d9e5a92d

Доллан Д. - Банковское дело и инструменты кредитно-денежной политики Банка России

При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношени- ями . Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли: 1. Развитая структура коммерческих банков управляет систе- мой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство ком- мерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов.

При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необ- ходимости в эффективно действующей платежной системе. Произ- водство и товарообмен между предприятиями определялись го- сударственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фик- сированным ценам.

В экономике, связанной рыночными отношения- ми, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлаженно работающей банковской системы.
2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки нап- равляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут спо- собы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов.

Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваиать новые рынки без привлечения иностранного капитала. 3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно- денежной политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и уме- ренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом спучае рыночные отношения воздействуют на экономическую систе- му самым эффективным и выгодным образом.

Задача кредитно-де- нежной политики сводится еще и к обеспечению, по-воз- можности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального ного объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кре- дитно-денежной политики.

Банковская система Российской Федерации.


Причины централизации и регулирования банковской системы.
Мировой опыт прошлых десятелетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государс- твенного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху.

В данный момент у нас происходит уста- новление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институ- тов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государс- тва, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется опре- деленным правилам игры, установленным государством для эф- фективной его работы на финансовом рынке.

Децентрализация бан- ковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляцион- ные проблемы. Увеличение инфляции в конечном счете может при- вести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду производс- тва. Недостаток денег может затормозить рост экономики, пре- пятствуя должному подъему производства и обмену товаров и ус- луг.

Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегу- лируемая банковская система вряд ли способна обеспечить долж- ное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

Тенденция развития банковской системы.


Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной спо- собности денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборо- том при переходе к рыночной экономике. Начало формированию ме- ханизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэко- номбанк).



Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммер- ческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основе. Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась моно- полией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прик- репление клиентуры к банкам.

Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кре- дитный планы. Не создавались предпосылки для формирования фи- нансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, цен- ных бумаг, валютного рынка, в общем здорового западного рынка). Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковс- кой системы. Действительно, созданная в административном поряд- ке система специализированных банков вскоре показала свою не- эффективность.

Но в то время о другой трансформации монобан- ковской структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в резуль- тате обособления от Госбанка государственных специализирован- ных банков.

Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия). Появление системы специализированных банков дало импульс к возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе, количество которых быстро увеличи- валось. Их появление изменило ситуацию в банковской системе.

Клиенты получили право выбирать банк, таким образом, было по- ложено начало конкуренции между банками. Начался стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих банков с принятием банковских законодательных ак- тов получила правовой статус можно говорить о существовании в настоящее время двухуровневой банковской системы.

Нижний уро- вень ее образуют коммерческие банки, а вершину составляет Цент- ральный Банк. С распадом Союза в 1991 году, Центральный Банк России остался единственным из центральных банковских учрежде- ний бывшего СССР.

Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России. Специализированные банки распались и стали ак- ционерными. Пример становления коммерческого банка можно показать на Промстройбанке. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении почти 70 лет.

В ноября 1991 года состоялось собра- ние учредителей Акционерного инвестиционно-коммерческого бан- ка, ставшего правоприемником Промстройбанка и сохранившего наи- менование Промстройбанк. Сейчас Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать многомиллионные кредиты.

Преобразование сберегательных касс в Сбербанк России.


Банковская реформа 1987 года преобразовала государствен- ные трудовые сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специа- лизированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал, что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки.

Следующим шагом к независи- мости стало принятое в июле 1990 года постановление Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский републиканский банк Сбербанка СССР был обявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет Закона РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР в декабре 1990 года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк, контрольным пакетом которого владеет Банк России.

Став коммерческим, Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области соверше- ния депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых опера- ций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства,га- рантии и иные обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается умеренных процентов.

Сбербанк - единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством.

Центральный Банк Российской Федерации.


.Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмис- сионным банкам других стран. В качестве своей основной функ- ции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денеж- ную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и уп- равления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необхо- димого количества денег. Банк России начал свое существование с принятием закона О Банке России в декабре 1990 года.

