d9e5a92d

Процессы в валютной системе стран СНГ


В 1998 г. счет текущих операций у большинства включенных в таблицу стран был пассивным, что обусловливалось кризисными явлениями того периода. Сохранившиеся в последующие годы минусовые значения счета текущих операций связаны с нарушением равновесия торговых балансов, когда импорт превышал экспорт (см. таблицу 3).
Минусовые значения счета финансовых и капитальных операций характеризуют соответствующее движение средств по банковским счетам, погашение торговых кредитов, иных ссуд и займов, а также возможную утечку капитала за границу.
Из приводимой ниже таблицы видна роль внешней торговли в формировании конечного сальдо платежного баланса стран СНГ. Таблица 3. Экспортно-импортные операции стран СНГ 1) в млн. долл.

1995 г. 2002 г. 2003 г.
Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны
Азербайджан
экспорт 637 285 352 2167 243 1924 2592 334 2258
импорт 667 228 439 1665 650 1015 2626 851 1775
сальдо -30 57 -87 502 -407 909 -34 -517 483
Армения
экспорт 271 170 101 505 96 409 686 129 557
импорт 674 334 340 987 302 685 1279 281 998
сальдо -403 -164 -239 -482 -206 -276 -593 -152 -441
Грузия
экспорт 152 95 57 348 169 179 482 241 241
импорт 396 159 237 731 290 441 1144 366 778
сальдо -244 -64 -180 -383 -121 -262 -662 -125 -537
Кыргызстан
экспорт 409 269 140 486 169 317 582 202 380
импорт 522 353 169 587 323 264 717 411 306
сальдо -113 -84 -29 -101 -154 53 -135 -209 74

1) Страны, сообщившие данные к платежному балансу по внешней торговле. Источник: Статкомитет, ежегодник, М., 2004 г., с. 163, 218, 320, 417. Те страны СНГ, на которые благоприятно влияет внешнеэкономическая конъюнктура, имеют к настоящему времени крупные профициты платежного баланса.

Однако высокий его профицит в то же время свидетельствует о недостатках инвестиционного климата, ограниченности внутренних возможностей для вложения инвестиционного капитала. При этом стоимостные объемы экспортно-импортных операций в большинстве стран СНГ с другими странами мира по-прежнему превышали объемы взаимной торговли стран Содружества. Хотя темпы роста инвестиций в основной капитал в течение последних лет во многих странах СНГ опережали темпы увеличения производства ВВП, однако их объемы еще недостаточны для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста.

Почти исчерпаны возможности роста производства за счет повышения загрузки морально и физически устаревших основных фондов, обновление которых идет медленно. К настоящему времени в Азербайджане, Беларуси, России, Таджикистане и Украине основные фонды по экономике в целом изношены почти наполовину, в Молдове на две пятых, Казахстане и Кыргызстане на треть.4 Поэтому можно ожидать в дальнейшем увеличения импорта, что соответственно отразится на равновесии платежных балансов стран СНГ.

Процессы в валютной системе стран СНГ

Текущая ситуация на валютных рынках.
В ряде стран СНГ заметнее стала проявляться положительная тенденция в развитии внутреннего валютного рынка, о чем свидетельствует рост объемов купли-продажи валют. Так, в Республике Беларусь в январе-декабре 2004 г., по сообщению Ассоциации белорусских банков, общий оборот внутреннего валютного рынка страны составил 29403 млн. долл. США. Из них 5170,5 млн. приходилось на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ), 19364,5 млн. на внебиржевой (межбанковский) рынок, 4868,6 млн. долл. на рынок наличных валют.

При этом физические лица за указанный период приобрели иностранной валюты на сумму, эквивалентную 2547,6 млн. долл. и продали 2321,0 млн. долл. Хозяйствующие субъекты - резиденты (коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели приобрели иностранной валюты на 5936,8 млн. долл., продали 6879,9 млн. долл. Нерезиденты купили за то же время 5499,1 млн. долл., продали 4629,8 млн. долл.

США.
В Республике Казахстан, по сообщению Ассоциации банков, в 2004 г. значительно вырос объем биржевых торгов по долларовой позиции, достигнув 9304,6 млн. долл., что на 46,6% больше чем в 2003 г. Увеличился объем операций и на внебиржевом валютном рынке, составив 8270,0 млн. долл. США (на 20,2% больше 2003 г.).
В целом ситуация на валютных рынках стран СНГ отличается относительной стабильностью. В большинстве из них в 2004 г. наблюдалась устойчивая тенденция к укреплению национальных валют по отношению к доллару США.

