d9e5a92d

Фондовый рынок и прямые иностранные инвестиции.

В некоторых странах СНГ по сравнению с 1 октября 2003 г. увеличилась задолженность предприятий и организаций бюджету: в Беларуси на 44,6%, Казахстане на 45,7%, Молдове на 2,9%, Таджикистане на 8,8%, Украине на 2,0%. В России задолженность хозяйствующих субъектов перед бюджетом сократилась на 3,0%.16
На возможность дальнейшего укрепления государственных и корпоративных финансов, наращивания золотовалютных резервов, сбалансирования платежных балансов стран СНГ могут повлиять две тенденции: позитивная и негативная. Позитивной является стабилизация общего экономического положения этих стран, чему пока способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

Темпы роста основных макроэкономических показателей в 2004 г. были относительно высокими. Так, по оценкам, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в среднем по странам Содружества за 2004 г. составил 8% (в 2003 г. 8%), промышленной продукции 7% (8%), розничного товарооборота 13% (10%), инвестиций в основной капитал 14% (16%)17.
В 2004 году по сравнению с серединой 90-х годов производство ВВП во всех странах заметно увеличилось. При этом наибольший рост наблюдался в Азербайджане и Армении, которым удалось добиться увеличения производства ВВП по сравнению с 1995 годом в 2 раза. В большинстве стран замедлился рост потребительских цен, стабилизировался уровень безработицы.

Продолжали увеличиваться реальные располагаемые доходы населения, что способствовало росту потребительского спроса, который стимулировал дальнейшее развитие отечественного производства товаров.
В то же время общую положительную тенденцию в развитии экономики стран СНГ не следует переоценивать. Хотя темпы роста инвестиций в основной капитал в течение последних лет опережали темпы увеличения производства ВВП, однако их объемы еще недостаточны для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста. Почти
исчерпаны возможности роста производства за счет повышения загрузки морально и физически устаревших основных фондов, обновление которых идет очень медленно.
Высокие показатели роста производства товаров и услуг частично объясняются низкой базой сравнения. Этот рост во многих странах недостаточен для компенсации экономического спада в начале 90-х годов. В 2000-2004 гг. самыми высокими темпами ВВП увеличивался в тех странах, где его снижение в начале и середине 90-х годов было наибольшим. В сравнении с экономически развитыми странами уровень жизни большинства населения стран СНГ остается невысоким, а в ряде стран низким, что создает угрозу социальной напряженности, ослабляет возможности расширения национального производства.

Кардинальных сдвигов здесь пока не произошло.
Несмотря на определенную стабилизацию финансового положения в государствах Содружества, по ряду показателей финансово-экономической деятельности предприятий и организаций сохранялась напряженность. В отдельных странах СНГ из-за высокой процентной ставки по кредитам для большинства предприятий банковское кредитование по-прежнему играет незначительную роль в финансировании инвестиционных программ.

Фондовый рынок и прямые иностранные инвестиции.

При нехватке собственных средств предприятий стран СНГ для масштабных вложений в основные фонды этому могли бы способствовать фондовые рынки.
Как показал анализ, их состояние характеризуется двумя противоречивыми тенденциями: позитивной и негативной. Позитивной тенденцией можно считать создание в странах СНГ инфраструктуры фондового рынка, завершение процесса приватизации, прежде всего, не подлежащей перераспределению, что означает появление у национальных инвесторов необходимых средств для инвестирования в ценные бумаги.

Негативной тенденцией выступает слабая еще капитализация фондовых рынков в большинстве стран СНГ. По базовым характеристикам их рынки уступают не только развитым, но и многим развивающимся странам. По экспертным оценкам, совокупная капитализация фондовых рынков стран СНГ составляет около 110 млрд. долл.

Это в 2 раза ниже, чем в одной Корее.
Фондовые рынки стран СНГ пока недостаточно взаимодействуют с кредитными рынками. Многим из них характерны: обособленность от финансовых рынков других стран Содружества; несовершенство инфраструктуры; незначительность объема операций; диспропорции спроса и предложения.