Он независим от распоря- дительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законо- дательным актом. Банк России экономически самостоятелен,то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руко- водствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучше- ния состояния экономики в целом. Банк России является банком банков, он предоставляет кредиты и приниает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумаж- ных денег.

Такую функцию другие банки в РФ не имеет. Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.

Председатель назначается сроком на 5 лет и освобож- дается от должности Верховным Советом РСФСР. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директо- ров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделе- ний по всей стране. Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществ- ляется Банком России путем определения норм обязательных резер- вов, учетных ставок по кредитам, предоставляемым банкам, уста- новлением экономических нормативов для банков, проведением опе- раций с ценными бумагами.

Банк России, как агент правительст- ва, управляет правительственными депозитами. Почти все прави- тельственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся в обращении, проводя ту или иную кре- дитно-денежную политику.

Функции Банка России, в общем,сводятся к 4 пунктам. 1. Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются резервами (по ним не уплачивается проценты).

Регули- рование процента резервов имеет стратегическое значение в про- ведении кредитно-денежной политики. 2.Банк России выступает в качестве фискального агента прави- тельства.

3.Банк России осуществляет контроль за деятельностью бан- ков, чтобы выявить сомнительные операции и мошенничество. 4.Банк России регулирует предложение денег в интересах эко- номики в целом.

Банковская система Российской Федерации.


Российскую банковскую систему образуют Банк России,Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций. Стержнем нашей банковской системы являет- ся Банк России.

Банк Внешней торговли осуществляет внешнеэко- номическую деятельность и совершает операции в иностранной ва- люте. Внешторгбанк является акционерным, контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России.

Сбербанк также является акционерным, и контрольным пакетом акций банка владеет Банк России. По закону государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сбер- банку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (вклад до востребования). Это главное отличие Сбербанка от коммерческих банков.

Сбербанк выполняет почти все те же операции с денежны- ми фондами, что и коммерческие банки. Сбербанк и коммерческие банки хранят денежные вклады предприятий и населения, предос- тавляют юридическим и частным лицам ссуды и, тем самым, увели- чивают предложение денег в экономике. Коммерческие банки в Российской банковской системе играют исполнительную роль.

Посредством коммерческих банков Банк Рос- сии претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Банк России может на основании зако- на отобрать лицензию у банка - это действует как решение о ликвидации банка. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее пределами филиалы. Банки могут образовывать бан- ковские союзы, межбанковские объединения, ассоциации.

Запреща- ется только использовать эти и другие объединения для достиже- ния соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле. Широ- кое распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для то- го, чтобы осуществлять полный контроль над ними.

Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках про- цесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости кредит от этих банков.

Большей своей частью коммерческие банки являются акцио- нерными (имеется незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращяются на рынке ценных бумаг наряду с ценными бу- магами промышленных предприятий. Российская банковская система является двухуровневой.

Первый и ведущий уровень - Банк России. Второй- исполнительный - все остальные банки РФ.

Все банки должны держать свои обязательные резервы в Банке России, так как основная часть активов банка - это бессрочные вклады, подлежащие изъятию по первому требованию вкладчиков, то определенный процент активов должен храниться в резервах, в высоколиквидной форме. Деятель- ность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организа- циями.

Минусы банковской системы России


В настоящее время основной проблемой является преобладание государственной собственности на банки. До 80 % уставных фондов коммерческих банков составляют вклады государственных предприятий, которые являются скрытой государственной собс- твенностью. Основным учредителем Сбербанка РФ и Внешторг- банка России является Банк России, который находится в исклю- чительной государственной собственности.

В банковском деле запрещена муниципальная собственность. Очень низка доля коопе- ративной собственности и вкладов мелких акционеров. Чрезмерно высоки вложения в уставные фонды банков со стороны крупных юридических лиц.

Наблюдаются лишь единичные случаи иностранной и совместной собственности. Банк России находится в федеральной собственности.

