d9e5a92d

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ


  • разграничении полномочий по осуществлению расходов между

  • уровнями бюджетной системы;
    • установлении порядка и условий предоставления финансовой

    помощи, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в бюджет субъектов РФ и из него в местные;

    • осуществление государственных внутренних заимствований

    субъектов РФ, проведении внутренних и внешних заимствований и управлении государственным долгом субъектов РФ;
    Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов.
    К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

    1. собственные налоговые доходы от закрепленных региональных налогов и сборов, перечень, ставки, пропорции и разграничения которых определяются на основе налогового законодательства РФ, закона о бюджете РФ на очередной финансовый год и порядка формирования доходов местного бюджета;

    2. отчисления от регулирующих налоговых доходов поступающих от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

    В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.
    В соответствии с полномочиями законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ по формированию доходов бюджета:

    • вводятся региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляются налоговые льготы в пределах регионального налогового законодательства;

    • предоставляются налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в пределах лимитов предоставления кредитов.

    Расходы региональных бюджетов. Формирование расходов бюджетов субъектов РФ базируются на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, фактических затратах на оказание государственных услуг.
    Составные части расходов бюджетов соответствуют единой бюджетной классификации расходов по функциям, экономическим операциям использования ассигнований, ведомствам, получающим бюджетные ассигнования.
    Необходимость сбалансированности регионального бюджета предполагает следующие источники финансирования его дефицита:
    - внутренние: государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ; бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; кредиты от кредитных организаций;

    • внешние: государственные внешние займы от имени субъектов РФ.

    Возникающие в связи с этим долговые обязательства представляют собой государственный долг субъектов РФ, который обеспечивается всем, имуществом, составляющим казну субъектов РФ.
    Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:

    • дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

    • субвенции на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.

    В качестве примера рассмотрим принципы формирования бюджета Свердловской области.
    Доходы областного бюджета образуются за счет:
    - поступления налоговых и неналоговых платежей в соответствии с действующим законодательством на основе прогноза социально-экономического развития Свердловской области на соответствующий год, в том числе, оценки ожидаемых поступлений доходов в базовом году и применения индексов оптовых цен материального производства и потребительских цен, а также нормативов зачисления в бюджет области регулирующих источников доходов в соответствии с проектом федерального закона;


    - целевых средств федерального бюджета из ФФПР и заемных средств (по мере необходимости).
    По каждому муниципальному образованию применяются индивидуальные нормативы зачисления в местные бюджеты регулирующих доходов с целью наиболее полного обеспечения минимально необходимых расходов местных бюджетов собственными источниками доходов.
    Расходы областного бюджета разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития, в который зачисляются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, затраты на капитальные вложения и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Расходы проекта бюджета определяются по единой методике расчета для бюджетов всех уровней, исходя из:
    - прогноза по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы на начало планируемого года и прогноза их изменений;
    - действующих цен на товары, работы, услуги материальной сферы и потребительского рынка, а также прогнозируемых индексов их изменений.
    Рассчитанные по единой методике расходы принимаются для включения в проекты областного и местных бюджетов.
    Администрация Свердловской области вносит в областную Думу перечень расходов на объекты и мероприятия, финансирование которых должно быть произведено из бюджета, но не обеспечено соответствующими доходами.
    Расходы в проекты бюджета представляются:
    - в разрезе министерств и ведомств в соответствии с ведомственной классификацией Свердловской области по каждому министерству и ведомству;

    • в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов.

    Администрация представляет областной Думе предложения по привлечению в бюджет дополнительных источников финансирования дефицита, как внутренних, так и внешних. Также вносятся сметы доходов и расходов целевых фондов денежных средств, консолидируемых в областном бюджете.

    В проекте закона производится расшифровка долга области по формам областных обязательств: областные займы, эмитированные Правительством области; кредиты, полученные Правительством и областными учреждениями; областные гарантии и т.д.

    Отдельной статьей определяется перечень областных целевых программ социально-экономического развития с указанием объемов финансирования каждой программы.
    Исполняется областной бюджет через областное Министерство финансов, а в будущем намечен перевод исполнения на казначейскую систему через органы федерального казначейства.
    Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюджетных фондов.
    3.
    Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности при составлении, утверждении и исполнении бюджетов. Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:
    - на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за обеспечение которых возложена на органы местного самоуправления;
    - субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

    • другие формы, предусмотренные бюджетным законодательством.

    Местному бюджету могут быть представлены бюджетные ссуды из регионального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ.

    Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь.
    Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование расходов по федеральным целевым программам.
    Развитие системы межбюджетных отношений в РФ можно разделить на три этапа.
    На первом этапе (1991-1993) была создана основа налоговой системы России. В области межбюджетных отношений она нашла отражение в регулирующей роли основных налогов, которые распределялись по бюджетам разных уровней.

    Этот период характерен наличием в межбюджетных отношениях субъективизма, индивидуальных согласований.
    На втором этапе (1994-1999) была разработана концепция реформирования межбюджетных отношений. Новая, более прозрачная система финансовой поддержки субъектов исходила из оценки бюджетной обеспеченности регионов на основе налоговых ресурсов и расходных потребностей, определенных по единой методике.

    Созданная система ориентировалась, в основном, на разделение бюджетных ресурсов между бюджетами в рамках ежегодных законов о федеральном бюджете.

    В результате этого стал усиливаться субъективизм в межбюджетных отношениях , массовый характер приобрело не денежное исполнение бюджетов, возросли долги региональных и местных бюджетов.



    Содержание раздела