d9e5a92d

Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения.

Основной метод регулирования денежного оборота, используемый центральным банком, - проведение им кредитных, инвестиционных и валютных операций. Центральный банк полностью определяет величину денежной массы М0, создавая деньги и изымая их из обращения непосредственно в ходе своих операций. В условиях относительно стабильного оснащения расчетов, действенности установленных для коммерческих банков нормативных показателей между величинами М0, М1 и М2 прослеживается довольно высокая корреляционная связь. Это позволяет центральным банкам контролировать любой из показателей денежной массы посредством изменения денежного агрегата М0.

Тем самым центральные банки полностью контролируют объем денежной массы в обращении, оперативно регулируя ее величину в зависимости от целевой установки.
В различных странах и в различные периоды в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы.
Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М1 ассоциируется с масштабами покупательной способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М2 и М3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно.

В зависимости от того, какие цели преследует центральный банк, - только лишь снижение темпов инфляции или достижение экономического роста, для ориентира выбирается тот или иной денежный агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры на широкую денежную массу по большому кругу показателей.

Уже в начале 70-х гг. Банк Англии усилил внимание к контролю за денежным обращением как к средству макроэкономического регулирования. В 80-е гг. в связи с принятием имевшей антиинфляционную направленность Среднесрочной финансовой стратегии Банк Англии поставил перед собой задачи уменьшения объема денежной массы, а также последовательного сокращения государственных расходов, заимствований для покрытия дефицита госбюджета и уменьшения самого дефицита.

Решение столь неоднозначных задач потребовало и выбора адекватного денежного агрегата для таргетирования. Таковым был признан агрегат М3, содержащий все элементы, влияющие на развитие инфляционного процесса, и в то же время связанный с фискальной политикой посредством включения в него требований государственного сектора.
В Германии целевой ориентир устанавливается на более узкую денежную массу. В качестве денежного ориентира Бундесбанк избрал агрегат, который он назвал Центральные банковские деньги (ЦБД). Данный агрегат, приближающийся по своему качественному составу к М3, имеет некоторые особенности.

ЦБД включает в себя наличные деньги в обращении и минимальные резервы коммерческих банков, депонированные в центральном банке. Эти резервы калькулируются на базе разработанного коэффициента и отражают разные виды банковских обязательств по отношению к резидентам с учетом неодинаковой степени ликвидности различных видов депонентов.

Главным преимуществом использования ЦБД по сравнению с М3 является то, что центральный банк несет ответственность за увеличение денежной массы, а также имеет возможность проследить вклад самого Бундесбанка в создание денежной массы. Другим достоинством этого показателя является наличие необходимых статистических данных для расчета на ежедневной основе объема наличных денег и обязательных резервных требований коммерческих банков.
Наиболее узкая денежная масса определяется в Швейцарии. Первоначально Швейцарский национальный банк выбрал в качестве официального целевого ориентира денежный агрегат М1, но с 1981 г. перешел на использование нового целевого денежного агрегата Корректирующие деньги центрального банка (КДЦБ),представляющего собой среднемесячную величину, рассчитанную на основе ежедневных показателей денежной базы, с поправкой на транзитные колебания в банковских остатках.Агрегат находится под строгим контролем Швейцарского национального банка и очищается от случайных изменений, возникающих в результате внесения поправок банками в свои балансы.
В США долгое время в качестве целевого ориентира использовался денежный агрегат М1, который, по мнению Совета управляющих ФРС, наиболее точно характеризовал размеры денежной массы. В 1979 г. ФРС перешла к установлению целевого ориентира также для М2 и М3,а в 90-е гг. полностью отказалась от таргетирования М1.
Необходимость использования того или иного метода регулирования количества денег в обращении не подвергается сомнению ни в одной стране и у ведущих международных кредитно-финансовых организаций. Вместе с тем результаты установления целевых ориентиров на прирост денежной массы оцениваются неоднозначно, поскольку желаемой четкой корреляции между денежным регулированием и общими результатами развития экономики не прослеживается.



Тем не менее ведущее развитие страны намереваются и в дальнейшем прибегать к денежному таргетированию.

Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения.

Головной расчетно-кассовый центр является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России (ГУ ЦБ РФ по Томской области). Он создан решением Совета директоров Банка России.
Основной целью деятельности ГРКЦ ГУ ЦБР по Томской области, как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
Свою деятельность ГРКЦ осуществляет на основе федеральных законов, Положения и иных нормативных актов Банка России.
Взаимоотношения с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства и другими клиентами строятся на договорной основе.
Возглавляет ГРКЦ начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России (ГУ ЦБ РФ по Томской области) в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник ГРКЦ руководит деятельностью расчетно-кассового центра и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.
Штатное расписание ГРКЦ утверждено руководителем территориального учреждения Банка России с учетом рекомендованной Банком России структуры и схемы.
Руководители ГРКЦ и его структурных подразделений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России. Кроме того, они обязаны обеспечит сохранность сведений составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения.
ГРКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.
ГРКЦ обеспечивает ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормативными указаниями Банка России, осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами.
Организационная структура ГРКЦ ГУЦБ по Томской области.

