. При этом использованы аналитические разработки Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), в том числе выполненные лично А.В.Захаровым, длительное время возглавлявшим эту биржу. Основные выводы им изложены в кн.: О концепции единого валютного пространства стран СНГ.

М., Юстицинформ, 2002.
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г. Деньги и кредит, 2004, 11, с.19.
3 Пресс-релиз ЦБ РФ О политике управления валютными резервами Банка России, Деньги и кредит, 1995, 10, с.77.
4 Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, 2005, январь, с.2.
5 Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, М., 2005, январь, с.48.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ, статьи 6, 89.
7 Данные Подкомитета Государственной Думы по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального банка РФ.
8 Интерфакс-Время. 1999, 5-11 марта 10 (192). С.11; Внешэкономбанк, Годовой отчет 1998.

С.30; Независимая газета. 2000, 16 марта, С.4.
9 Данные Подкомитета Государственной Думы по денежно-кXедитной политике, валютному регулированию и деятельности ЦБ.
10 Банковское обозрение, 2005, апрель, 4, с.45.
11 Источник: Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, 2005, январь, с.59.
12 Принципы и механизм функционирования систем страхования вкладов населения в отдельных странах СНГ опубликованы в Вестнике банковского дела Ассоциации региональных банков России, 2005, 2, с.65-74 и в настоящем Сборнике, разделы 5 и 6.
13 Статкомитет СНГ. Краткий справочник статистических итогов за 2004 г. М., 2005, с.69.
14 С целью увеличения доходов федерального бюджета для обеспечения социально-экономического развития страны базовая цена на нефть (так называемая цена отсечения) может быть повышена, возможно, до 27 долл. за баррель.
15 Источник: Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, 2005, январь, с.43-44.
16 Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, 2005, январь, с.44.
17 Статкомитет СНГ, Краткий справочник предварительных статистических итогов в 2004 г., М., 2005, с.17.
18 Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, январь 2005, с.33.
19 Статкомитет СНГ. Экспресс-доклад, январь, 2005, с.34.
20 Статкомитет СНГ. Экспресс-доклад, январь, 2005, с.33 и 35-36.
21 По заявлению Премьер-министра Молдовы В. Тарлева, Республика будет участвовать исключительно в процессе отслеживания системы анализа текущего состояния финансовых рынков, а также в создании единой информационной базы.



Содержание раздела