d9e5a92d

Состав муниципальных финансовых ресурсов


Другие фонды (Развития Свердловской области, Поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности и т.д.)
Остальные фонды, созданные первоначально и функционировавшие как внебюджетные, в том числе территориальный дорожный фонд и областной экологический фонд, претерпели кардинальные преобразования и с 2000 года включены в областной бюджет в качестве целевых бюджетных фондов.
4.
В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются средства бюджета МО, целевые бюджетные фонды местного бюджета, иные финансовые ресурсы, привлекаемые для развития территории. Вопрос об источниках формирования финансовых ресурсов их объеме и выборе эффективных направлений их использования имеет первостепенное значение, т.к. от решения этих вопросов в первую очередь зависит финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территорий. Итак, финансовые ресурсы или финансы местной администрации это денежные средства, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления и использующиеся на удовлетворение социально-экономических потребностей МО. Учитывая перерастающий характер таких отношений можно утверждать, что основным источником финансовых ресурсов МО является национальный доход, а налоговые и неналоговые платежи, поступления и отчисления по характеру предоставления они могут быть обязательными и добровольными.

К обязательным относятся законодательно установленные налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды, к добровольным отдельные поступления во внебюджетные фонд МО и некоторые поступления в бюджет.
Прежде чем привести структуру доходов бюджета, обсудим типы МО в РФ: 1) В большинстве субъектов РФ статус МО имеют бывшие города областного подчинения и административные районы с бюджетами. Внутри последних имеются более мелкие административные единицы районные города, поселки, сельские администрации с назначенными или выборными властями и квазибюджетами (сметами расходов);
2) В отдельных субъектах РФ статус МО (и бюджет) имеют сотни населенных пунктов, а над ними созданы территориальные единицы (те же бывшие районы). Как правило, с назначенными сверху главами и тоже со своими квазибюджетами;
3) Встречаются и более сложные схемы с муниципалитетами двух уровней, один из которых в той или иной степени лишен своих полномочий.
Таким образом, доходы МО могут быть поделены в соответствии:

  1. с требованиями единой бюджетной классификации;

  2. с учетом источника поступления дохода.

Схема 1.Доходы бюджетов МО по видам, в зависимости от типа МО

Критерии дифференциации доходов
Типы МО
1.Единая бюджетная классификация доходов
    1. Налоговые: налоги на прибыль, доход, прирост.

    2. Неналоговые: налоги на ТТ и услуги; доходы от использования имущества и т.д.

    3. Безвозмездные перечисления: трансферты, дотации и т.д.

    2. Источники поступления средств
      1. Собственные доходы: местные налоги и сборы, доходы от использования и продажи имущества: доли федеральных и региональных налогов, передвижение в местный бюджет.
      2. Отчисления от регулирующих доходов: федеральные и региональные налоги и сборы.

      3. Финансовая помощь: дотации, субвенции, ассигнования из Фонда Финансовой поддержки МО и т.д.

      4. Заемные средства: бюджетные ссуды, кредиты коммерческих банков и т.д.


      Местные бюджеты могут составляться в полном соответствии с правилами классификации или по упрощенной форме.
      Существенным различием в источниках доходов местных бюджетов является то, что к:
      - собственным доходам относятся налоговые и неналоговые платежи, закрепленные полностью или частично на постоянной или долговременной основе федеральным, региональным законодательством или вводимые ОМС и направляемые в местный бюджет;

      • отчислениям от регулирующих доходов

      • можно отнести федеральные и региональные налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты на предстоящий финансовый год на долговременной основе (не менее 3 года по законодательству: ежегодно на практике);
      • финансовая помощь

      • может поступать в виде не целевой помощи дотации, общие трансферты, взаимные расчеты. Также в виде целевых ассигнований субвенции, целевые трансферты; в составе заемных средств выделяются процентные и беспроцентные бюджетные ссуды, кредиты коммерческих банков, займы у юридических и физических лиц под выпущенные ценные бумаги. Такие средства используются по решению представительных органов власти как источник покрытия дефицита местного бюджета на начальном этапе или в процессе его исполнения, по ним утверждается предельный лимит, который не должен превышать 15% от объема расходов.



      Местные налоги перечислены в Налоговом кодексе РФ и иных нормативных документах, вводятся ОМС и полностью поступают в местный бюджет. В частности, представительные органы МС вводят местные налоги и сборы, устанавливаются размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

      Такие правовые акты вступают в силу в начале финансового года и принимаются до утверждения местного бюджета.

      ОМС предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством страны в пределах лимитов, утвержденных в местном бюджете.
      Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
      Согласно ст.41 Бюджетного кодекса к неналоговым доходам относятся:

      1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе:

      • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности;

      • средства, получаемые в вид процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в коммерческих организациях;

      • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

      • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, юридическим лицам на возвратной и платной основах;

      • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;

      • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

      • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

      1. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данное положение регламентируется ст. 7 Федерального закона О финансовых основах местного самоуправления 126-ФЗ. Так, например, доходы от приватизации и реализации муниципального имущества, а также не менее 10 процентов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории соответствующего муниципального образования, поступает в местный бюджет;

      2. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

      3. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

      4. Иные неналоговые доходы.

      Нормативно-правовую базу для формирования неналоговых доходов местных бюджетов составляют множество актов федерального, регионального и локального уровней.
      Среди них необходимо выделить Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, такие как: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, О финансовых основах местного самоуправления, О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации и др.
      Необходимо отметить, что большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. На практике они планируются, как правило, исходя из уровня поступлений предыдущего года.
      Неналоговые доходы, в т.ч. условия и порядок их уплаты, льготы, объекты обложения, как и местные налоги, устанавливаются представительным органом местного самоуправления. При этом неналоговые доходы могут носить характер как обязательных, так и добровольных платежей.
      Бюджетной классификацией, единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрен перечень неналоговых доходов, которые поступают или могли бы поступать, если для этого есть возможности, в доходы местных бюджетов.
      Стоит отметить, что неналоговые поступления - составная часть доходов местных бюджетов. В отдельных случаях их удельный вес в структуре доходов местных бюджетов может составлять до 10 процентов.
      Среди перечисленных в законодательстве неналоговых доходов особо выделяются первые два вида, связанные с распоряжением муниципальной собственностью.



      Содержание раздела