d9e5a92d

Состояние и тенденции развития национальных финансовых систем стран СНГ.

Предпочтение при этом отдается закону, проект которого в разных странах разработан и находится в стадии обсуждения. В Российской Федерации и Украине соответствующие законы уже приняты; - подлежат дальнейшему совершенствованию по мере накопления опыта, расширения финансовой базы участников, сообразуясь с общими приоритетами социально-экVномической политики государств.

Роль центральных (национальных) банков в развитии коммерческого сектора банковских систем.

Выяснению этой роли Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) посвятил часть своего доклада, анализируя состояние переходной экономики стран СНГ. Как следует из проведенного ЕБРР анализа, во многих странах СНГ в последнее время центральные (национальные) банки приняли ряд важных мер, содействующих укреплению коммерческих секторов национальных банковских систем.
В Азербайджане в марте 2004 г. был принят новый закон о банковской деятельности, отвечающий Базельским принципам. В их числе такие, как соблюдение нормативов достаточности капитала, введение международных стандартов финансовой отчетности. Обсуждается новый закон о Национальном банке. В апреле 2004 г. этот банк объявил о повышении минимального норматива капитала с 2,5 млн. долл.

США до 3,5 млн. к концу 2004 г. и затем до 5 млн. к концу 2005 г. В рамках нового закона о банковской деятельности отменен не имевший обязательной силы лимит на 50-процентную долю иностранных банков в капитале отечественных банков. В сентябре 2003 г. ЕБРР приобрел 20-процентный пакет акций Унибанка, учрежденного в результате слияния двух банков.
В Армении Национальный банк продолжает решать задачу укрепления системы банковского надзора и создания стимулов для консолидации банковской системы. Тем самым имеется в виду повысить доверие к ней со стороны населения.

Стимулом для консолидации стало повышение с июля 2003 г. минимального норматива достаточности капитала до 2 млн. долл. США, а к 2005 г. до 5 млн. В результате один банк был ликвидирован, два объединены
В Белоруссии продолжается процесс укрепления надзорных функций Национального банка. С начала 2005 г. введены новые национальные стандарты финансовой отчетности. Значительно возросли объемы внутреннего кредитования при стабильном снижении с первого полугодия 2004 г. ставки рефинансирования.

Как заявило Правительство, четыре крупных банка страны, включая прошедший ренационализацию Белпромстройбанк, по-прежнему до 2010 г. будут находиться в ведении государства. Правительство потребовало от крупных, ведущих банков страны продолжать пока практику директивного кредитования.

При этом Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам ограничить величину процентных ставок при кредитовании крупных предприятий.
В Грузии за последнее время значительно продвинулись процессы реформирования и развития банковской системы. Пока, однако, многие банки испытывают дефицит ликвидности, оставаясь недокапитализированными. Национальный банк принял меры по укреплению банковского надзора и регулирования, а также консолидации банковского сектора.

В январе 2004 г. он объявил о постепенном увеличении норматива капитала с 5 млн. лари (1,9 млн. евро) до 12 млн. лари (4,6 млн. евро) к 2008 г. Введены более жесткие лимиты на объемы кредитования одного заемщика и кредитования аффилированных лиц.
В Кыргызстане в середине 2004 г. через парламент прошел законопроект, который в случае приобретения им силы закона после подписания, лишает надзорный орган (Национальный банк) права устанавливать минимальные нормативы достаточности капитала для действующих банков. По оценке специалистов ЕБРР, эта мера свидетельствует о влиятельности олигархических структур и может подорвать основы банковской системы.
В Российской Федерации в январе 2004 г. введены новые более жесткие правила и нормы банковского надзора. К их числу относится переход от системы надзора только за формальным соблюдением установленных норм к системе отслеживания рисков.

В июле и августе 2004 г. были внесены улучшения в закон о несостоятельности (банкротстве). С 1 января 2007 г. предусматривается повышение норматива достаточности капитала до 10%.
В Таджикистане в результате консолидации и завершения программ реструктуризации крупнейших банков банковский сектор заметно укрепился. В 2004 г. Национальный банк отозвал три банковских лицензии.

В стране осталось 11 отечественных банков и один филиал иностранного банка. Всеми банками соблюдается действующий минимальный норматив достаточности капитала на уровне 1,5 млн. долл.