Миро- вая практика показывает, что в собственности на Центральный Банк могут принимать, кроме государства, и другие стороны. Банк России имеет излишнюю сеть низовых учреждений. В западных странах количество отделений Ценрального Банка составляет нич- тожно малый процет по сравнению с количеством кредитных учреж- дений.

Многие коммерческие банки в России, по существу, таковыми не являются. Они недокапитализированы, часть их не выполняет минимимального набора операций, необходимого в международной практике, чтобы считаться банком. Кроме того, большая их часть находится в плачевном финансовом состоянии и плохо регулирует- ся. Не проведено разделение банков и небанковских кредитных учреждений.

Для современной российской экономики должна быть выбрана агрессивная модель поведения банка. Агрессивний банк - обычно универсальный, имеет тесные связи с предприятиями и выполняет нетрадиционные банковские операции, ускоряя становление новых рынков. В западных странах плотность банковской сети гораздо вы- ше, чем в России, где во многом сохранилась монобанковская структура.

Отсутствует альтернатива у клиентов: один банк или его филиал - один административный район. Особенно низка плот- ность банковской сети в развивающихся восточных и северных ра- йонах России.

Банковское дело в России.


Когда плановая экономика переходит к экономике, связанной рыночными отношениями, меняются все структуры, мало-мальски от- носящиеся к финансовым институтам. Банковская инфраструктура также изменяется и приспосабливается к экономике рыночного ти- па.

Однако, далеко не все сферы деятельности закон рынка под- чиняет себе. В нашей банковской системе остается много старых принципов работы, подлежащих изменению при рыночных способах ведения хозяйства.

Наши банки не выполняют множество банковс- ких операций, считающихся естественными в экономике, связанной рыночными отношениями. В России по-прежнему находится на до- вольно низком уровне использование чеков в банковских операци- ях.

Дальнейшее развитие банковской инфраструктуры в нашей стране приведет к возникновению банковской системы западного образца со всеми вытекающими отсюда последствиями. Банковские институты и инструменты кредитно-денежной политики разных западных стран удивительно похожи друг на друга. Это можно объяснить общим для всех стран принципом свободной торговли и рыночных отношений.

Многие банковские функции и операции еще не работают у нас в стране, но они ра- ботают в экономике рыночного типа, тенденция становления кото- рой уже заложена в банковской системе России.

Отдельный банк в банковской системе.


Балансовый отчет банка.
Характеристикой финансового положения в некоторый конк- ретный момент времени является балансовй отчет. Балансовый отчет - определенное расположение бухгалтерской информации о состоянии дел банка между активами (кредит) с левой стороны отчета и пассивами (дебет) и собственным капиталом предприятия с правой стороны отчета (Деньги... Эдвин Дж.

Долан и дру- гие. Москва - Санкт-Пербург 1993 стр.86). Балансовый отчет не- обходим в организации управления банковскими ресурсами для достижения прибыльности, платежеспособности и ликвидности бан- ка. Управление активами и пассивами иначе называют управление портфелем банка.

Банк, предоставляющий слишком много рискован- ных ссуд или оказывающийся не в состоянии обеспечить необходи- мую ликвидность, может оказаться неплатежеспособным, то есть его пассивы будут превосходить его активы. Активы банка - это кассовая наличность, банковские депозиты, ценные бумаги, ссу- ды, недвижимость и другие ресурсы, которыми владеет банк. Пас- сивы банка - это требования выставленные банку (обязательства банка), исключая требования самого владельца акций банка.

В графу пассивы также еще заноситься сумма собственного капитала банка, поскольку совокупные активы и пассивы в балансовом от- чете должны быть уравновешены. Так как собственный капитал банка это величина, на которую активы превосходят пассивы, то для равновесия балансового отчета в графу пассивы добавляется сумма собственного капитала, если совокупные активы превосхо- дят пассивы, то этот банк является платежеспособным банком.

Неплатежеспособный банк - банк, у которого пассивы (обязатель- ства) превышают его активы. Такой банк может иметь нулевой или даже отрицательный собственный капитал.

