d9e5a92d

Прогноз объемов чистых инвестиций в экономику города


Указанные цели достигаются путем реализации следующих задач:
1. Формирование портфеля инвестиционных проектов, реализуемых в г.Москве в приоритетных сферах развития городской инфраструктуры, технологической модернизации предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, за счет полного, либо частичного финансирования из заёмных облигационных фондов и управляемых как единое целое.
2. Привлечение временно свободных денежных активов (инвестиционного капитала) в объемах и на условиях, надежно обеспечивающих интересы инвесторов, и отвечающих инвестиционным потребностям г.Москвы. Исключение использования заемных ресурсов на цели и программы, не отвечающие критериям окупаемости, возвратности и срочности займов.
Облигационные займы Москвы рассматриваются реципиентом свободных капиталов – Правительством города, в качестве источника гарантированного финансирования городских инвестиционным программ в условиях наблюдающегося ограничения инвестиционных ресурсов.
Включение нового внебюджетного источника финансирования не только поможет, но и должно быть ориентировано на создание городской инфрастуктуры, объектов, сферы коммунальных и иных услуг, рассчитанных на доходы будущих периодов, на потребителей формирующихся социальных групп.
На основе анализа инвестиционных сегментов, определяемых городскими инвестиционными программами, наиболее приемлемыми могут быть признаны следующие направления инвестирования:
а) развитие инфраструктурных отраслей городского хозяйства (строительство и стройиндустрия, транспорт и связь, коммунальный сектор);
б) развитие территорий г. Москвы (Центральный административный округ, территории, формирующие городские центры, зона МКАД);
в) городское жилищное строительство, малоэтажная и коттеджная застройка территорий города и ближайших загородных зон;
г) крупные городские объекты, формирующие облик города и призванные быть источниками доходов в средне- и долгосрочной перспективе, Городские доходные деловые, торговые, гостиничные и общественные центры и комплексы;
д) проекты, основанные на ранее открытых и незавершенных строительных проектах (завершение "долгостроя");
е) развитие структуры и качества городской торговли, потребительского рынка и услуг, общественного питания и обслуживание населения;
ж) повышение качества городской среды и жизни москвичей (экология, благоустройство, энерго- и ресурсосбережение и т.п.);
з) научно-технологическое развитие, модернизации и технологического перевооружения отраслей городской промышленности, непосредственно связанных с производством товаров для населения, пищеперерабатывающей промышленности.
Ресурсы облигационных займов Москвы могут компенсировать нехватку инвестиционных ресурсов (бюджетных), возникающую из за существующих проблем в банковской и расчетно-платежной сферах, возникновения кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета. Оценка доли инвестиционных потребностей города, которые сможет покрывать фонд городских займов, может быть в общем виде проведена на основе следующего анализа.
По приводимым оценкам, в последний период ежегодно в Москву вкладывается 7,5 млрд.долл. учитываемых чистых инвестиций, т.е. инвестиций, непосредственно используемых в ходе реализации проектов. Эта цифра складывается из 5 млрд.долл., выделяемых из городского бюджета и вкладываемых столичными инвесторами, примерно 2 млрд.долл., поступающих от иностранных компаний, и 0,5 млрд.долл., которые инвестируются представителями субъектов Российской Федерации. (…)
Оценочные показатели объемов чистых инвестиций в экономику города приведены в табл.1.(…)
Прогноз объемов чистых инвестиций в экономику города ( в млрд.долл.США).


на 01.01.1997
на 01.01.1998
на 01.01.2000
Бюджетные инвестиции
5,0
5,0
5,0
Инвестиции иностранных компаний
2,0
2,2
3,0
Инвестиции субъектов федерации
0,5
0,5
0,8
Городской облигационный заем
0
1,5
2,5
Итого
7,5
9,2
11,3


Таким образом, принимая условно неизменными имеющиеся сейчас источники инвестирования, доля облигационных займов в инвестиционных ресурсах может приблизительно составлять от 20 % в 1997 г. и до 40 % к 2000 году.