США, который повышается до 2 млн. долл.
В первом полугодии 2004 г. завершена реструктуризация крупнейшего в стране коммерческого банка Агроинвестбанка. Он разделен на две кредитные организации: небанковскую финансовую организацию, специализирующуюся на финансировании хлопководства, и коммерческий банк, кредитующий заемщиков, не связанных с хлопководством.



В 2005 г. вступает в действие система страхования вкладов, которая призвана повысить доверие населения к банковской системе страны.
В Узбекистане темпы реформирования банковской системы замедлились. В феврале 2003 г. Национальный банк отказался от реализации планов, согласно которым юридические лица были обязаны координировать с коммерческими банками свои планируемые операции по зачислению и снятию денежных сумм. Однако из-за ограниченности денежных остатков на счетах банки вынуждены обращаться в финансовые органы за дополнительными суммами в случае снятия со счетов крупных средств. При этом предприятия могут получать средства в денежной форме только на конкретные цели.

Как считают аналитики ЕБРР, такое ограничение использования наличных средств в экономике подрывает доверие вкладчиков к банковской системе, отрицательно сказывается на финансовом посредничестве. К аналогичным последствиям приводит использование налоговыми органами права на списание средств с банковских счетов тех или иных лиц, не получив на это согласия владельца счета.
В Украине Национальный банк укрепил систему надзора, особенно путем повышения с марта 2004 г. минимального норматива достаточности капитала до 10%. Пока многие из банков характеризуются малыми размерами и слабой капитализацией.

В феврале 2004 г., благодаря введению нового закона о борьбе с отмыванием денег, Украина была исключена из черного списка Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями.
С целью обеспечения своевременности возврата кредитов, снижения рисков в ряде стран СНГ создаются бюро кредитных историй. Банкам они дают возможность обмениваться информацией о клиентах без нарушения банковской тайны.

В Казахстане и Российской Федерации на этот счет приняты парламентами специальные законы. В Кыргызстане соответствующий законопроект разрабатывается. В Украине он находится на рассмотрении Верховной Рады.

Бюро в Украине имеется в виду создать в форме акционерного общества. Как коммерческая организация оно действует в Казахстане.
В России создание бюро кредитных историй в 2005 г. оформлено юридически. Зарегистрированы два бюро: ОАО Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и ЗАО Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс.

Принципиальная разница этих организаций в том, что в первом случае в число учредителей, наряду с информационно-аналитическими и техническими структурами, вошли и банки (Внешторгбанк, банк Ак Барс, Альфа-банк, банк Зенит, Петрокоммерц, Газпромбанк, Дельтабанк, Первый чешско-российский банк, Росбанк, Ситибанк, Юниаструм-банк, Импэксбанк), во втором банков в числе учредителей нет.
Образование бюро кредитных историй полезное начинание законодателей стран СНГ, поддержанное центральными (национальными) банками. Это еще одна новая тенденция в развитии коммерческого сектора банковских систем государств Содружества.

Состояние и тенденции развития национальных финансовых систем стран СНГ.

Достижения финансовых систем и их проблемы.
Дальнейшее укрепление денежно-кредитных систем стран СНГ во многом связано с состоянием их финансовых систем, которые объединяют государственные, региональные, местные финансы, финансы хозяйствующих субъектов предприятий разных форм собственности.
К настоящему времени в ряде стран СНГ все заметнее проявляется тенденция к укреплению государственных финансов, что проявляется в сбалансированности государственных бюджетов и их профицитности. Подтверждается это следующими данными:
Таблица 9.
Превышение расходов консолидированных бюджетов стран СНГ над доходами (дефицит -), доходов над расходами (профицит +)
(в процентах к доходу)

Страны СНГ 1991 1995 2000 2002 2003 20041
Азербайджан +7,7 -35,2 -6,9 -2,4 -1,1 +7,3
Армения2 -32,9 -29,5 -15,6 -7,1 -8,0
Беларусь +5,8 -9,3 -1,7 -0,5 -4,8 +3,6
Грузия
Казахстан +9,4 -18,6 -0,5 -1,6 -3,9 -2,1
Кыргызстан -37,9 -67,9 -12,8 -5,4 -4,2 +5,3
Молдова -18,7 -4,1 -2,2 +6,7 -1,5
Россия -12,1 -11,2 +6,6 +3,2 +4,4 +18,4
Таджикистан, +16,7 +5,1 -4,0 +4,2 +6,0 -1,8
Туркменистан, +7,7 -4,3 -1,4 +0,9 -4,5
Узбекистан -6,9 -9,6 -2,5
Украина -17,5 +2,0 +2,6 -0,7 -2,7

