d9e5a92d

Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.


Государственная система распределения и товародвижения являлась типичной для всех городов и регионов нашей страны и характеризовалась многоканальностью, многоступенчатостью, инерционностью, чрезмерной централизацией. Многоступенчатость системы выражалась в необходимости осуществления ежегодно повторяющихся циклов, включающих десятки технологических связей между различными субъектами управления на различных уровнях.
Механизм выдачи государственного заказа включал заявочную компанию, распределение фондов, специфицирование выделенных фондов, выдачу лимитов, групповых нарядов, оформление заказов-нарядов на поставку продукции, заключение договоров. С момента подачи заявки потребителем, до заключения им договора с поставщиком проходило не менее 9-11 месяцев, притом требовалось заполнение более тридцати различных форм документов.

Кроме того, решение основной массы оперативных вопросов обеспечения конкретными видами продукции являлось, как правило, прерогативой центральных органов. Это приводило к многочисленным корректировкам.

Каждая из них вызывала дополнительный поток документов и их обработку по всей технологической цепи, что не могло не сказаться на оперативности и качестве обеспечения потребностей.
Рыночные каналы распределения можно представить в виде сети коммерческо-посреднических предприятий или отдельных лиц, принимающих на себя или способствующих передаче права собственности на конкретный товар или услугу на пути от товаропроизводителя к потребителю.
Формируемые каналы распределения выполняют ряд важнейших функций муниципального маркетинга:
Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для обеспечения системы товародвижения муниципальных структур.
Установление контактов - налаживание и поддерживание связи товаропроизводителей с потенциальными покупателями.
Приспособление товара - организация подготовки товара с максимальным учетом требований покупателей.
Стимулирование продаж - создание и распространение рекламы товара.
Проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.
Финансирование - изыскание и использование денежных средств для покрытия издержек по функционированию канала.
Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а остальных три - завершению уже заключенных сделок.
Для эффективной организации системы муниципального маркетинга одной из важнейших проблем является подготовка профессиональных кадров. Смена отношений собственности - это только часть глобальной проблемы управления реформированием экономики.

Вторая его составляющая - смена образа мышления, смена самого Человека, занимающегося и понимающего новые отношения и умеющего эффективно их использовать.
В рамках крупных муниципальных структур (областные центры, крупные города) целесообразно, на мой взгляд, создание Центра подготовки маркетологов. Учредителями этого центра могут быть: местная администрация, высшие (средние специальные) учебные заведения, ряд заинтересованных предприятий и организаций.

Подобные центры могут также создаваться при Торгово-промышленных палатах, Бизнес-инкубаторах, Торгово-сервисных домах (наряду с подготовкой специалистов в области менеджмента, коммерции, финансов).

Основная задача центра - целевая подготовка специалистов по маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики. Предлагаются следующие основные направления деятельности центра:
-обучение основам маркетинговой и коммерческой деятельности школьников 10-11 классов, проявивших соответствующий интерес;
-обучение специалистов различных звеньев народнохозяйственного комплекса муниципальных структур и овладение ими практическими навыками маркетинга;
-организация постоянно действующего Клуба маркетологов данного муниципальной структуры;
-оказание консультационных и исследовательских услуг по маркетингу;
выполнение ряда маркетинговых услуг для клиентов (реклама, пропаганда и др.).