Отрицательно сказывается слабость правовой базы фондовых рынков, которая не всегда согласуется с внутренней экономической политикой.
При этом в странах СНГ принимаются меры к развитию фондового рынка. В Казахстане, например, на начало 2005 г. на рынке ценных бумаг действовали 57 брокеров-дилеров, в том числе с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя 49 и без такого права 8; 18 регистраторов; 10 банков-кастодианов; 14 управляющих инвестиционным портфелем; 2 саморегулируемых организации. По состоянию на 1 января 2005 г. в обращении находились 3154 действующих выпусков акций и 109 действующих выпусков негосударственных облигаций суммарной номинальной стоимостью в 404,8 млрд. тенге.



К началу 2005 г. количество зарегистрированных акционерных обществ составило 3071.
В июле 2004 г. в Казахстане был принят закон Об инвестиционных фондах. Цель его совершенствование и стимулирование коллективных форм инвестирования.

1 января 2005 г. Агентством осуществлена государственная регистрация выпусков паев четырех паевых инвестиционных фондов.
В России Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) разработана концепция их развития. Судя по имеющейся информации, она состоит из трех блоков.
Первый блок предусматривает: завершить построение самой ФСФР на основе коллегиального принятия ею решений; создать систему координации действий между всеми органами исполнительной власти, имеющими отношение к финансовым рынкам, и Центральным банком; реформировать инфраструктуру, учредив, прежде всего, центральный депозитарий.
Второй блок содержит меры по развитию инструментария российского фондового рынка. Предлагается, в частности, создать: рынок краткосрочных коммерческих бумаг, регистрация эмиссии которых осуществлялась бы не регулятором, а фондовыми биржами по упрощенной схеме; рынок ипотечных ценных бумаг; расширить объем торгов производными финансовыми инструментами, что позволит инвесторам надежнее страховаться от рисков на российском фондовом рынке.
Третий блок мероприятий нацелен на формирование более совершенной системы законодательства и регулирования финансового рынка, которая обеспечила бы права инвесторов и потребителей финансовых услуг, установила цивилизованные правила игры.
Реализация концепции рассчитана как минимум на два года. Это тот срок, в течение которого должна быть заложена важная предпосылка к укреплению национального рынка капиталов, что позволит России теснее взаимодействовать с финансовыми рынками других стран СНГ.
В ряде стран СНГ, наряду с фондовым рынком начинает развиваться страховой рынок. Так, в Казахстане на 1 января 2005 г. лицензии на право осуществления страховой деятельности имели 36 страховых (перестраховочных) организаций, в том числе 2 по страхованию жизни; 8 страховых брокеров; 27 актуариев; 34 аудиторские организации; 68 аудиторов, имеющих лицензии на право осуществления аудита страховой деятельности.

За 2004 г. совокупные активы страховых компаний увеличились на 113%, достигнув 44,1 млрд. тенге. Их совокупный расчетный собственный капитал вырос на 165,6% - до 23,9 млрд. тенге. Страховые резервы составили 14,7 млрд. тенге.

Объем страховых премий в 2004 г. достиг 40 млрд. тенге, что выше показателя за 2003 г. на 11,1 млрд. тенге (38,4%).
Страны СНГ, испытывающие дефицит финансовых и кредитных ресурсов, стремятся использовать возможности привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для стран с переходной экономикой, как показывает мировой опыт, это важный источник экономического роста. Компенсируя дефицит внутренних накоплений, ПИИ способствуют созданию новых предприятий, коренной реконструкции и расширению существующих компаний.

В реальной действительности ПИИ чаще всего выступают как вложения в акции экспортно-ориентированных предприятий, что странам-реципиентам приносит существенные выгоды за счет увеличения их валютных поступлений.
Приводимые ниже данные показывают долю ПИИ в инвестициях в основной капитал стран СНГ.
В таблице страны приведены не по русскому алфавиту, а так, как они представлены в источнике. С точки зрения возможностей привлечения ПИИ западные эксперты делят страны СНГ на три группы.

Первая экспортеры энергоресурсов (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан). Вторая страны, не имеющие больших запасов энергоресурсов, но активно проводящие рыночные реформы (Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Украина).

Третья - те, что, по мнению западных экспертов, медленно проводят рыночные реформы (Беларусь, Узбекистан). Поэтому, по утверждению названных экспертов, приток сюда ПИИ ограничен, что не всегда подтверждается официальными данными. Так, по сообщению Ассоциации белорусских банков, иностранные инвесторы в 2004 г. вложили в реальный сектор экономики Республики 1517,4 млн. долл.