Для того, чтобы было удобнее учитывать и рассматривать банковские операции, применяется упрощенный балансовый отчет, называемый Т-счет. В Т-счет заносятся изменения, последовавшие после той или иной банковской операции, взаимно балансирующие друг друга.

Ликвидные активы (нессудные активы).


Обычно в первой строке балансового отчета под активами пишутся ликвидные активы, не приносящие процентов: это кассо- вая наличность, резервный счет в Центраньном Банке (Банк Рос- сии) и счета в банках-корреспондентах. Банк обязан всегда иметь кассовую наличность, так как он должен погасить чек, выписанный по текущим вкладам, по первому требованию вкладчика. Для оплаты требований по сберегательным и срочным вкладам также нужна наличность. Ввиду того, что сумма наличных денег, поступающих ежедневно на вклады примерно рав- няется сумме изъятия, то банк может обойтись сравнительно не- большим объемом наличности.

Но если изъятие будет больше чем поступление, то банк может пополнить запасы наличности, сняв их с резервного счета в Центральном Банке. И наоборот, избыток наличности банк может положить на депозит в Центральном Банке.

Банки не стремяться держать много наличности из-за того, что это требует дополнительных помещений и из-за легкости, с кото- рой они могут быть украдены. Кассовая наличность по закону считается банковскими резервами и входит в процент обязатель- ных резервов. Резервный счет в Центральном Банке выполняет функцию обя- зательных резервов.

В соответствии с законом банки обязаны держать в резервах суммы, равные определенной доле их депози- тов. Эти активы называются банковскими резервами, которые иг- рают решающую роль при производстве депозитов через ссуды.

За- кон требует держать определенный процент от депозитов в бан- ковских резервах. Банк может выдавать ссуду, создающую депо- зит, только тогда, когда он является держателем денежных средств (избыточные резервы), превышаюших указанные резервные требования. Банк России установил в 1992 году для всех банков норму обязательных резервов в 20 процентов. Обязательные ре- зервы - это есть как раз тот процент от банковских депозитов, которые получены от предприятий и частных лиц, и которые долж- ны содержаться в форме кассовой наличности или в виде депози- тов на корреспондентском счету в Банке России.

Обязательные ре- зервы определяются по следующей формуле: 1обязательные резервы 1= резервная норма * обязательства банка по вкладам. 0Обязатель- ные резервы нужны для погашения чеков клиентов, выписанных на их расчетный счет.

Клиенты вкладывают свои деньги в банк, но все они в одно и тоже время не придут за своими деньгами. И, для того, чтобы удовлетворить требования небольшого числа кли- ентов существуют избыточные резервы (кассовая наличность). По- мимо обязательных резервов существуют избыточные резервы, то есть банковские резервы, превышающие количество обязательных резервов, требуемых по закону. 1Избыточные резервы = фактичес- 1кие резервы - обязательные резервы.

0Фактические резервы - денжные резервы, полученные от вкладчиков, которыми владеет в данное время банк. На избыточные резервы банк может выдавать ссуды и получать с них процентный доход.

Поэтому банки обычно стараются ограничить размеры своих обязательных резервов до допустимой величины, так как депозиты в Центральном Банке не приносят процентов. Банки-корреспонденты представляют собой неформальную сеть сотрудничающих между собой банков. Банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, открывая депозитные счета друг у друга.

Корреспондентские отношения с другими банками дают банку ряд преимуществ - заемные средства в критических ситуациях и быстрая инкассация чеков и других платежных доку- ментов. Главным аспектом управления портфелем банка является не- обходимость постоянного балансирования между прибылью и лик- видностью. Обязательные резервы в Банке России большей частью не пригодны для покрытия непредвиденных расходов, таких, нап- ример, как неожиданное массовое изъятие депозитов.

Кассовая наличность обычно не очень велика по размерам. Однако банк мо- жет позволить своей кассовой наличности и депозитам в Банке России в крайнем случае опуститься ниже обязательного уровня, но он должен быстро пополнить свои резервы.

Это можно сделать двумя способами: путем привлечения вторичных резервов или пу- тем заема у другого банка или у Банка России.



Содержание раздела