К концу 2004 г. курс единой европейской валюты во всех странах Содружества (кроме Армении) достиг самого высокого с начала года уровня. В течение 2004 г. в соотношении российского рубля и национальных валют отмечались незначительные колебания.
К концу декабря 2004 г., по сравнению с соответствующей датой 2003 г., курс доллара США к национальным валютам снизился: в Азербайджане на 0,4%; Армении на 14,2%; Грузии на 16,5%; Казахстане на 9,9%; Кыргызстане, Молдове и России на 5,8%; Украине на 0,5%; в Беларуси он вырос на 0,6%, в Таджикистане на 2,7%; Узбекистане на 8,0%. В Туркменистане курс доллара США за год не изменился.


За рассматриваемый период в большинстве стран Содружества курс евро к национальным валютам вырос: в Азербайджане на 8,6%; Беларуси на 9,7%; Грузии на 5,4%; Кыргызстане на 2,5%; Молдове на 2,6%; России на 2,7%; Таджикистане на 11,4%; Туркменистане на 8,1%; Узбекистане на 17,4%; Украине на 8,3%; в Армении и Казахстане он снизился соответственно на 5,8% и 1,7%.
В течение 2004 г. в большинстве стран Содружества сохранялась наметившаяся с начала года тенденция к росту курса национальных валют к российскому рублю. В конце декабря этого года по сравнению с концом декабря 2003 г. курс российского рубля к армянскому драму снизился на 8,8%; грузинскому лари на 4,2%; казахскому тенге на 5,3%; киргизскому сому на 1,0%; молдавскому лею на 0,7%.

В то же время в ряде стран рост курса российского рубля, имевший место в октябре-ноябре 2004 г. привел к укреплению его позиций по отношению к национальным валютам: в Азербайджане на 5,7%; Беларуси на 6,4%; Таджикистане на 7,9%; Туркменистане на 6,0%; Узбекистане на 13,5%; Украине на 5,6%5.
Динамику уровней курсов национальных валют стран СНГ по отношению к российскому рублю характеризуют следующие данные:
Таблица 4.
Курсы национальных валют, установленные национальными (центральными) банками стран Содружества.

В среднем за год
1995 1) 2000 2002 2003 2004
Единиц национальной валюты за 1 российский рубль
Азербайджанских манатов 97,4 159,13 155,79 160,09 170,22
Армянских драмов 8,65 19,05 18,24 18,80 18,52
Белорусских рублей 2) 252 32,0 57,0 68,0 75,0
Грузинских лари 0,03 0,07 0,07 0,07 0,07
Казахских тенге 1,35 5,05 4,89 4,87 4,72
Кыргызских сомов 0,24 1,70 1,50 1,42 1,48
Молдавских лей 0,10 0,44 0,43 0,45 0,43
Российских рублей 100,0 1,00 1,00 1,00 1,00
Таджикских сомони 2,36 3) 0,065 0,088 0,100 0,103
Туркменских манатов 2,47 184,76 166,95 169,58 180,07
Узбекских сумов 0,66 8,44 24,52 31,63 35,35
Украинских гривен 3,2 4) 0,19 0,17 0,17 0,18

1) 1995 г. за 100 неденоминированных российских рублей. 2) С 2000 г. с учетом деноминации белорусского рубля. С 1 января 2000 г. в Беларуси проведена деноминация национальной валюты нарицательная стоимость белорусского рубля уменьшена в 1000 раз.
3) Таджикских рублов. С 30 октября 2000 г. в Таджикистане введена новая национальная валюта сомони (1 сомони равен 1000 таджикских рублов).
4) Тыс. карбованцев, действовавших до 2 сентября 1996 г. с 2000 г. с учетом деноминации российского рубля. Источник: Статкомитет СНГ, Краткий справочник статистических итогов за 2004 г., М., 2005 г., с. 83
Как полагают в Ассоциации белорусских банков, официальный курс национальной валюты Республики к российскому рублю находится в допустимых пределах. Его девальвация в 2004 г. была в 3,3 раза меньше, чем в 2003 г. Она самая низкая за последние 8 лет.

Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2004 г. снизился лишь на 0,6%. Реальный эффективный курс (курс по отношению к валютам стран основных торговых партнеров Республики Беларусь) за 2004 г. снизился на 3,7%. Основными направлениями денежно-кредитной политики прогнозировалось, что этот курс (в среднегодовом исчислении) за 2004 г. снизится на 0-2%.
Возросшая внешняя устойчивость белорусского рубля способствовала замедлению инфляционных процессов. За 2004 г. инфляция составила 14,4%.
Усилению тенденции укрепления национальной валюты Казахстана по отношению к доллару США способствовал значительный приток в 2004 г. иностранной валюты на внутренний валютный рынок.
Основными источниками поступления в Казахстан иностранной валюты в 2004 г. были: возросший объем экспортной валютной выручки, обусловленный высокими ценами на энергоресурсы на мировом рынке; заимствования банков второго уровня и корпоративного сектора на внешнем рынке. В результате увеличились объемы операций на обоих сегментах внутреннего валютного рынка: биржевого и межбанковского.

Несмотря на существенные темпы укрепления тенге к основным валютам, в целом, как считают в Казахстане, внешняя конкурентоспособность отечественных экспортеров сохранилась в 2004 г. на более благоприятном уровне, чем в 2001-2002 гг.

Степень ориентации на валютную либерализацию.

По мере созревания необходимых экономических и организационных предпосылок страны СНГ стремятся к либерализации своих валютных режимов, реагируя на объективные процессы, происходящие в мировой экономике, характеризующиеся развитием глобализации и регионализации. В силу разной степени готовности страны СНГ, как показывает анализ, отличаются неодинаковыми масштабами валютной либерализации.

На это влияет также проводимая ими денежно-кредитная и валютная политика, нацеливаемая на ускорение либеральных реформ или постепенность их осуществления с ориентацией на эволюционность.
В результате действующие в странах СНГ нормы валютного регулирования и валютного контроля по одним полжениям совпадают или близки, по другим различаются. Характерным для всех стран Содружества является стремление к либерализации валютных режимов. Судя по официальной информации банковских ассоциаций Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Украины, в этих странах меры по либерализации валютных режимов в основном осуществлены.

При этом в одних странах по широкому кругу валютных операций, в других с сохранением некоторых ограничений.
Так, текущие операции между резидентами и нерезидентами в настоящее время осуществляются в:
- Азербайджанской Республике для юридических лиц без ограничений, физических лиц с ограничениями;
- Республике Беларусь без ограничений;
- Республике Казахстан без ограничений, но в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан о валютных операциях;
- Республике Кыргызстан без ограничений (в части перемещения иностранной валюты из-за границы и за границу);
- Российской Федерации без ограничений за исключением отдельных операций;
В Украине текущие операции между резидентами и нерезидентами пока ограничены.
В Узбекистане, согласно новой редакции закона О валютном регулировании, утвержденного парламентом в декабре 2003 г., текущие международные операции, включая все платежи, подлежащие выплате по внешней торговле, а также платежи в форме процентов и иных доходов, переводы неторгового характера и связанные с ними покупка и продажа иностранной валюты, осуществляются без ограничений.
Важной задачей страны СНГ считают введение конвертируемости национальных валют по капитальным операциям. При этом они исходят из того, что свободное осуществление операций, связанных с движением капитала, будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества, становлению единого финансового рынка, что, в свою очередь, позволит ускорить структурные преобразования национальных экономик, повысить их конкурентоспособность.
В названных выше странах СНГ, взявших курс на свободное осуществление капитальных операций, пока применяются разные подходы. Например, в Азербайджанской Республике движение капитала свободное; в Республике Беларусь оно допускается с разрешения Национального банка (за исключением операций, предусмотренных законом или Указом Президента страны); в Республике Казахстан - свободное, но валютные операции в сумме, превышающей эквивалент 100 тысяч долларов США, подлежат регистрации; в Республике Кыргызстан переводы капитала за границу и из-за границы не ограничиваются (за исключением отдельных); в Российской Федерации при общей либерализации капитальных операций сохранен ряд ограничений, но действуют они до 1 января 2007 г.; в Украине в настоящее время их ограничивают.
Степень свободы или ограниченности валютных операций между резидентами и нерезидентами влияет на фактическую конвертируемость национальных валют. Пока не всегда проявляется прямая связь между степенью свободы и ограниченностью текущих капитальных операций с одной стороны и реальной конвертируемостью национальных валют с другой.