США. При этом прямые инвестиции составили 859,2 млн. долл.

Основными инвесторами были субъекты хозяйствования Швейцарии (34,1%), России (20,2%), Германии (7%), Великобритании (6,6%), США (5,5%).
Таблица 10.
Доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в странах СНГ в 1991-2003 гг.

1991-1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Беларусь 0,9 9,9 5,1 13,9 4,5 3,4 7,7 5,9
Молдова 5,7 20,5 20,2 17,5 67,6 73,0 49,8 27,7
Российская Федерация 1,8 5,9 6,3 11,7 6,2 4,3 5,6 1,5
Украина 2,8 6,2 9,0 8,1 9,6 10,6 8,2 19,3
Армения 4,7 19,6 77,2 44,6 35,2 23,4 29,8 22,9
Азербайджан 56,9 76,1 64,8 39,1 10,7 18,7 54,2 197,0
Грузия 13,1 67,0 65,8 16,2 25,5 19,8 29,6 62,2
Казахстан 19,3 36,7 33,1 53,9 40,5 53,9 46,9 29,1
Кыргызстан 21,4 38,3 51,7 22,6 -1,0 2,3 1,7 10,0
Таджикистан 4,5 11,0 28,4 21,2 25,8 11,6 73,6 42,4
Туркменистан 10,7 4,9 8,4 7,4 7,9 5,6 5,3
Узбекистан 1,0 5,2 5,6 4,0 3,3 3,6 3,7 3,3

Источник: World Investment Report 2004. UNCTAD, 2004.

P. 395, 397, 398. Прямые иностранные инвестиции составили 56,6% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2003 г. они возросли на 27,4%.

Основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты, полученные от прямых инвесторов (66,1% от общего объема прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (22,1%), взносы в уставный фонд (11,7%).
Значительные объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (59,6% от общего объема прямых инвестиций), России (16,3%), Великобритании (6,3%), Нидерландов (4,2%), США (2,5%).
Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций направлены в такие отрасли экономики, как торговля и общественное питание (41,1% от всех прямых инвестиций), связь (16,9%), промышленность (15,2%).
Перспективы более интенсивного притока в страны СНГ ПИИ западные аналитики связывают с тем, насколько благоприятным будет инвестиционный климат. А он, по их мнению, зависит от сложного комплекса различных факторов.

Среди них: масштабность государственного сектора экономики с большим числом убыточных предприятий; вмешательство властей в деятельность частного сектора, особенно на уровне региональной власти. Как утверждают западные аналитики, сдерживает привлечение ПИИ в экономику стран СНГ коррупция в рядах чиновников.

Она же порождается чрезмерным государственным регулированием экономики в форме лицензирования, сертификации, низким уровнем оплаты труда госслужащих, общей слабостью государственного управления.
Снижают воздействие этих негативных факторов на привлечение ПИИ достижение в последние годы многими странами СНГ макроэкономической стабилизации, либерализация валютного законодательства. Тем самым открывается возможность расширения сотрудничества и координации действий стран СНГ в валютной сфере.

Это, в свою очередь, может стать важной предпосылкой развития национальных экономик стран СНГ, снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям.

Возможности и основные направления сотрудничества стран СНГ в валютной сфере.

Взаиморасчеты в национальных валютах: их предпочтительность и динамизм развития.
После неудачных попыток создать в СНГ рублевую зону в виде единой валюты вначале на базе советского, а затем российского рубля и введения всеми странами Содружества собственных национальных валют был взят курс на осуществление взаимных расчетов в этих денежных единицах. Под влиянием состояния экономик, степени их долларизации, устойчивости и надежности национальных валют расчеты начали осуществляться в двух формах: денежной и натуральной (бартерной) и, как правило, на двусторонней основе. С преодолением финансового кризиса 1998 г. денежные расчеты стали превалировать.

При этом в Vбщем их объеме доминирующее место заняли расчеты в СКВ, главным образом в долларах США.
Официальной статистики о структуре взаимных расчетов в СНГ нет, поскольку они преимущественно децентрализованные. В них участвуют непосредственно хозяйствующие субъекты и обслуживающие их коммерческие банки. Поэтому о доле национальных валют во взаимных расчетах можно судить только по опросам, экспертным оценкам. Согласно им значительная часть таких расчетов осуществляется пока в СКВ, которая одновременно используется как валюта цены внешнеторгового контракта, средство платежа и средство накопления.