1 Январь-сентябрь.
2 С 2000 г. республиканский бюджет.
Источник: Статкомитет СНГ, Краткий справочник статистических итогов за 2004 г., М., 2005 г., с. 76. В январе-сентябре 2004 г. в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане и России бюджеты были сведены с профицитом. По отношению к ВВП этот показатель составил соответственно 1,3%, 1,6%, 1,0% и 5,8%.

В Казахстане, Молдове, Таджикистане и Украине консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом. В январе-сентябре 2004 г. по сравнению с тем же периодом 2003 г. доходы консолидированного бюджета возросли: в Азербайджане на 24,0%, Армении на 5,8%, Беларуси на 83,3%, Казахстане на 19,2%, Кыргызстане и Молдове на 12%, России на 28,6%, Таджикистане на 32,8%, Украине на 20,5%.
Увеличились также бюджетные расходы: в в Азербайджане на 19,6%, Армении на 5,6%, Беларуси на 75,8%, Казахстане на 21,6%, КыргызсZане на 13,3%, Молдове на 22,9%, России на 14,9%, Таджикистане на 48,4%, Украине на 33,8%.
Отношение бюджетных доходов к ВВП варьировало от 17% в Армении и Таджикистане до 45% в Беларуси; отношение расходов к ВВП от 16,8% в Азербайджане до 43,4% в Беларуси.
Во многих странах Содружества увеличилась доля налоговых поступлений в общей сумме доходов государственных бюджетов и составляла от 75,8% в Азербайджане до 93,3% в Таджикистане. В Армении, Кыргызстане и Молдове эта доля превысила уровень января-сентября 2003 года соответственно на 9,3, 4,9 и 7,0 процентных пункта.
Как показал анализ, налоговая система в странах СНГ в основном соответствует принципам свойственным рыночной экономике. Так, в Республике Беларусь доходная часть консолидированного бюджета формируется сейчас главным образом за счет налоговых поступлений.

В их составе преобладают четыре основных дохода: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; подоходный налог; акцизы. Удельный вес этих налогов в общих доходах консолидированного бюджета в 2004 г. составил 36,1%.
В расходах бюджетов в числе приоритетных направлений статьи расходы на социально-культурные мероприятия и экономику. По сравнению с январем-сентябрем 2003 г. в Азербайджане расходы на социально-культурные мероприятия возросли на 32,1%, Армении на 14,1%, Беларуси на 33,5%, Казахстане на 25,2%, Кыргызстане на 11,9%, Молдове на 19,5%, России на 23,6%, Таджикистане на 45,4%, Украине на 25,3%.

Доля этой статьи расходов в общих расходах бюджета в январе-сентябре 2004 года в в Азербайджане составила 27,5% ( за тот же период 2003 г. 24,9%), Армении соответственно 21,6% (20,0%), Беларуси 30,3% (39,9%), Казахстане 49,0% (47,6%), Кыргызстане 50,5% (51,2%), Молдове 51,2% (52,7%), России 31,4% (29,2%), Таджикистане 24,3% (24,8%), Украине 51,1% (54,6%).
Расходы на экономику в Азербайджане увеличились на 9,1%, Беларуси на 41,7%, Казахстане на 45,4%, Кыргызстане на 5,6%, Молдове на 43,5%, России на 3,5%, Таджикистане на 70,7%, Украине на 66,9%; в Армении уменьшились на 26,0%.
Доля расходов на экономику в общих расходах бюджета Азербайджана составила 18,2% (в январе-сентябре 2003 г. 20,0%), Армении 18,7% (26,6%), Беларуси 11,8% (14,6%), Казахстане 20,1% (16,8%), Кыргызстане 15,7% (16,8%), Молдове 9,8% (8,4%), России 17,9% (19,9%), Таджикистане 23,8% (20,7%), Украине 18,2% (14,6%).13
На достижение сбалансированности и профицитности государственных бюджетов стран СНГ позитивно влияет благоприятная экономическая конъюнктура на мировом рынке, что содействует увеличению бюджетных доходов от отраслей, активно участвующих во внешней торговле. При этом благоприятность внешнеэкономической конъюнктуры выразилась в росте цен на товары сырьевой группы, особенно на нефть, газ, металлы, сельхозпродукцию.

