d9e5a92d

Картотека кредитной информации

Картотека кредитной информации содержит очень важную с точки зрения наблюдения за кредитом информацию, которая может быть использована как внутренними и внешними аудиторами, так и регулирующими органами. Картотека кредитной информации должна включать в себя следующее:

  1. данные о лимитах кредитования;
  2. документацию об обеспечении кредита;
  3. меморандум об одобрении кредита;
  4. базовую информацию о клиенте;
  5. данные о доходности операций клиента;
  6. оценку обеспечения кредита;
  7. анализ конкурентоспособности клиента;
  8. план счетов;
  9. отчеты о посещении клиента;
  10. ежеквартальную классификацию рисков по кредиту (если таковые имеются);
  11. финансовые отчеты клиента;
  12. стратегию и план действий на случай возникновения у клиента финансовых затруднений;
  13. прогнозируемое движение денежных средств;
  14. переписку с клиентом;
  15. оценки руководства;
  16. вырезки из прессы (о клиенте);
  17. отчеты о проведенных исследованиях;
  18. прочую дополнительную информацию.

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента, хотя в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут, но не желают погасить кредит. Такое явление наблюдалось, например, в Бангладеш в конце 80-х гг., пока не вмешались регулирующие органы и не исправили ситуацию.

Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

Чем теснее взаимодействие сотрудников кредитного отдела и клиента, тем больше информации о финансовом благополучии операции клиента. Без постоянного обновления этой информации, признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.
После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами.

Документация по кредиту должна также содержать условия, дающие банку право проверять отчетность клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ разъяснения (клиента) по его финансовой отчетности.
Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они были выявлены, оказываются в действительности на много хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела.

Таким образом, теряется драгоценное время. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.
Во избежание этого банки делают периодические независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем ,чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляет незамеченные проблемные кредиты.

В процессе эффективного управления кредитными рисками, первой , кто выявит проблемный кредит является система внутреннего контроля банка. Многие банки ставят своей целью внутреннее выявление проблемных кредитов и применяет санкции к кредитующим сотрудникам, если проблемы с кредитами были замечены кем-то другим.

Как сказал руководитель кредитного отдела одного крупного банка: "Мы ожидаем достижения 100%-й вероятности выявления проблемного кредита".
Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставление информации в течении определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.

Например, если клиент обвиняет в задержках своих аудиторов, то значит, существуют разногласия между ним и аудиторами о том, как следует отразить ту или иную статью в балансе или как следует использовать те или иные методы учета. Если эти разногласия сохранятся, то аудиторы могут дать свое квалифицированное заключение.



Из-за этого компания может поменять своих аудиторов на других - более гибких, что также будет являться признаком надвигающихся проблем.
Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента.

В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.

Но сотрудники банка должны уметь понять, когда клиент злоупотребляет своим правом на неразглашение определенной информации. Кредитующие сотрудники должны произвести тщательную оценку ситуации и определить, стоит ли банку настаивать на получении той или иной информации.

Разумеется, любые нарушения условий кредитного договора должны быть тщательно расследованы. Особенно существенными являются нарушения запретительных оговорок, ограничивающих объемы дополнительных заемных средств.
Финансовые признаки проблемного кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать.

Финансовые признаки проблемного кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут "вечнозелеными". Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.

Заемщик может использовать краткосрочный кредит на закупку основных средств либо из-за плохого финансового планирования, либо из-за недоступности долгосрочных кредитов - эта ситуация нередка в развивающихся странах. Причины несоответствующего использования должны быть расследованы.
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Ранее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии.

Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами.

У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентноспособность, потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:

  1. проанализировать проблемы заемщика;
  2. проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или с руководством;
  3. рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
  4. собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
  5. ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
  6. рассмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
  7. изучить возможность получения обеспечения (в случае. Если кредит необеспечен);
  8. выработать план корректирующих мер.


Наилучшим источником информации является сам заемщик. Но обычно за информацией следует обращаться и к другим источникам: к другим банкам, к поставщикам и к основным покупателям продукции.

Сбор и трактовка этой информации должны помочь выявить проблемы и степень их сложности. После завершения этого процесса можно переходить к определению следующих шагов и выработке плана. На первом этапе выработке плана необходимо определить, кто будет им руководить.

Некоторые банки считают, что руководитель этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк. Другие банки создают для этого независимые отделы. Которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешает существующие взаимоотношения с клиентом.

Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того. личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким.

С другой стороны. Сотрудники отдела безопасности банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает.

Обычно, банки передают в специальный отдел лишь наиболее проблемные кредиты, т.е. те кредиты, по которым банк решил добиваться ликвидации активов, и тем заемщикам, с которыми банк в будущем работать не собирается. Например, один банк основывал полностью свои решения на желании или нежелании поддерживать отношения в будущем. Если заемщик - компания, с которой банк не собирается поддерживать отношения в будущем, то проблемный кредит передается в специальный отдел банка с передачей ему права "действовать без ограничений".

Однако методы работы с проблемными кредитами зависят от многих факторов. В тех странах, где большинство предприятий, а, следовательно, и банков будут перестраиваться, представляется более практичным сгруппировать редких специалистов в области работы с проблемными кредитами в специальный отдел, который бы занимался этими предприятиями.

36 В этих обстоятельствах банку проще сразу изменить свою структуру один раз с тем. чтобы потом не пришлось затягивать процесс работы с проблемными кредитами.
Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет.

С юридической точки зрения, совет - это рекомендация, предоставляемая баком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.
Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

  1. разработка программы изменения структуры задолженности;
  2. получение дополнительной документации и гарантий;
  3. удержание дополнительного обеспечения;
  4. вложение дополнительных средств;
  5. продажа обеспечения;
  6. продажа прочих активов;
  7. обращение к гарантам;
  8. организация совместного товарищества и вложение капитала;
  9. работа с руководством по выявлению проблем и поиску их решений;
  10. разработка программ сокращения расходов;
  11. продажа компании третьей стороне;
  12. замена руководства;
  13. назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени банка;
  14. увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
  15. реорганизация компании (вне суда);
  16. организация финансовой помощи со стороны другого финансового института;
  17. получение правительственных гарантий с получением средства из бюджета для обслуживания долга;
  18. принятие юридических мер, таких как официальное обращение к гаранту и продажа залога, если кредит находится на последней стадии ухудшения;
  19. оформление документов о банкротстве;


Содержание раздела