Из тех, что совершаются в национальных валютах стран СНГ основная доля приходится на российский рубль. Он - основная валюта, выступающая здесь в функции средства платежа.

Роль национальных валют других стран Содружества в этой функции относительно невелика (15-16%). Среди них преобладают: украинская гривна, белорусский рубль, узбекский сум. Менее активно используются в расчетах казахстанский тенге и молдавский лей.

Пока почти совсем не участвовали во взаимных расчетах валюты республик Закавказья, Таджикистана, Туркменистана. Между тем в крупнейших странах Европейского Союза в середине 90-х гг. (до введения единой валюты) национальные денежные единицы обслуживали от 40 до 75% национального экспорта и от 40 до 50% импорта.
Степень использования в Содружестве национальных валют в расчетах, на валютном и фондовом рынках не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте. Так, в январе-ноябре 2004 г. на долю этих стран приходилось 20% общего объема экспорта и более 38% общего объема импорта. Стоимостной объем их взаимной торговли достиг почти 95 млрд. долл. против 68 млрд. долл. в январе-ноябре 2003 г.18
Если в странах СНГ придается значение опыту ЕС по использованию на соответствующих этапах собственных национальных валют и не только во взаиморасчетах хозяйствующих субъектов, но и в других сделках, тогда в дальнейшем предстоит обеспечить выполнение этими валютами помимо одной функции средства платежа, остальных: меры стоимости, средства накопления. К настоящему времени национальные валюты стран СНГ ни на частном, ни тем более на государственном уровне всех функций денег, как правило, не выполняют. Возможно начать их выполнять сможет российский рубль, если будет обеспечен разнообразной товарной массой, в том числе готовыми изделиями, импорт которых другими странами СНГ поможет им ускорить инновационное развитие, а курс станет стабильнее, более предсказуемым.

Движение в этом направлении, похоже, наметилось с изменения ценовой политики России применительно к отдельным экспортируемым товарам. Так, в январе 2005 г. руководством России принято решение поставлять в страны СНГ военную технику для укрепления коллективной безопасности Содружества по внутренним российским ценам.

Это, надо полагать, позволит российский рубль использовать в данной сфере сотрудничества в качестве меры стоимости.
Все это факторы, содействующие возможному повышению в СНГ международной роли российского рубля. Но, как показал анализ, просматривается и другой, довольно значимый фактор, противодействующий этому.

Им является структура российского экспорта в страны Содружества, преимущественно состоящего из топливно-энергетических товаров. Их доля в российском экспорте в Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Украину колеблется от 24% до 60%.19 А это такие товары, цены на которые на мировом рынке по сложившейся многолетней традиции устанавливаются преимущественно в долларах США.

В них же обычно осуществляются и расчеты. Поэтому российский рубль применительно к данной группе товаров не выступает в качестве валюты цены и валюты платежа.
Решая проблему более полного использования на экономическом пространстве СНГ их собственных национальных валют, важно учитывать возможный эффект. Он видится двоякого рода.
1. При более широком применении во взаимном сотрудничестве хозяйствующих субъектов стран СНГ своих национальных валют чужие, иностранные (доллар, евро) будут использоваться ими преимущественно на мировом экономическом пространстве, способствуя интеграции национальных экономик стран Содружества в глобальное хозяйство, а валютных систем соответственно в мировую валютную систему. В данном случае эффект проявится в том, что высвободятся значительные валютные ресурсы в долларах, евро, других свободно конвертируемых валютах для закупки на мировом рынке тех средств производства, которых не хватает в Содружестве, но которые крайне необходимы для ускорения экономического роста базы решения социальных задач.
Такую роль в СЭВ играл переводный рубль (коллективная валюта), не вынуждая страны прибегать к использованию чужих валют дефицитных в условиях холодной войны. В экспериментальном порядке в последнее время на это были нацелены и некоторые национальные валюты, в частности польский злотый, чехословацкая крона, советский рубль.

Чужие валюты помогали тогда развивать международные экономические отношения за пределами СЭВ.
Сегодня это актуально и для стран СНГ, учитывая возрастающий объем торговых потоков с другими странами мира. Доля этих стран в январе-ноябре 2004 г. составила в среднем 73% совокупного объема внешнеторговых операций государств Содружества.