В большинстве стран СНГ даже по текущим операциям действует внутренняя частичная конвертируемость национальных валют в СКВ для резидентов. Последние могут свободно обменивать национальную валюту на СКВ по торговым операциям и услугам по рыночному курсу. Если прежде данный режим применялся только в отношении СКВ, то теперь он начинает действовать и в отношении национальных валют стран СНГ. Однако возможности обмена, прежде всего, покупки СКВ на национальную валюту в разных странах неодинаковы, что связано с дефицитом СКВ.

Экономическое и валютное положение ряда стран СНГ не всегда позволяет в полной мере обеспечивать масштабную конвертируемость их национальных валют.
Дальнейшее повышение ликвидности внутренних валютных рынков стран СНГ будет связано с последствиями снижения нормы обязательной продажи части экспортной выручки. В Азербайджанской Республике и Республике Казахстан эта норма упразднена.

В Республике Беларусь и Российской Федерации она снижена до 30%, в Украине составляет 50%, но есть исключения, регламентируемые Национальным банком.
Наряду с отличиями в странах СНГ валютных режимов просматривается и тенденция к их общности в отношении либерализации. Ряд положений норм валютного регулирования с определенными модификациями совпадает. К ним относятся: нормы, регулирующие деятельность уполномоченных банков; порядок безналичных расчетов юридических лиц; направления валютного контроля. В ряде стран заметно проявляется тенденция к ослаблению жестких мер валютной стабилизации, что характеризуется снижением норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки; отменой множественности валютных курсов; облегчением порядка ввоза и вывоза наличной валюты.

В Казахстане с 1 января 2007 г. предусматривается полностью отменить лицензирование валютных операций, в России упразднить ограничения, связанные с движением капитала.
По оценкам международных экспертов, из всех стран СНГ наиболее либеральный валютный режим в настоящее время в Армении, Киргизии, Молдове. За ними следуют Азербайджан и Грузия, после них Казахстан, Россия, Украина. Достаточно жесткий валютный режим сохраняется в Туркменистане. По сравнению с ним более либеральный валютный режим в Таджикистане.

В целом, как считают международные эксперты, в последние годы процесс валютной либерализации в странах СНГ протекал неровно. В периоды обострения валютно-финансовой нестабильности он прерывался, возвращаясь порой к ограничениям, на что особенно влияет объем внешней задолженности.

Государственный внешний долг.


В данном разделе рассматриваются денежные обязательства официальных властей, платежи по которым требуют затрат в свободно конвертируемых валютах. Внешние долги негосударственных структур предприятий и коммерческих банков отнесены к движению частных капиталов и поэтому не рассматриваются.
Размеры государственной внешней задолженности, условия и сроки их погашения оказывают непосредственное влияние на состояние валютной позиции стран, расходной части их государственных бюджетов, в которых средства в национальных валютах предусматриваются для покупки иностранных валют - валют платежа.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг это обязательства, возникающие в иностранной валюте. В Кодексе государственные внешние заимствования Российской Федерации определены как займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.6
После дефолта 1998 г. Правительство России пока не прибегает к внешним заимствованиям. Но сумма накопленного долга остается высокой.

Состоит она из двух частей: долга бывшего СССР, всю сумму которого Россия приняла на себя, и ее собственного долга. По долгам бывшего СССР России предстоит выплатить порядка 70 млрд. долл. и около 40 млрд. по собственному долгу.
Для федерального бюджета эти суммы значительны. Но по мировым меркам относительно небольшие.

В мировой практике внешний долг принято сравнивать с доходами страны. К 2005 г. в России эти доходы от нефтяного экспорта таковы, что позволяют досрочно расплатиться с МВФ (что уже сделано) и с кредиторами из числа членов Парижского клуба.

Но не все его члены пока выражают готовность к этому, ибо ежегодно Россия платит по процентам до 7 млрд. долл.
В Евросоюзе для стран, желающих перейти на евро, как известно, установлено правило: долговые обязательства страны не должны превышать 60% ВВП. В России внешний долг составляет 23%, а вместе с внутренним менее 30%. Если Россия не будет прибегать к новым заимствованиям, то основную часть внешнего долга Правительство может погасить до 2008 г., а всю сумму до 2030 г.7
Другие страны СНГ после распада СССР, так же как и Россия, стали прибегать к внешним заимствованиям. Но стартовые условия их были лучше, так как Российская Федерация всю сумму союзного внешнего долга приняла на себя. Новым государствам не удалось удовлетворительно договориться между собой о разделе внешних активов и пассивов бывшего Советского Союза.