К таким странам относятся: Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, в экспорте которых преобладают нефть и газ; Украина с ее развитой металлургической промышленностью; Кыргызстан и Узбекистан, добывающие золото; Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, производящие хлопок, а Таджикистан, кроме того, - алюминий.
Учитывая, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может измениться, названные страны СНГ в среднесрочной перспективе намерены провести структурную диверсификацию своих экономик. Чтобы застраховать себя в будущем от неблагоприятной ситуации на мировом рынке, Азербайджан, Казахстан, Россия, имеющие большой приток валютной выручки от экспорта сырья, создали стабилизационные фонды, с помощью которых одновременно стереализируется излишняя ликвидность.
В Российской Федерации порядок формирования Стабилизационного фонда предусмотрен Федеральным законом от 23.12.2003 184-ФЗ. Согласно этому закону Стабилизационный фонд является частью средств федерального бюджета, которые образуются за счет превышения текущей цены на нефть над базовой.

Этот доход подлежит обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базовой. При этом под ценой на данный товар федеральный закон понимает цену на сырую нефть марки Юралс, эквивалентную 146 долларам США за одну тонну (20 долларов за один баррель).14
К источникам формирования Стабилизационного фонда относятся:
-дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой;
- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Фонда.
Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма фактических поступлений в федеральный бюджет:
-средств вывозной таможенной пошлины на сырую нефть;
- средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть),
До 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года за исключением остатков, по которым законодательно установлен иной порядок их расходования.
Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем Фонда превышает 500 млрд. рублей.
Управление Стабилизационным фондом возложено на Министерство финансов РФ. Отдельные полномочия по управлению Фондом могут быть переданы Банку России по договору с Правительством РФ.

При этом средства СтабилиOационного фонда разрешено размещать в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждает Правительство РФ.
Благодаря продолжающемуся росту на мировом рынке цены на нефть средства Стабилизационного фонда России значительно увеличиваются. На 1 января 2005 г. их объем составил 522 млрд. рублей. На 1 июля в Фонде было аккумулировано 617,9 млрд. рублей.

И это при том, что Россия в начале февраля полностью и досрочно расплатилась с долгами МВФ, выплатив из средств Стабилизационного фонда 93,5 млрд. рублей (около 3,5 млрд. долл.), а в июле досрочно погасила часть долга Парижскому клубу (13 млрд. долл.).
По прогнозным оценкам Минфина к концу 2005 г. размер Стабилизационного фонда составит 1,2 трлн. рублей.
В связи с этим в России развернулись дискуссии о том, на что и как использовать лишние средства (превышающие 500 млрд. рублей). Ссылаются, в том числе, на опыт стран дальнего зарубежья, в экспорте которых преобладают природные ресурсы: нефть, газ, медь и др.

Как представляется, не менее важно обменяться опытом тех стран СНГ, где такой фонд создан.
Поскольку экономика тех стран СНГ, которая в основном является сырьевой, зависимой от внешней конъюнктуры, может при ее существенном изменении оказаться в трудном положении с дефицитом государственного бюджета, важно заранее определиться с источниками его финансирования. К тому же некоторые страны и сейчас сводят свои государственные бюджеты с дефицитом.

Федеральный бюджет России уже ряд лет имеет профицит, тем не менее, на случай его дефицита, помимо использования средств Стабилизационного фонда, законодательство Российской Федерации предусмотрело источники его финансирования, не допускающие раскручивания инфляции.
В России эти источники установлены Бюджетным кодексом РФ (от 31 июля 1998 г. 145-0ФЗ). В Кодексе выделены два источника финансирования дефицита Федерального бюджета (в редакции Федерального закона от 05.08.2000г.

116-ФЗ): внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
- кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- государственные займы, выпущенные в виде ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. 120-ФЗ);
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств Федерального бюджета.
Внешними источниками выступают:
- государственные займы, осуществSяемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, зарубежных банков, фирм, международных финансовых организаций.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета финансируется в России за счет внутренних источников. Ими могут быть (в ред.

