d9e5a92d

Московская инвестиционно-заёмная система


В последний период приоритетность отдельных инвестиционных целей подчеркнута радикальной реорганизацией управления инвестиционным комплексом (…). Важнейшее звено в реализации новых целей и инструментов городской инвестиционной деятельности - образование Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка, все более ориентирующейся на развитие и поддержку развития рыночных механизмов в важнейших секторах городской экономики. Ставка делается на создание института инвестиционно-финансовой деятельности, защищенного от продолжающегося финансово-бюджетного кризиса, спада в промышленности и инвестиционной активности, нацеленного на обеспечение необходимых условий развития столицы.
В городе проводится политика реформ, усилия будут все более сосредоточиваться на финансовой и экономической стабилизации, структурных преобразованиях экономики, поддержке отечественных производителей и науки, развитии инвестиционной активности.
Естественно, что такой механизм, как система городских заимствований и инвестиций, должен быть чётко структурирован. Инвестиционно-заёмная система реализует довольно широкие функции, при этом задействованы многие административные правительственные городские органы, каждый из которых работает в своём направлении (…).
Московская инвестиционно-заёмная система представляет собой целостный механизм управления процессом привлечения городом заёмных средств и финансирования за счёт них инвестиционных проектов. Эта система реализует следующие функции:

  • идеологическую (разработка концепции городских заимствований);
  • нормативно-методическую;
  • структурную (формирование структуры рынка муниципальных ценных бумаг, схемы управления);
  • образовательную (развитие системы подготовки кадров);
  • информационную (формирование информационных входных и выходных потоков);
  • контрольную (контроль за финансовой устойчивостью и безопасность фондового рынка в городе);
  • защитную (формирование системы защиты прав собственности инвесторов и защиты их от потерь) (…).

В Инвестиционно-заемной системе задействованы и законодательная, и исполнительная ветви власти - Московская городская дума, Правительство Москвы и его исполнительные органы.
Правительство Москвы определяет основные направления инвестиционно- заёмного процесса в столице, принимает решения о выпуске городских займов, осуществляет общее руководство инвестиционно-заёмным процессом и контроль за поступлением и расходованием средств финансовых фондов займов.
Московская городская дума утверждает решения по функционированию инвестиционно-заёмной системы в городе, годовые отчёты о поступлении и расходовании средств финансовых фондов займов.
Большая часть вопросов по формированию нормативной базы инвестиционно- заёмного процесса в городе готовится Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка (Москомзаймом), Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов и Правовым управлением мэрии.
Москомзайм помимо перечисленных имеет и другие функции:

  • проводить ценовую политику в отношении первичного размещения городских ценных бумаг;
  • выступать эмитентом городских ценных бумаг от лица правительства Москвы;
  • готовить проспекты эмиссий;
  • осуществлять контроль за общим объёмом выпущенных и находящихся в обращении городских ценных бумаг;
  • организовывать мониторинг и контроль за их размещением, обращением и погашением;
  • проводить комплексный анализ экономической эффективности использования и возвратности заёмных средств для конкретных инвестиционных проектов;
  • осуществлять оперативный контроль за движением средств финансовых фондов займов;
  • участвовать в формировании инвестиционной программы города путём отбора инвестиционных проектов, финансирование которых будет проводиться из заёмных средств.

Инвестиционная политика Комитета
Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка г. Москвы, являясь исполнительным органом московского правительства, строит свою инвестиционную деятельность в соответствии с общей инвестиционной политикой правительства и его инвестиционной стратегией. В то же время Комитет, имея дело с инвесторами, должен принимать их требования и условия предоставления и использования средств, а также учитывать общие условия фондового и финансового рынков.


