d9e5a92d

Четыре формы взаимного кредитования


Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств МО (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований. Ответственность по муниципальным облигациям.

Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам МО, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.

Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год.

Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения бюджета.
Методологические подходы к организации муниципальных займов в РФ.

Данная проблема достаточно подробно была рассмотрена в трудах русских экономистов Л.А. Велихова, А.В. Чаянова.

Они исходили из той посылки, что займы носят возвратный характер и должны использоваться только на развитие МО.

Велихов выделял обыкновенные (текущие) расходы коммун и чрезвычайные (не постоянные). Для покрытия этих расходов должны использоваться различные источники доходов, которые можно назвать экстрординарными: - отчуждение имущества;
- заблаговременное накопление фондов;
- субсидии государства;
- заем или кредит.
Особую важность для развития территорий имеют заемные средства. Источниками их могут выступать:
- население;
- государство;
- частные кредитные учреждения;
- другие органы местной власти (взаимный кредит).
Наиболее значимой формой муниципальных займов является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач.
Велихов выделяет четыре формы взаимного кредитования:
- посредничество при отыскании нужных кредитов;
- создание учреждений для взаиморасчетов между МО-ми без посредства денег;
- муниципальные банки, в которых ответственность ограничена долей участия каждого МО.
- муниципальные банки взаимного кредита с солидарной ответственностью.
Применение той или иной формы взаимного кредита зависит, прежде всего, от величины МО и его финансово-экономической мощности. Сейчас в РФ существуют МО с формирующими ФПГ (финансово-промышленными группами), где учитываются все 4 формы взаимного кредитования и МО, которые объединяют муниципальные гарантии для получения наиболее дешевого и крупного займа.
Современный научный и нормативно-правовой подход к муниципальным заимствованиям России состоит в том, что они рассматриваются как один из источников образования муниципальных финансов, в частности, источник финансирования дефицита местного бюджета (по проекту или в ходе его исполнения), источник финансирования бюджета развития (капитальные вложения) или целевых муниципальных программ.
Практика муниципальных заимствований в РФ показывает, что многие МО использовали и используют данный механизм мобилизации финансовых ресурсов на территории. Этот инструмент применяется и для финансирования дефицита местного бюджета через муниципальные облигации и кредиты коммерческих банков и для финансирования целевых муниципальных программ капитального характера (предусмотренных Уставом МО), например, строительство жилья в городе, обновление подвижного состава общественного автотранспорта, другое.

Остановимся на этом поподробнее.
Использование муниципальных займов для финансирования капитальных затрат. Органы местного самоуправления осуществляют капитальные расходы, в основном, за счет средств бюджета развития. Регулирование этих расходов должно предусматривать:

  1. Создание в соответствующих муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  2. - установления льгот по уплате местных налогов;
    - защиты интересов инвесторов;
    - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
    - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения путем муниципальных займов;
  3. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

<

p> - разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
- размещения на конкурсной основе средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов.
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления, кроме того, вправе предоставлять на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет местных бюджетов.
Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами на очередной финансовый год.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительным органом местного самоуправления.
Средства бюджета развития должны аккумулироваться на специальных счетах, открываемых отделениями Федерального казначейства или учреждениях Центрального банка РФ или банка, обслуживающего соответствующий местный бюджет.
Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе.
Управление бюджетом развития осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные (специально созданные) ими органы.
Порядок и условия предоставления средств из бюджета развития должны быть разработаны представительным органом местного самоуправления и не должны противоречить действующему. Очень многие МО РФ - крупные города имеют положительный опыт использования займов для финансирования развития локальной территории (г.

Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и другие). Также необходимо отметить, что большинство МО РФ имеют и большие проблемы по обслуживанию своих муниципальных долгов и, особенно, погашению их.

Отсюда, анализ методики и практики муниципальных заимствований в РФ имеет большое научное и прикладное значение.
Таким образом, в широком смысле слова, в качестве муниципальных займов рассматриваются денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита местного бюджета от физических и юридических лиц (резидентов или нерезидентов) на основании заключенных договоров, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта.



Содержание раздела