d9e5a92d

Это разновидность ультиматума.


Диалог требует упорства. После каждой неудачной попытки его надо возобновлять. Если противник уклоняется или отказывается от переговоров, его следует “провоцировать” на вступление в них.

Когда трудно договориться напрямую, ищите посредника, чей моральный авторитет для каждой из спорящих сторон непререкаем. Но если все подобные маневры кончаются ничем, переходите к использованию “тяжелых орудий”.

* * *

Говоря о “тяжелых орудиях” ненасилия, мы имеем в виду прямое действие, пост, несотрудничество и гражданское неповиновение.
Если диалог протекает в сфере частного общения, то прямое действие разворачивается в сфере публичной. На этом этапе все, что сказано во время диалога, подкрепляется поступками, символическими жестами, демонстрациями. Эти акции наглядно указывают на факты несправедливости, привлекают к этим, как правило, малоизвестным фактам общественное внимание.

Цель подобных действий - морально и политически воздействовать на лиц и группы, ответственные за несправедливость, пробудить в различных социальных слоях чувство солидарности с пострадавшими, помочь самим жертвам - во многих случаях представителям бедноты, лишенной прав и привилегий, - наладить партнерство, консолидироваться, ощутить свою силу и значимость.
Формы прямого действия самые разнообразные - от публикаций в прессе (впрочем, не всегда возможных), раздачи листовок прохожим, расклеивания афиш и расписывания стен до ночных бдений, молчаливых шествий, сидячих забастовок, религиозных процессий и богослужений под открытым небом, представлений уличного театра.
По ходу прямого действия важно войти в контакт с пассивными наблюдателями, чтобы вовлечь их в борьбу. Сообщать о конкретных фактах несправедливости лучше всего при помощи простых, но наглядных приемов и средств. Так, крестьяне-овцеводы из французской деревни Ларзак, возражавшие против расширения территории военной базы за счет пастбищных угодий, проделали вместе со своими животными путь в 700 километров и привезли их пастись в Париж, в сквер под Эйфелевой башней. В колумбийском городе Медельин жительницы одного из неблагоустроенных районов, требовавшие, чтобы туда провели водопровод, явились с детьми на центральную площадь, где бил большой фонтан, и вымыли детей водой из луж, разлившихся рядом.

Эта демонстрация вызвала общественный резонанс, пробудила сочувствие и солидарность у представительниц среднего класса и в конечном счете помогла решить проблему.
От начала до конца прямое действие должно сохранять ненасильственный характер. Наши устремления должны проявляться в выражениях лиц, в жестах и позах, в подборе слов и выражений, использованных в листовках и трансорантах, в мирной тональности бесед и высокой дисциплине. Несправедливость, против которой мы протестуем, должна быть представлена по возможности объективно, а мы должны всем своим поведением приглашать к решению той проблемы, на существование которой указываем.
Каждое прямое действие должно быть тщательно спланировано, включая четкое определение времени его начала, места, продолжительности и последовательности событий. Следует предусмотреть возможный рост напряженности как в отношении к участникам со стороны окружающих, так и между самими участниками, возможность появления среди них провокаторов насилия. Если планируется большая демонстрация, надо назначить ответственных за порядок и сделать так, чтобы они были легко различимы в толпе.

Поскольку не исключены противостояния с враждебно настроенными оппонентами или полицейскими силами, участники должны заранее настроиться на дискуссии в примиряющем тоне и добровольно принять возможные последствия акции - насмешки, осуждения, потерю профессиональной репутации, арест. Пост и молитва в группе, прибегающей к прямому действию, укрепят дух участников.
В прямых действиях участвуют лишь те, кто добровольно поддержал все решения, принятые при подготовке акции. Тем, кто не готов принять все ее возможные последствия, лучше воздержаться от участия вплоть до момента, когда они почувствуют себя более уверенно.
Не слишком значительные по масштабу, но хорошо продуманные прямые действия предпочтительней, чем акции с большой массой неподготовленных людей. Ненасилие должно быть сознательным, живым, органичным. Новичкам, присоединившимся к уже начавшейся кампании, надо обеспечить постоянное обучение.


По завершении акции и независимо от того, была она успешной или нет, необходимо подвести ее итоги и дать ей оценку. Осознание ошибок и недостатков поможет нам действовать лучше в следующий раз, найти новые и более эффективные способы действий.
Точно так же, как содержательный диалог завязывается благодаря слову правды, результативность прямых действий зависит от правды, которую они несут людям, от объективной позиции участников. И более всего - от личного свидетельства о правде, проявляющегося в том, что активисты ненасилия ведут себя стойко и последовательно, не страшась расплаты за преданность убеждениям.

