d9e5a92d

Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налогов


При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны. Построение налоговой системы определяется налоговыми полномочиями - правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗ О финансовых основах местного самоуправления и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закреплённые и регулирующие:
закреплённые
налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд; регулирующие
налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством. Выделяют четыре основных принципа распределения налоговых полномочий:
стабильность разделения;
собственные доходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий;
доходы, генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами;
право делегировать (передавать) свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам.
Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы:
стабильности
- чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться; экономической эффективности
за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти; мобильности налоговой базы
чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог; равномерности размещения налоговой базы
чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога; социальной справедливости
- налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем; бюджетной ответственности
платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает. В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий:

    • распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);

    • последующее разделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников;

    • совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).

    В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней.

    Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна (Таблица 2).
    Таблица 2. Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов.

    Вид налоговых платежей
    Статус налога по законодательству
    В какой бюджет поступает
    Модель взаимодействия
    Используемый механизм
    Налог на прибыль
    Федеральный
    Федеральный, субъектов Федерации,
    местный
    Совместное использование налоговой базы
    Установление двух видов ставок
    Налог на доходы физических лиц
    Федеральный
    Субъектов Федерации, местный
    Распределение налоговых доходов
    Установление норматива зачисления в бюджет
    НДС
    Федеральный
    Федеральный
    Распределение налоговых доходов
    Установление норматива зачисления в бюджет
    Акцизы
    Федеральный
    Федеральный, субъектов Федерации,
    местный
    Распределение налоговых доходов
    Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты
    Налог на имущество предприятий
    Субъектов Федерации
    Субъектов Федерации, местные бюджеты
    Разделение налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами)
    Таможенные пошлины
    Федеральный
    Федеральный
    Разделение налоговых баз
    Налог с продаж
    Субъектов Федерации
    Субъектов Федерации
    Разделение налоговых баз
    <

    p> 4.
    Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйственными агентами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений обязанных лиц, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода. Налоговое правонарушение
    это виновно совершённое противоправное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и их представителей за которое установлена законом ответственность. Виновным в совершении налогового правонарушения признаётся лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

    Срок исковой давности по налоговым правонарушениям установлен в три года. Налоговая санкция
    является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий штрафов.

    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза, по сравнению с установленным размером.

    При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санки более строгой. Налоговый кодекс выделяет условия, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения: отсутствие нарушения норм законодательства и отсутствие вины лица.
    Выделяют два вида правонарушений: умышленное и по неосторожности. Налоговое правонарушение признаётся умышленным, если лицо осознавало противоправный характер и желало или сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий.

    Налоговое правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо не осознавало противоправный характер последствий, либо лицо не достигло 16 лет, либо истёк срок исковой годности со дня совершения правонарушения.
    Налоговый кодекс устанавливает следующие виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности (см. Таблицу 3).
    Таблица 3. Виды налоговых правонарушений и установленные за них штрафы.

    Нарушение
    Штраф
    Нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе (ст.116 НК)
    5 тыс. руб.
    Уклонение от постановки на учёт в налоговом органе (ст.117 НК), ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе
    10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
    То же более трёх месяцев
    20% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней
    Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счёта в банке (ст.118 НК)
    5 тыс. руб.
    Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст.119 НК)
    5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.
    То же в течение более 180 дней
    30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, и 10% налога, подлежащего уплате за каждый полный или неполный месяц со 181 дня
    Грубое нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК), если эти деяния совершены:
    - в пределах одного налогового периода
    - в течение более одного налогового периода

    5 тыс. руб.
    15 тыс. руб.
    То же если они повлекли занижение налоговой базы
    15 тыс. руб.
    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом
    20% от неуплаченной суммы налога
    Те же действия, совершённые умышленно
    40% от неуплаченных сумм налога
    Невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм налогов
    20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению


    Содержание раздела