d9e5a92d

Медомолкина Л. - Японские «донки»: смотрины, не вызывающие беспокойства

Долгое время японские банки не торопились внедряться в Россию. Ситуация стала меняться.

Но пока конкуренции с их стороны отечественные банкиры не опасаются.
Европейские банки в последние два-три года активно плодят в России собствен ных дочек, либо создавая свой бизнес с нуля, либо покупая мест ные банки. В шЛИЧИе ш европейцев, японские банки на протяжении долгих лет демонстрировали в отношении России неторопливость и осторожность.

Несмотря на то, что первый японский банк -Michinoku - начал работу здесь еще в конце 1990-х годов, вплоть до конца нынешнего лета он оставался единственной японской дочкой. Только сейчас, видимо, окончательно созрев для выхода на российский рынок, банки Японии активизировались, и уже в ближайшее время их присутствие в нашей стране может значительно увеличиться.

Они уже здесь!

Одним из первых о своем желании выйти на российский рынок заявил банк Mitsui Sumitomo, который в августе 2005 г. открыл представительство в Москве для обора информации о российском рынке. Мы пока не рассматриваем возможность открытия в России до-черней компании, хотя и считаем этот рынок перспективным


Ihc Michinoku Bonk (МИСВ) u Mizuho Corporate Bank заключили coowuteme о пр?об ftctmuuu MHCB 100% выпущенных иобрепщп?-шихся акции гМичиноку банк (Москва)*, который является дочерним банком The Michinoku Bank. В аммниении еовор?тса, пню *МНСВ расширяет свое присутствие в России Дм дальнейшем развития бизнеса и поддержки корпоративных японских клиентов, которые занимаются бизнесом но территории РФ*.

Сумма сделки составит оком 7 млрд иен (S5B.5 мян).
Японские банки очень осторожны и чаще всего выходят уже под конкретный проект, в котором участвует японский бизнес.
гообешаюшим, - заявляли тогда представители Mitsui, добавляя, что намерены работать с японскими торговыми и автомобильными фирмами после того, как лучше узнают местный рынок и экономическую и политическую ситуацию.
Второй по величине японский банк Mizuho Corporate Bank в августе 2006 г. также объявил о намерениях заняться розничным кредитованием в России. По словам его гендиректора Хироси Сэйто, в планах Mizuho - покупка российского бизнеса банка Michinoku.
Пока руководители Mitsui Sumitomo и Mizuho лишь планировали свой приход в Россию, их опередил Batik of Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd., который в августе этого года получил банковскую лицензию от Центрального банка РФ и начал работу в России. Впрочем, о работе пока речь не идет: процесс формирования команды банка только начался.
Крупнейший на сегодня японский Bank of Tokyo-Mitsubishi образован десять лет назад в результате слияния Bank of Tokyo и Mitsubishi Bank. Путем еше одного слияния - Mitsubishi Tokyo Financial Group Inc. и UFJ Holdings Inc.- с 1 января 2006 г. был образован Bank of Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd. В результате объединения банк вышел на первое место в мире по размеру суммарных активов ($1.71 трлн.).

Имеет 366 отделений в Японии и 81 филиал за рубежом. В 1992 г. было открыто представительство в Москве, а через два года совет директоров Bank of Tokyo-Mitsubishi принял решение об учреждении российской дочки.

Руководство пока не раскрывает своих планов

Руководство российской дочки Batik of Tokyo-Mitsubishi пока никак не раскрывает своих планов относительно работы в России. Однако еще до получения лицензии глава российского представительства Bank of Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd. Тору Синагава заявлял, что в первые годы в России банк сосредоточится на работе с корпоративными клиентами преимущественно из числа японских компаний, которые уже работают на российском рынке или собираются выходить на него.

Пока нам не интересно работать с физическими лицами, даже в области кредитования, - подчеркнул он.
Как считают аналитики, интерес японских банков к российскому рынку вполне оправдан. Японский капитал не хочет упустить очень привлекательный для себя рынок.

Иностранцев привлекает высокий потенциал целого ряда отраслей, в первую очередь - металлургии и нефтедобычи.
По мнению ряда банкиров, японские банки будут осваивать и розничный рынок. Одни считают, что дочки Страны восходящего солнца больше всего заинтересуются ритэйлом: в этом сегменте рост идет гораздо быстрее, чем в остальных. Другие полагают, что основной упор будет сделан на ипотеку и автокредитование, где у японских банков есть все шансы на успех. Если в Японии ставки по кредитам составляют 1.5-2%, то в России - от 13-15% и выше.

Такая прибыль, безусловно, делает привлекательным наш рынок для японских банков.
В то же время японские банки очень осторожны и, как отмечают банкиры. Чаще Всего выходят уже под конкретный проект, в котором участвует японский бизнес.

Поэтому возможно, что Bank of Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd. сначала сконцентрируется на автомобильном бизнесе - строительстве завода Toyota, а уж затем займется и ав-токредитова нием.

Сконцентрируются на узком сегменте


Говоря о развитии розницы, следует учитывать наличие разных подходов иностранных и российских банков к заемщикам и оценке рисков, из-за чего могут возникнуть серьезные проблемы. Первым в такой ситуации оказался австрийский Райффайзенбанк, купивший Импексбанк. Жесткие требования к заемщикам после слияния вылились в потерю значительной части клиентской базы. В России немало специфических особенностей в работе с малым бизнесом, как, впрочем, и с крупными корпоративными клиентами.

Большинство компаний работают по серым схемам, поэтому пока неизвестно, пойдут ли на изменение своих довольно жестких подходов к клиентам японские банки. Совершенно не исключено, что 99% российских компаний японские банки не будут кредитовать в силу непрозрачности отечесгвеных структур.

Так что, скорее всего, и Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd., и другие японские банки сконцентрируются на узком сегменте корпоративных клиентов.
Видимо, зная осторожность и неторопливость японских банков
при выходе на новые рынки, российские банкиры совершенно не опасаются конкуренции с их стороны. Большинство из них считают, что выход даже такого крупного японского банка, как Tokyo-Mitsubishi UFG Ltd., не окажет никакого влияния на рынок.

Если в Европе и США они активно продвигают широкий спектр продуктов, то здесь они могут открыть свою дочку под операции трехпяти японских компаний. Мы на это смотрим спокойно, утверждают банкиры



Содержание раздела