Начальник ГРКЦ
Главная бухгалтерия Кредитный отдел
Касса Отдел МБР
Отдел обслуживания госбюджета
Отдел ведения корреспондентских счетов
АУР
Отдел кодирования авизо
Отдел последующего контроля

Основные функции ГРКЦ: 1. Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).
5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).
6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.
8. Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал по обслуживаемым клиентам ГРКЦ.
9. Установление предельных остатков денежной наличности в кассах обслуживаемых юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.
10. Составление на основании данных кредитных организаций, других юридических лиц календаря выдач денег на оплату труда и предоставление его в территориальное учреждение Банка России.
11. Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:
- в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;
- по его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов).
12. Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.
В рамках организации денежного обращения ГРКЦ устанавливает лимит остатка денежной наличности в кассах юридических лиц и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением, а также осуществляет контроль за ведением кассовых операций.
Кроме того, ГРКЦ на основе данных, получаемых от обслуживаемых кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам, кассовому исполнению федерального бюджета, остаткам средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов, финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, и др. и представляет ее Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации по Томской области.

Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом


Головной расчетно-кассовый центр ГУ ЦБ РФ по Томской области осуществляет обслуживание более 400 организации (данные на 01.01.2000г.), из них 380 организациям установлен лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организации представляют в ГРКЦ расчет по форме N 0408020 (прил.1). Ежегодно ГРКЦ принимает решение о расходовании организациями денежной выручки из кассы на основании письменных заявлений организаций и представленного расчета по вышеуказанной форме с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами.

В 1999 году разрешение на право расходования выручки из кассы получили 130 организаций.
Исходя из необходимости равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач денежной наличности организациям, Головной расчетно-кассовый центр ежегодно составляет календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (прил.2) на основании сведении организаций о размерах и сроках выплаты заработной платы.
В целях максимального привлечения наличных денег в кассу расчетно-кассового центра за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от организаций, ГРКЦ не реже одного раза в два года проверяет соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. За 1999 год расчетно-кассовым центром было проведено более 50 проверок бюджетных организаций.
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета организации в расчетно-кассовом центре наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы ГРКЦ. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы организации и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в расчетно-кассовый центр.
Входе проверки организации рассматривается:
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в кассе ГРКЦ. Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным расчетно-кассового центра по суммам и срокам.

При наличии расхождений между данными ГРКЦ и записями в кассовой книге организации выясняются причины.
Полнота сдачи денег в кассу расчетно-кассового центра. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в ГРКЦ, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк.

Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными расчетно-кассового центра и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
Соблюдение согласованных с ГРКЦ условий расхождения поступающих в кассу организации наличных денежных средств. На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу организации.
Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету Расчеты с подотчетными лицами), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.
Соблюдение установленного ГРКЦ лимита остатка наличных денег в кассе организации. Рассматривается соблюдение установленного расчетно-кассовым центром лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода.

Если лимит остатка кассы превышался, определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.
Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы организации, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежегодного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству организации по установлению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Материалы проверок оформляются Справкой о результатах проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью по форме 0408026 (прил. 3).

При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к организациям мер финансовой и административной ответственности за не соблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

Метод применяемый для прогнозирования налично-денежного оборота в Томской области


Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения, составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направления выдач наличных денег:

ПРИХОД

Поступления торговой выручки от продаж потребительских товаров независимо от каналов их реализации 02
Поступления выручки от реализации платных услуг населению 11
Поступления от реализации недвижимости 15
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 16
Поступления от предприятий Министерства связи Российской Федерации 17
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации 18
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 19
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг 20
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами 30
Прочие поступления 32

Итого по приходу символы 02 - 32

РАСХОД


Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера 40
Выдачи на стипендии 41
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера 42
Выдачи на закупки сельскохозяйственных продуктов 46
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений 50
Выдачи на другие цели 53
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 55
Выдачи кредитным организациям наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций. 57
Выдачи наличных денег со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 58
Выдачи подкреплений предприятиям Министерства связи Российской Федерации 59


Продолжение таблицы

Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг 60
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации 61

Итого по расходу символы 40 61
Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (форма N 202). Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (форма 202) или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий по форме 0408027.(прил.4)
Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются расчетно-кассовому центру, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.
Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.
В последующем свод указанных прогнозов по обслуживаемым кредитным организациям сообщается информационной службой территориального учреждения Банка России каждому расчетно-кассовому центру для использования в практической работе.
Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач (форма N 202) на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.
Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 дня до начала прогнозируемого квартала.
Сроки ежеквартальных прогнозных расчетов отражены на схеме 2.2

Сроки предоставления ежеквартальных прогнозных расчетов
Кредитные организации ЦБ РФ Расчетно-кассовые центры Главное управление ЦБ
За 14 дней За 7 дней За 3 дня


Для составления расчетов прогноза кассовых оборотов территориальными учреждениями Банка России используются: - прогнозные расчеты розничного товарооборота, включая общественное питание, территориальных органов регулирования торговли;
- фактические сведения территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике о розничном товарообороте и расходовании торговыми предприятиями наличных денег из выручки;
- отчетные данные предприятий Госкомсвязи России по поступлениям наличными деньгами подписной платы за периодические издания;
- сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы и выплатах социального характера;
- фактические сведения государственных налоговых инспекций о подоходном налоге с физических лиц;
- сведения государственных страховых фирм системы Росгосстраха и других страховых организаций о фактических выплатах по страхованию имущества граждан;
- сведения предприятий Госкомсвязи России о выплатах заработной платы своим работникам и объемах реализации услуг связи населению;
- фактические сведения региональных отделений фонда социального страхования Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другие;
- фактические сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовых пенсиях;
- прогнозные расчеты учреждений Сбербанка России о привлечении вкладов населения, объемах продаж облигаций займов, билетов лотерей, перечисления средств во вклады, поступлениях взносов от добровольных обществ, поступлениях от продажи сертификатов, погашении кредита, выплатах и погашениях по облигациям займов и лотерейным билетам, выплатах зарплаты своим работникам, получении денежных подкреплений от предприятий Госкомсвязи России или сдаче ими излишков.



Содержание раздела