Поэтому России, доля которой в общей сумме долгов Западу была определена в 61%, фактически пришлось взять на себя все советские долговые обязательства. Другие страны постсоветского пространства вступили в международные валютно-кредитные и финансовые отношения с нулевым внешним долгом.
Между тем в начале предполагалось, что с образованием новых самостоятельных государств свыше одной трети союзного внешнего долга они возьмут на себя. В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, подписанного его бывшими субъектами 4 декабря 1991 г., доля Российской Федерации устанавливалась в размере 61,34%, Украины 16,37%, Белоруссии 4,13%, всех остальных государств 18,16%.

Из-за недоговоренности по активам и пассивам бывшего СССР Россия утратила возможность сократить свой внешний долг примерно на 40 млрд. долл.
Нынешние внешние долги других стран СНГ их собственные, результат международных валютно-кредитных отношений с Россией, другими странами мира.
В Азербайджане на 1 января 2004 г. внешний долг составил 1,6 млрд. долл.; в Армении 1096,4 млн. долл. (на конец 2003 г.), в общей структуре которого примерно 88% - задолженность перед Всемирным банком и МВФ; в Казахстане (на 1 января 2004 г.) внешний долг превышал 4 млрд. долл. (40% - задолженность перед Всемирным банком). Внешний долг Таджикистана составляет 1 млрд. долл. (Источник: Информация Исполнительного комитета СНГ О ситуации на валютных и фондовых рынках государств-участников Содружества в 2003 г. и в первом полугодии 2004 г., М., 2004).
Долги стран СНГ России сравнительно невелики, но они постепенно растут из-за несвоевременности погашения основной суммы долга и уплаты процентов.
Официальная статистическая информация о составе должников России из числа стран СНГ и динамике их долга отсутствует. Об этом можно судить в основном по экспертным оценкам. Так, по состоянию на 1 марта 1998 г., общая сумма долгов стран СНГ перед Россией оценивалась в 5,4 млрд. долл. К 1 января 1999 г. она увеличилась до 6,4 млрд. долл., к 1 января 2000 г. возросла до 7,2 млрд. долл.8 К началу 2005 г., по данным Подкомитета Государственной Думы по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности ЦБ, больше других стран СНГ России должна Украина 1,7 млрд. долл.

Газовый долг оформлен на Газпром, в счет которого он будет транспортировать топливо в Европу.
Немало должны России Белоруссия, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан. Белоруссия задолжала Правительству и Центральному банку РФ, который в последние годы предоставил союзнику 150 млн. долл. и 4,5 млрд. рублей на введение единой валюты. Срок погашения истек в декабре 2004 г.
Россия, таким образом, не только международный должник, но и кредитор. При этом Российская Федерация приняла на себя не только обязательства по внешним долгам бывшего СССР.

Одновременно она унаследовала большой массив претензий к зарубежным должникам за пределами СНГ.
Руководствуясь главным образом политическими и военно-стратегическими соображениями, СССР регулярно предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам. Список оставшихся должников включает более 50 стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы, Латинской Америки.

Эти кредиты предоставлялись, как правило, в товарной форме (поставки оборудования, топлива, вооружений) на льготных условиях (сроком на 10-15 лет), в большинстве случаев по ставке 3-5% годовых с погашением преимущественно в товарной форме: продукцией местного производства. Все это обусловливает трудности в оценке реальных размеров непогашенных долгов бывшему Советскому Союзу, а теперь России.
Поэтому, как представляется, нет серьезных оснований считать возврат России долгов важным источником погашения ее собственной валютной задолженности. Должники России в подавляющем большинстве экономически отсталые страны. Только немногие из них в состоянии выделять ресурсы для погашения своих внешних обязательств. Лишь несколько стран урегулировали свои кредитные отношения с Россией.

Более или менее исправно рассчитываются по реструктуированному долгу Индия, Индонезия, Алжир, Сирия. О возврате долга Россия договорилась с Вьетнамом, который начал платить.

Самый крупный должник России Куба: 16 млрд. долл. Из-за экономических проблем в этой стране шансов вернуть долг России мало.
С позиции перспектив усиления социальной направленности государственных бюджетов стран СНГ острой остается проблема погашения внутреннего долга.



Содержание раздела