* * *

Пост в рамках ненасильственных действий - это прежде всего очищающий пост. Его цель - преображение самого постящегося и той группы, к которой он причисляет себя. Так постился Христос за сорок дней до начала великой Революции Любви.
Активисты ненасильственных действий - будь то христиане, буддисты или мусульмане - постятся, настраивая себя на предстоящую борьбу, откликаясь на кризисную ситуацию внутри самого ненасильственного движения, а также в случаях, когда для пробуждения совести неуступчивого оппонента требуются особые усилия. Точно измерить эффективность этого средства вряд ли возможно. Тот, кто его применяет, делает это с верой в освобождающее действие Божественного начала внутри каждого из нас и всего рода человеческого.
Существует и такая разновидность поста, как голодовка по политическим мотивам, сопутствующая прямым действиям - демонстрациям, переговорам, акциям солидарности. Ее задача - не столько самоочищение постящегося, сколько морально-политическая апелляция к общественному мнению (в том числе международному), указание на серьезность сложившейся ситуации.
Что не имеет никакого отношения к ненасилию и его освободительным целям, так это голодовка-шантаж с угрозой уморить себя до смерти, если не будут выполнены те или иные, подчас весьма сомнительные требования. На эту изощренную форму насилия власти обычно отвечают опять-таки насилием (включая принудительное кормление). Голодовки этого рода не только не прерывают спираль насилия, но раскручивают ее дальше.

Поэтому им нет места в ненасильственной борьбе.

* * *

В ситуации, когда все перечисленные выше приемы испробованы, не принеся желаемых результатов, наступает черед самых мощных из “тяжелых орудий” ненасильственной борьбы. Таковыми являются несотрудничество с властями и гражданское неповиновение.
Их смысл - в коллективном отказе подчиняться порядкам и установлениям, попирающим права человека, а также в готовности принять последствия своего выбора. Это разновидность ультиматума. От сотрудничества с несправедливым режимом отказываются, чтобы сделать невозможным его дальнейшее существование.
Неповиновение выражается в таких формах, как локальные забастовки; занятие протестующими определенных территорий или учреждений, городских кварталов и магистралей; приостановка уличного движения; бойкот определенных категорий товаров; отказ по идейным соображениям от службы в армии, от работы в военной промышленности; прекращение налоговых выплат; иммобилизация банковской системы, и наконец, всеобщая забастовка, парализующая всю страну.
Когда на войне одна из сторон пытается нанести сокрушительное поражение другой и навязать ей свои условия, подобный эффект достигается ценою неисчислимых человеческих жертв, попрания духовных и культурных ценностей, хозяйственной разрухи. ИспользованPе “тяжелых орудий” ненасилия также ведет к параличу системы, творящей несправедливость - с той разницей, что активисты ненасильственной борьбы не отнимают ничьих жизней и не уничтожают средств производства. Более того, даже на этом этапе не отвергаются переговоры и диалог с оппонентами, а для поддержки наиболее уязвимых групп населения - больных, детей, стариков - принимаются специальные меры.
Кампании несотрудничества и гражданского неповиновения разворачиваются там, где народу приходится особенно тяжко. Им предшествует интенсивная подготовка, они опираются на ширящуюся солидарность с протестами против насилия и проникнуты духом жертвенности - духом, выражающим ту степень любви к человеку и людям, которая связана с готовностью отдать за них собственную жизнь.
Под влиянием массовых выступлений протеста социальная база власти резко сужается, и настает момент, когда малочисленной, изолированной правящей группировке остается лишь уступить народным требованиям.
До сих пор “тяжелые орудия” ненасильственной борьбы пускались в ход нечасто. Серьезные научные исследования этого предмета еще впереди. Тем не менее можно сослаться на некоторые исторические примеры.

Это, в частности, борьба венгров за автономию в рамках империи Габсбургов в 1859-1867 годах; всеобщая забастовка испанцев в период первой мировой войны с целью предотвратить участие их страны в боевых действиях; свержение режима генерала Банцера в Боливии (1979 г.), а также кампании, возглавлявшиеся Ганди в борьбе за независимость Индии и Мартином Лютером Кингом - в борьбе за права негритянского населения Соединенных Штатов.



Содержание раздела