Их основными традиционными партнерами остаются страны, на которые приходится более 1/3 общего объема внешнеторговых операций. Так, для Азербайджана это Италия; Армении Бельгия, Израиль, США; Белоруссии Великобритания, Германия, США, Польша; Грузии Великобритания, Германия, США, Турция; Казахстана Италия, Китай, Швейцария; Кыргызстана Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария; Молдовы Германия, Италия, Румыния; России Германия, Италия, Китай, Нидерланды; Таджикистана Нидерланды, Турция; Туркменистана Иран, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция; Украины Германия, Италия, Китай, Польша, США.20
Для развития торгово-экономических связей с этими странами государствам СНГ необходима свободно конвертируемая валюта. Резерв для ее мобилизации более широкое использование во взаимном товарообороте собственных национальных валют, не прибегая к применению с данной целью СКВ.
2. Эффект от использования странами СНГ своих национальных валют во взаимных торгово-экономических связях не ограничивается экономией ресурсов в СКВ. Применение их в режиме конвертируемости в одном регионе (СНГ) будет способствовать отработке ее механизма применительно к мировому хозяйству в целом при соблюдении всех других условий: экономических, организационных, политических.
Динамизм более широкого применения национальных валют стран СНГ во взаимном экономическом сотрудничестве будет зависеть от : преодоления структурной слабости экономик этих стран; повышения стабильности валют; устранения таможенных барьеров; снижения уровня долларизации денежных систем; ликвидации остатков черного валютного рынка там, где он еще сохранился.

Сотрудничество в валютной сфере на основе координации валютной политики.


15 сентября 2004 г. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (с оговоркой)21, Россия, Таджикистан приняли межгосударственный документ под названием: Концепция сотрудничества и координации деятельности в валютной сфере.
Как утверждается в Концепции, чтобы реализовать предпосылки к более эффективному взаимодействию национальных денежно-кредитных и платежных систем, валютных рынков, важно проводить согласованную валютную политику. Суть ее обеспечить: взаимную выгодность осуществления мер, недопущение ущерба экономическим интересам каждого из государств Содружества; поиск путей постепенного взаимного сближения их валютных систем.
Конкретными целями валютного взаимодействия государств СНГ Концепция провозглашает:
- достижение полной конвертируемости национальных валют;
- введение регулярных котировок курсов этих валют на валютных биржах;
- координHцию мер в области политики валютного курса, позволяющей повышать устойчивость национальных валют;
- создание надежной, эффективной системы денежных переводов граждан, включая операции с их сберегательными вкладами;
- предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям взаимного режима наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг, принятие согласованного перечня ограничений по допуску на рынки этих услуг.
Достигать названные цели предусматривается через:
- либерализацию внутренних валютных рынков, повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в соответствии с международными стандартами;
- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений, в том числе за счет расширения использования национальных валют;
- сближение политики валютного курса, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц;
- выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов;
- формирование в перспективе международных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств-участников СНГ, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;
- создание коллективных механизмов валютной поддержки стран, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в целом.
Эти цели могут быть реализованы в три этапа.
Первый этап (ориентировочно 2004-2006 гг.). На этом этапе предусматривается
- выработать единые показатели для определения состояния и уровня развития валютных рынков;
- наладить систематический взаимный обмен информацией о законодательной базе и предпринимаемых сторонами мерах в области валютной политики, сформировать на основе Межгосударственного банка единую информационную базу;
- начать работу по сближению нормативно-правовой базы государств, регулирующей операции на рынках финансовых услуг, посредством принятия программ либерализации валютных законодательств;
- постепенно предоставить хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям стран СНГ доступ на рынки финансовых услуг;
- осуществлять котировки валют стран Содружества, присоединившихся к статье VIII Соглашения МВФ;
- завершить переход к конвертируемости национальных валют по текущим операциям;
- внедрить в практику расчетов, наряду с СКВ, национальных валют стран СНГ;
- провести анализ структуры валютных рынков и разработать методологию формирования инструментария согласованной денежно-кредитной и валютной политики с использованием нормативов минимальных обязательных резервов, операций на открытом рынке, постоянно действующих механизмов валютных интервенций;
- предоставлять ежегодные отчеты государств СНГ о валютной ситуации;



Содержание раздела