Деятельность Комитета создает дополнительное регулярное финансирование инвестиционных потребностей города за счет заемных средств, что является новым для столицы и пока не имеет аналогов в современной отечественной практике. Масштабы заемного финансирования, если ориентироваться на опыт столичных городов других стран, способен заметно превысить объемы бюджетного финансирования и в значительной мере устранить имеющийся дефицит средств, необходимых для радикальной модернизации, реконструкции и развития городского хозяйства высокими темпами (…). Очевидно, что использование заемных средств обязывает Комитет строить свою инвестиционную политику таким образом, чтобы решая приоритетные для правительства задачи, в то же время производить финансирование только тех инвестиционных проектов, риски и доходность которых отвечают характеру такого финансирования, позволяют безупречно выполнить все
обязательства перед заимодателями. Исходя из этого, финансирование за счет фондов Комитета строится иначе, чем бюджетное финансирование, и не может быть использовано для капиталовложений, не приносящих достаточные доходы.
Вместе с тем, инвестиционная политика Комитета принципиально отличается от проводимой коммерческими организациями, ведущих подобную деятельность, поскольку цели Комитета, прежде всего связаны с удовлетворением приоритетных инвестиционных потребностей города, созданием условий для притока и приема частных инвестиций, повышения эффективности бюджетных капиталовложений, а не лишь извлечения доходов.
Таким образом, инвестиционная политика Комитета - это продолжение политики Московского правительства в той части, которая касается инвестиционной деятельности с использованием заемных средств.
Стратегия инвестиционной деятельности Комитета
Стратегия, реализующая сформулированную выше политику инвестиционной деятельности Комитета, предусматривает выделение следующих трех этапов, различающихся целями, приоритетами и методами инвестиционной деятельности:
начальный этап (1996-1997 г.), ставящий целью развернуть и наладить работу Комитета, реализовать пробные проекты для отлаживания процедур и технологий инвестирования;
этап роста (1998-1999 гг.), ставящий целью достижение объемов инвестирования до 25 трлн. руб. в ценах 1996 г., полной отладки системы, нормализации фондового и финансового рынков столицы;
этап устойчивого развития (с 2000 г.), в границах которого будет продолжаться рост инвестиций, расширится их фронт, но, главное, усилится влияние этих инвестиций на общую инвестиционную деятельность в городе и ее эффективность; будет усилен приоритет проектам комплексного и мультипликативного характера (…).
Исходя из целей каждого этапа стратегия деятельности Комитета и портфель его инвестиционных проектов будет различным.
На начальном этапе (1997 год) для финансирования отобраны проекты с высокой степенью готовности или уже реализуемые проектоустроителями, опыт которых гарантирует минимальные риски и высокие доходы, а срок проектного цикла не превышает 1,0-1,5 лет (…). Финансирование из фондов Комитета предоставляется в ряде случаев в дополнение к финансированию из источников, подготовленных проектоустроителем, причем, задолженности перед Комитетом оформляются в
качестве первостепенных. Все это подчинено цели снизить риски, сократить время на подготовку проектов, а также, что, немаловажно, воспользоваться отлаженными системами реализации проектов до тех пор, пока не будет развернута собственная сеть Комитета. На этом этапе предусматривается отладить взаимодействие с уполномоченными банками и техническими операторами по реализации проектов.

Одновременно относительно небольшая часть проектов (до 15%) будет сформирована Комитетом самостоятельно в качестве пилотных для отладки всего проектного цикла в рамках инвестиционной системы Комитета.

Данные проекты в целях снижения риска выбраны из числа малых по объему финансирования (до 5-10 млн. долл.) и с особо быстрым сроком окупаемости (до 1 года).
Выбранная стратегия дает возможность вести планомерное развертывание инвестиционной деятельности Комитета, формирование и тщательную отладку системы размещения средств параллельно с достаточно быстрым ростом объемов финансирования через каналы первоклассных проектоустроителей. В качестве последних, в частности, выбран АКБ "Столичный банк сбережений" с банковским консорциумом, созданным для финансирования пятилетней инвестиционной программы "Новый город" по строительству в Москве сети многофункциональных зданий.

Проекты данной программы прошли оценку АКБ "Столичный банк сбережений", имеют отлаженную систему финансирования и реализации.

Данная программа является приоритетной для города и присоединение к ней позволяет без задержки и собственных затрат размещать до 1 трлн.



Содержание раздела