d9e5a92d

Финансы социального обеспечения и социальной помощи


Лекция 13. Финансы социального обеспечения и социальной помощи.

Финансирование социально значимых услуг населению. 1. Задачи и принципы социальной политики РФ: социальная защита населения; социальное обеспечение; социальное страхование.
2. Социальные фонды и программы предприятий. Социальное партнерство и механизм его реализации.
3. Виды социальных услуг населению. Финансы бюджетных организаций.
4. Формирование и размещение государственных и муниципальных заказов.
1. Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Она реализует конституционные права граждан.

Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.
Экономическая политика ориентируется на экономический рост и преумножение материального богатства, что расширяет свободу выбора в сфере распределения и открывает широкие возможности для реализации социальной политики. Социальная политика представляет собой основу программ развития партий и общественных групп, их мировоззренческих установок, объект политических разногласий.

Существует 2 способа оптимизации социальных и экономических сторон развития общества: радикальный (централизованная модель социальной политики); эволюционный (западная модель социального государства).

По обеим моделям государство отвечает за уровень жизни всего населения, происходит рост социальных расходов. Функциональные направления социальной политики:
- социальное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование (благотворительность).
Этапы формирования системы социальной защиты населения:
1. Выделение из всего населения целевых групп, нуждающихся в социальной защите. Применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов;
2. Привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения;

  1. Оценка уровня жизни для правильного определения целевых групп - минимальная потребительская корзина;

4. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот в денежной или натуральной формах.
На современном этапе делается ставка на усиление роли системы трудовой и предпринимательской мотивации, на индивидуальный принцип зарабатывания эффективным трудом своего материального благополучия, на преодоление уравнительных иждивенческих тенденций.
Можно назвать следующие направления реформирования социальной сферы РФ:
1) Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо:
- уточнить состав и структуру прожиточного минимума в целом и по регионам, приближение МРОТ, пенсии и др. социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума.
- уточнить перечень социальных расходных статей бюджета.
2) Создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма:
- четкое разграничение полномочий и предметов ведения в соц. сфере, утверждение общефедеральных социальных гарантий, региональных, повышающих уровень обеспечения, обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности, пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума.
3) Долговременная цель регулировать уровень и качество жизни граждан по критериям пост индустриального общества:
- стимулирование капиталовложений в социальную сферу, контроль за состоянием научно- технического и образовательного потенциала;
- совмещение социальной защиты с ростом экономической эффективности производства на базе социального партнерства;
- сочетание адаптационного (для трудоспособных и работающих)- активная политика содействия занятости, регулирование заработной платы, оптимизация налогообложения и социального страхования - и защитного (для нетрудоспособных и социально слабых) методов решения социальных задач.
4) В политике доходов повышение цены труда и реальной заработной платы. Сейчас она занижена по сравнению с фактической производительностью труда.
5) Снижение уровня бедности. Ее причины: низкая цена рабочей силы, безработица, большое количество иждивенцев, беженцы и др.



Методы борьбы с бедностью: индексация минимальной оплаты труда; привлечение к общественным работам; укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения; увеличение совокупного дохода семьи; сохранение пособий на детей и др.

Сейчас адресная социальная помощь.
Ключевое значение для социальной сферы имеет государственное финансирование, его расширение связывается с мерами:
- установление целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;
- обеспечение перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;
- создание многоканального механизма финансирования;
- перемещение социальных функций и их финансирования в регионы, финансовая поддержка регионов, исходя из их типологизации по состоянию социальной инфраструктуры;
- контроль за целевым расходованием средств из внебюджетных фондов;
-введение макс. налоговых и кредитных льгот для соц. инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетных средств для этих целей.
2.
Функциями программ предприятий выступают: стимулирование роста производительности труда; трудовая мотивация повышения эффективности производства. Образующие факторы: размер прибыли; пропорции ее распределения; дополнительные источники финансирования.
Влияющие факторы: ставки налогов; налоговые льготы; социальные программы предприятий.
Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм:
1) Реализация фирмой исключительно экономических целей и сведение социальной ответственности работодателя к максимизации оплаты труда. Бизнес обеспечивает занятость, а также дивиденды акционерам. (М. Фридмен)
2) Работодатель несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом, добивается равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами организации. Цивилизованный рынок, социально-ориентированная модель рыночной экономики.
В РФ сейчас системный кризис, который не заинтересовывает предприятия в содержании социальной сферы. В будущем социальные программы фирмы должны увязывать задачи управления производством с российскими традициями социальной мотивации труда.
Схема 1. Социальные программы предприятий, учитывающие социальную мотивацию труда и развитие социальной сферы.

Примеры социальных программ предприятий: негосударственные пенсионные программы; подготовка и переобучение работников, в т.ч. на контрактной основе с ВУЗами; поощрительный туризм; охрана труда и улучшение здоровья.
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство, кроме экономической цели учитывает человеческий и социальные факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий, социальную роль общества.
Схема 2. Система социального партнерства или социальной ответственности работодателей перед работниками.

В мировой практике зарекомендовали себя объединения (ассоциации) работодателей, создаваемые по отраслевому и территориальному принципам. Разработка социальных программ в рамках социального партнерства включает: права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта работников, содержание социальной инфраструктуры предприятия; обеспечение прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы; стимулирующие выплаты, премии; взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий в рамках одного муниципального образования; солидарная ответственность работодателя и ОМС в развитии социальной инфраструктуры без ущерба для населения.
3.
Социальные расходы покрываются как за счет общих, так и за счет целевых налогов в бюджеты. Доминирующее направление финансирования - прямое бюджетное финансирование, основанное на подушевых нормативах.

Оно предоставляет самостоятельность учреждениям и организациям социальной сферы.

Для повышения обоснованности нормативного финансирования важное значение имеет разработка минимальных стандартов. Этим обеспечивается единое финансовое пространство и обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания. Бюджетное финансирование дополняется внебюджетным на принципах некоммерческого хозяйствования. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот, как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств.

Финансирование в здравоохранении, пенсионном обеспечении и др. сферах стало строиться на страховых началах, что обеспечивает связь размера выплат и общего трудового вклада.
Повышению эффективности бюджетного финансирования способствует использование модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения (МПФ). Существует 2 варианта МПФ:

  1. Универсальный принцип предоставления услуг всем членам общества или определенной категории без проверки нуждаемости. Механизм предоставления - социальный сертификат, страховой полис, личный образовательный кредит и т.д.



Содержание раздела