В соответствии с указанными направлениями целесообразна организация в составе Центра школы «Юного маркетолога», школы маркетинга, Клуба маркетологов, консультационного бюро, малого предприятия «Маркетинг-сервис» для оказания потребителям комплексных маркетинговых услуг и различных видов обучения.
В программе подготовки специалистов по маркетингу для торговой сферы муниципальных структур можно выделить ряд блоков: введение в маркетинг, изучение и прогнозирование спроса на товары, услуги; планирование ассортимента товаров, услуг; управление качеством товаров, услуг; планирование сбыта, управление процессами товародвижения; мониторинг, реклама и стимулирование сбыта; ценовая стратегия; маркетинг услуг; организационное обеспечение маркетинговых исследований; международный маркетинг.
Выбор и «начинка» каждого из этих блоков должна соответствовать профилю подготавливаемой группы и базироваться на реальном банке рыночных данных. Возможны различные формы обучения с отрывом и без отрыва от производства, в том числе экспресс-учеба непосредственно на торговых предприятиях, в органах управления торговой сферой муниципальных структур.
Наряду с подобными учебными Центрами в муниципальных структурах маркетинговая и торговорегулирующая деятельность может осуществляться Бизнес-инкубаторами. В мировой практике такие инкубаторы создаются для оказания всесторонней поддержки небольшим фирмам, желающим добиться реализации собственных проектов.7 Предоставляя кредит, как правило, под долю в акционерном капитале фирмы-новичка, фирма-инкубатор берет на себя значительную степень риска, но зато получает высокую норму прибыли в случае успеха создаваемого предприятия.

В случае успешной деятельности фирмы-новичка перед ней открывается возможность либо стать отделением более мощной материнской компании, либо выйти из-под опеки бизнес-инкубатора и стать самостоятельной фирмой.

А в случае неудачи фирма-инкубатор может отказать ее сотрудникам в предоставлении прежних или аналогичных рабочих мест.
Наряду с традиционным кредитованием Бизнес-инкубатором могут оказываться услуги по лизингу, инжинирингу, консалтингу, рекрутингу, аудиту, бухгалтерскому и юридическому обслуживанию, обучению персонала, проведению маркетинговых и социологических исследований, стимулированию сбыта для фирм-новичков, являющихся, как правило, малыми предприятиями (в том числе и торговыми). Бизнес-инкубатор может представлять опекаемые им малые фирмы на финансовом рынке, осуществляя их страхование, акционирование; на товарном рынке - складирование, растаможивание, транспортировку; помогать им в выходе на внешний рынок, представлять их интересы в юридических и административных органах власти.
Оценка целесообразности проектов для малых фирм также может осуществляться специалистами Бизнес-инкубатора. При этом оценивается величина необходимых капиталовложений и затрат, уровень риска и вероятность осуществления проекта, экономический и социальный эффект как для предпринимателя, так и для муниципальной структуры в целом.

Учредителями подобных инкубаторов могут стать местная администрация, научно- исследовательские и учебные заведения, финансовые и банковские структуры, заинтересованные предприятия и организации.

При Бизнес-инкубаторе может быть выделен специализированный Центр маркетинга, осуществляющий маркетинговые услуги для фирм-клиентов и специализированную деятельность по муниципальному маркетингу, рыночные исследования и пропаганду (отдел «паблик рилейшнз»).
Организационная структура Бизнес-инкубатора может быть построена по матричному принципу, включая в себя как функциональные подразделения, специализирующиеся на выполнении каждого из вышеперечисленных основных видов деятельности предприятия, так и проектные группы, реализующие конкретные целевые проекты фирм-клиентов.
Помимо указанных, эффективную маркетинговую и торгово- регулирующую деятельность могут осуществлять и ряд иных организационных объединений. Так, опыт, накопленный в промышленно развитых странах Запада, свидетельствует, что Торгово-промышленные палаты и родственные им организации концентрируют свою деятельность на решении вопросов по созданию наиболее благоприятного климата для национального предпринимательства на внутреннем и. внешнем рынках.
Как правило, Торговые палаты развитых стран преследуют три группы целей: во-первых, оказывают помощь деловым кругам в развитии предпринимательской деятельности; во-вторых, представляют и защищают интересы деловых кругов во властных структурах на федеральном и местном уровнях, выражают мнение предпринимателей и осуществляют экспертизу проектов решений органов власти в области экономики, развития территорий; в-третьих, содействуют развитию внешней торговли.
Региональные и местные Торговые палаты, деятельность которых в той или иной степени координируется центральными (национальными, федеральными) палатами, выражают мнение делового сообщества в рамках определенного муниципальной структуры (региона), интересы которого учитываются при формировании позиции центральных палат по тем или иным вопросам экономической жизни страны.



Содержание раздела