Федерального закона от 05.08.2000г. 116-ФЗ):
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от других уровней бюджетной системы РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. 120-ФЗ);
- кредиты, привлеченные от кредитных организаций;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
- изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

  • кредиты, привлеченные от кредитных организаций;
  • бюджетные средства, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. 116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. 120-ФЗ);
  • - поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности субъекта Российской Федерации(абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. 116-ФЗ);

- изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств местного бюджета (абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. 116-ФЗ).
В Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета любого уровня не могут быть кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательство Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований при их первичном размещении.
В данном случае ссылка на опыт России представляется важной, имея в виду в последующем ознакомиться с практикой финансирования бюджетного дефицита в других странах СНГ на предмет выявления общности положений и возможных особенностей. В финансовых системах ряда стран СНГ начинает проявляться тенденция к повышению роли накопительных пенсионных систем. В Казахстане, например, по состоянию на 1 января 2005 г. функционировали 16 накопительных пенсионных фондов (НПФ), имеющих в регионах республики 73 филиала и 75 представительств. Пенсионные накопления за 2004 г. увеличились на 115,6 млрд. тенге (31,4%), составив на 1 января 2005 г. 484,0 млрд. тенге.

Сумма чистого инвестиционного дохода возросла за 2004 г. на 15,5 млрд. тенге (15,6%). По состоянию на 1 января 2005 г. она составила 114,7 млрд. тенге.

При этом доля чистого инвестиционного дохода в общей сумме пенсионных накоплений составила 23,7%. Возросли пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов. За 2004 г. они увеличились на 5,6 млрд. тенге, составив на 1 января 2005 г. 26,4 млрд. тенге (рост на 26,9%).

Тенденции в сфере корпоративных финансов

При высокой процентной ставке по кредитам коммерческих банков инвестиции в основной капитал в странах СНГ в настоящее время преимущественно осуществляются за счет собственных средств предприятий. Это свидетельствует о начавшемся процессе укрепления их финансов. Многие предприятия ряда стран СНГ, особенно промышленности, по итогам 2004 г. получили прибыль.

Количество убыточных предприятий на конец сентября 2004 г. по сравнению с концом сентября 2003 г. в Беларуси сократилось на 35,0% и составило 3050 предприятий, России на 16,4% (37098), Таджикистане на 13,1% (606), Украине на 11,1% (23279). В Азербайджане количество убыточных предприятий увеличилось на 3,2% и составило 291 предприятие, Казахстане на 70,6% (21082), Кыргызстане на 2,6% (3474), Молдове на 12,0% (13906).
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий по сравнению с концом сентября 2003 г. в Азербайджане уменьшилась на 0,1% процентных пункта, Беларуси на 14,1, России на 5,7, Таджикистане на 5,5, Украине на 6,2 пункта; в Казахстане и Молдове возросла соответственно на 15,2 и 1,1 процентных пункта.15 Тем самым проблема убыточности в СНГ еще ждет своего решения, ослабляя пока общий финансовый потенциал реального сектора экономики государств Содружества.
О необходимости дальнейшего оздоровления финансов предприятий свидетельствует нерешенность в должной мере и другой проблемы: задолженности их друг другу и финансово-кредитной системе. На 1 января 2004 г. задолженность хозяйствующих субъектов по полученным займам и кредитам банков в суммарной задолженности по обязательствам (кредиторская задолженность плюс задолженность по займам и кредитам) в Беларуси составила 33,8% или 8,9 триллиона рублей (на ту же дату 2003 г. 32,6% или 6,5 триллиона белорусский рублей), Казахстане соответственно 28,9% или 2,4 триллиона тенге (29,9% или 2,0 триллиона тенге), Кыргызстане 48,4% или 29,7 миллиарда сомов (51,0% или 31,0 миллиарда сомов), Молдове 20,4% или 15,7 миллиарда лей (20,7% или 13,8 миллиарда лей), России 57,8% или 4,0 триллиона рублей (56,2% или 3,3 триллиона рублей), Таджикистане 26,2% или 680,1 миллиона сомони (23,1% или 508,6 миллиона сомони).



Содержание раздела