Рассматривая общие пропорции ресурсного обеспечения города, можно заключить, что в процессе развития инвестиционно-заемной системы, объем инвестиционных ресурсов из этого источника сравняется и, впоследствии, превзойдет суммарные возможности других внебюджетных видов инвестирования.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.10.96 №881 "О выпуске городских займов г.Москвы в 1996-1997 гг.", объем внебюджетного финансирования из фондов Комитета в 1997 году достиг 4,5 млрд. рублей, с постоянным увеличением этого объема к 2000 году до 15 млрд рублей (в деноминированных ценах). В частности, за 10 месяцев 1998 года проведено финансирование на сумму свыше 12,8 млрд. руб.(…)
Инвестиционная программа Москвы – средство реализации и развития функций столицы.
Главная функция Москвы - это столица, центр органов власти, финансовый, инвестиционный и торговый центр. Вторая функция - оказание максимального количества различного рода услуг, в т.ч. транспортно-пассажирских, грузовых и т.д. Реализация основных функций города влечет за собой необходимость активно развивать гостинично-туристский комплекс, т.к. пока доход города от туристического бизнеса составляет менее 10 % от поступлений в бюджет, а это очень мало. (…)
Большое внимание в программе уделяется перестройке промышленности города. При этом основной акцент будет сделан на замене тяжёлых, материалоёмких производств науко- и капиталоёмкими.

Город не должен строить крупные серийные заводы (это не означает немедленного закрытия уже существующих предприятий).

Развитие столичной промышленности должно быть согласовано с функцией Москвы как научного центра.
Вопрос реконструкции города упирается в то, какие инвестиционные ресурсы будут использоваться, куда они будут направляться. В этом случае, говоря о возвратности, необходимо чётко представлять, что инвестором является сам потребитель.

Поэтому город необходимо развивать в таком направлении, чтобы в будущем был обеспечен спрос на конечный результат любого инвестиционного проекта.
При рассмотрении инвестиционного проекта всегда ставится вопрос о его полезности городу. По каждому проекту уже в первый год налоговые поступления должны составить 10-12 % от объёма инвестиций, должны появиться дополнительные или обеспечены заказами старые рабочие места.

В результате реализации создаётся или увеличивается налогооблагаемая база, в перспективе увеличится доход города.

При этом предполагается, что оборот инвестиционных ресурсов позволит снизить затраты городского бюджета по некоторым ныне дотируемым статьям.
Важно отметить, что чётко выраженных приоритетов в инвестиционной программе не существует (…). Самое главное, чтобы все части программы были оптимально взаимосвязаны между собой.

В определённом смысле каждое направление можно считать приоритетным.
Комплексный подход к проблеме предусматривает, с одной стороны, одномоментное увеличение предложения площадей и услуг, а с другой - одновременное окончание работ над всеми объектами. Это позволяет избежать многих неудобств, связанных со строительством.

Москва как крупнейший инвестор может позволить себе крупномасштабные проекты.
Разработчики инвестиционной программы Москвы осуществляют планирование на более высоком уровне, чем любое кредитное учреждение или инвестор (так как последние рассматривают каждый проект в отдельности), составляют из них единую систему. Необходимо рассматривать инвестиционную программу не как совокупность разрозненных проектов с оценкой доходности, диверсификации, дисперсности каждого, а как взаимосвязанную систему, в которой объекты воздействуют друг на друга и на городскую среду.

Наибольшее внимание сегодня обращается не на срок проекта, а на его надёжность, самоокупаемость.

1.2. Инвестиционная деятельность как основа муниципальной политики в г.Москве.
Инвестиционная программа - это "живой организм", она претерпевает различные изменения ежемесячно, если не еженедельно. Инвестиционная программа - это не перечень объектов, которые необходимо реконструировать или построить, а система подходов и приоритетов.(…) В условиях Москвы целесообразно строить подходы к решению проблемы инвестиционных ресурсов исходя не из программы как таковой, а опираясь на реципиента инвестиций – Правительство Москвы. Следует заметить, что до недавнего времени в России не было прецедентов проведения такого рода инвестиционной политики, так как города почти не участвовали в заёмном процессе.

Если же средства привлекались, то никто специально не занимался вопросами их инвестирования, т.е. непосредственного вложения капиталов в объекты и подпрограммы в соответствии с определенной программой и условиями (…).

Новый подход состоит также в том, что с помощью заёмных средств решаются не текущие бюджетные проблемы, а строится будущий бюджет.
Приоритеты городской инвестиционной политики в наиболее концентрированном виде излагаются в Программах правительства, детализируются в программах, принятыми Правительством по отдельным направлениям социального и экономического развития города.



Содержание раздела