Лекция 10. Государственные внебюджетные фонды РФ: доходы, направления расходования средств.
1. Пенсионный фонд РФ: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
2. Фонд социального страхования РФ: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.
1.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90г. и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г.
Цель его создания - обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
В основные задачи фонда входят:
- целевой сбор и аккумуляция ЕСН и страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением фонда;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;
- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
- организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно- исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования.
Расходы бюджета ПФР обеспечивают:
В качестве примера рассмотрим бюджет ПФР на 2003г.
Его доходы- 822,2 млрд. руб.,
Расходы-864, 9 млрд. руб.
Дефицит- 42,1 млрд. руб.
Источниками доходов бюджета фонда выступают:
- ЕСН из федерального бюджета (поступает туда по ставке 14%);
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- недоимки, пени, финансовые санкции;
- средства федерального бюджета;
Таблица 1. Структура доходов Пенсионного фонда РФ.
Статья дохода |
Сумма, в млрд. руб. |
% от сов. дох. |
1. Налоговые доходы: |
389,2 |
47,3 |
1) Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: |
376,7 |
45,8 |
- взносы на выплату страх. части труд. пенсии |
||
- взносы (фикс. платеж) на выплату накопит. части труд. пенсии |
||
2) Недоимки, пени, финансовые санкции |
12,5 |
1,5 |
2. Неналоговые доходы: |
16,5 |
2 |
1) Доходы от размещения временно свободных денежных средств |
9,2 |
1,1 |
2) Доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; |
7 |
0,9 |
3) Прочие |
0,3 |
0,04 |
3. Безвозмездные поступления (субвенция): |
417,2 |
50,7 |
1) ЕСН из федер. бюджета |
365,6 |
44,4 |
2) Средства фед. бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития |
0,7 |
0,1 |
3) Средства фед. бюджета |
50,3 |
6,1 |
4) Средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии |
0,5 |
0,1 |
Итого: |
822,8 |
100 |
Таблица 2. Структура расходов Пенсионного фонда РФ.
Статья расходов: |
Сумма в млрд. руб. |
% от сов. расх. |
1.Расходы бюджета (без учета финанс. и МТО текущей деятельности) |
||
1) Обязательное пенсионное страхование: |
729 |
86,6 |
- базовая часть трудовой пенсии |
264,7 |
31,4 |
- страховая часть трудовой пенсии |
452,5 |
53,7 |
- пенсии выехавшим за пределы РФ |
0,4 |
0,05 |
- компенсации неработ. по уходу за нетрудоспособными |
0,4 |
0,05 |
- соц. пособия и услуги по погребению |
1,7 |
0,21 |
-доставка пенсий и пособий |
9,3 |
1,1 |
2) Пенсии по госуд. пенс. обеспечению (военнослужащим, вторая пенсия участникам ВОВ, соц. пенсии, соц. пособия на погребение и др.) |
49,3 |
5,9 |
3) Пенсии за счет средств, передаваемых в фонд Министерством труда и социального развития РФ (пенсии и пособия на погребение безраб.) |
0,7 |
0,1 |
4) Дополнительное пенс. обеспечение (доплаты к пенсии летчикам, работникам ядерного комплекса) |
0,8 |
0,1 |
5) Оказание соц. помощи |
5,5 |
0,7 |
6) Расходы по накоп. составляющей ПФР |
56,5 |
6,7 |
7) Прочие расходы |
0,2 |
0,02 |
Всего: |
842 |
100 |
2. Расходы на финансовое и МТО текущей деятельности фонда: |
||
1) Госуд. управление |
21,7 |
95,1 |
2) Международная деятельность |
0,003 |
0,01 |
3) Фундам. исследование и содействие НТП |
0,1 |
0,4 |
4) Промышленность, энергетика, строи-тельство |
1 |
4,4 |
5) Образование |
0,03 |
0,13 |
Всего: |
22,8 |
100 |
Итого: |
864,8 |
100 |
Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью.
Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
Основные задачи фонда:
- обеспечение гарантированных государственных пособий временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, пособий и компенсаций пострадавшим и ликвидаторам ядерных катастроф (Чернобыльская АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий), санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов;
- международное сотрудничество по вопросам социального страхования;
- другие задачи.
Источниками доходов фонда выступают:
Использование средств фонда предусматривается на следующие направления:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет и других;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом или инвалидом с детства до его совершеннолетия, оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное диетическое питание, оплату проезда к месту лечения;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря и содержание ДЮСШ;
В 1998г. осуществлен переход с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенных пособий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального социального страхования.