d9e5a92d

Отсюда вытекает и другая причина.


Отсюда вытекает и другая причина. Создание ЭКЮ должно было освободить Европейскую систему от зависимости от колебания доллара и тотального экономического диктата США.
В отличие от СДР ЭКЮ имеет более широкую сферу применения. ЭКЮ используется не только в официальном, но и частном секторе. В частности, ЭКЮ выступает как валютная единица в совместных фондах и международных валютно-кредитных организациях; как валюта единых сельскохозяйственных цен, средство межгосударственных расчетов центральных банков-членов ЕС при проведении валютной интервенции и др. Частные (коммерческие) ЭКЮ используются как валюта еврооблигационных займов, банковских депозитов и кредитов.

Более 50 крупных международных организаций используют ЭКЮ при предоставлении кредитов.
С технической точки зрения ЭКЮ является валютной корзиной, включающей 11 европейских валют. Вес каждой валюты определяется в зависимости от доли, которой располагает государство-член в валовом национальном продукте ЕС и в экспорте внутри Союза. 1 ЭКЮ равен примерно 1,3 американских долл. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ частично обналичена золотом и долларами.

Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР. Так же как и СДР, ЭКЮ представлена в безналичной форме - как запись на счетах центральных (или коммерческих) банков при безналичных перечислениях по ним.
Европейская валютная система (ЕВС) как региональная валютная система является существенным элементом мировой валютной системы пост Бреттон-Вудского периода.
ЕВС действует с 1979 г. и включает три основных элемента: специальную европейскую единицу - ЭКЮ, механизм валютных курсов и интервенций, механизм кредитования.
Особый интерес представляет механизм валютных курсов и интервенций. Он базируется на двусторонних центральных курсах, по отношению к которым устанавливаются допустимые пределы колебаний. Удержание валют в этих пределах осуществляется с помощью валютных интервенций центральных банков. Колебания допустимы в размере ± 2,25%. Исключение составляет итальянская лира, колеблющаяся в пределах ± 6%.

На практике поддержание рыночных курсов в установленных границах осуществляется самим рынком, поскольку в случае падения курса какой-либо валюты до установленного предела естественным ее покупателем станет Центральный банк - эмитент данной валюты. Наряду с этими “пограничными интервенциями” проводят так называемые интервенции в границах допустимых колебаний, которые имеют две разновидности. Первая связана с операциями, проводимыми центральными банками (главным образом в долларах) на добровольной основе, как правило, при появлении опасности выхода курса валют
за допустимые пределы. Вторая разновидность “интервенции в гранцах допустимых колебаний”, проводимая на основе “индикатора отклонений”, дает возможность определить положение и динамику каждой валюты по отношению ко всем валютам Европейской валютной системы. Для этих целей сначала рассчитывается максимальная величина отклонения курса каждой валюты.

Она соответствует максимальной величине отклонения (в процентах) рыночного курса в ЭКЮ от центрального курса в ЭКЮ. “Индикатор отклонения” показывает, в какой степени курс валют приближается к максимальной величине такого отклонения. Если рассчитываемая таким образом величина составляет 75%, то считается, что валюта достигла опасной зоны и проводятся интервенции. Именно механизм “индикатора отклонения” стал важнейшим нововведением, позволившим впервые получить объективную основу для проведения консультаций между центральными банками ЕС.
Очень трудно оценить успех или неудачу ЕВС, существующей с 1979 г., не учитывая целей, которые поставили перед собой ее архитекторы: создать зону валютной стабильности внутри ЕВС и продолжать экономическую интеграцию стран-членов. Только тогда их центральные банки смогут принять ряд мер с целью достичь экономического объединения, необходимого для введения стабильных валютных курсов.
Иногда надо принимать коррективные меры для поддержания двусторонних валютных курсов внутри диапазонов их колебаний. Как только появляется угроза, что один из валютных курсов достигнет или выйдет за фиксированный для интервенции предел, заинтересованные центральные банки должны вмешиваться.


Если эти меры неэффективны, надо девальвировать валюту с понижательной тенденцией или ревальвировать валюту с повышательной тенденцией. Это ясно показывает ограниченную эффективность интервенций в случае разных темпов развития и расхождения экономических политик стран-членов.
Напротив, механизм кредитной помощи и фиксированные меры оказывают определенно лучшее стабилизирующее действие. В качестве примера можно привести изменение направляющих процентных ставок, сокращение государственных расходов или выравнивание обязательных ресурсов. Эти мероприятия всегда должны стремиться поддерживать внутреннюю стабильность валют-участниц (максимально сократить валютную позицию).
Что касается стабилизации валютных курсов, результаты ЕВС за первые годы своего существования превзошли ожидания. До начала 1981 г. коррективы центральных курсов вводились только для западногерманской марки (один раз) и для датской кроны (два раза). Кроме того, не пришлось проводить ни одной крупной операции для поддержания той или другой валюты. Однако в 1981-1983 гг. объем интервенций значительно увеличился и корректировки центральных курсов участились.

Несмотря ни на что, Европейская валютная система в течение почти 15 лет успешно справлялась с возложенными на нее функциями. Однако осенью 1992 г. она стала давать сбой. В течение года с сентября 1992 г. из ЕВС вышел английский фунт, а испанская песета и португальский эскудо были девальвированы.
Одна из главных причин этого - неспособность центральных банков указанных стран справляться со всевозрастающими атаками биржевых спекулянтов, игравших на понижение в расчете на девальвацию валют. В результате летом 1993 г. 5 из 8 входивших в систему ЕВС денежных единиц - французский и бельгийский франк, датская крона, песета и эскудо - упали до установленного для них нижнего предела. Центральными банками было принято решение о том, что не надо искусственно поддерживать свои валюты.

Они могут колебаться вокруг фиксированных курсов на 15% в ту или другую сторону. Центральные банки могут понижать учетные ставки, которые они сохраняли на высоком уровне с целью поддержания обменных курсов.
Дальнейший процесс функционирования и развития ЕВС тесно связан с осуществлением плана по валютному объединению Европы, созданию Европейского экономического союза. Этот план включает в себя:
1) осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ЕС;
2) учреждения центрального банка ЕС;
3) замену национальных валют единой валютой ЕС.
Замена национальных монет и купюр новыми европейскими денежными единицами ЕВРО произойдет на завершающем этапе создания Европейского валютного союза, ориентировочно в 2002-2003 гг. Новая единственная валюта поступит в наличное обращение. Соответствующие изменения будут вноситься в систему расчетов, осуществляющихся в национальной валюте. На первых порах (в течение 6 месяцев) новая валюта будет в ходу одновременно с национальными валютами.

В конце периода национальные деньги, согласно плану, “утратят статус платежного средства”.
На завершающем этапе все банковские счета на пространстве Европейского валютно-экономического союза будут конвертированы в европейскую валюту, если это не произойдет раньше по собственной инициативе.
Экономисты полагают, что единая европейская валюта имеет все шансы стать одной из самых мощных в мире. Она должна стать фактором стабильности ЕС, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг государств ЕС в сражении за рынки в США и Японии.
В то же время появление ЕВРО и соответственно твердая фиксация паритетов между всеми европейскими денежными единицами приведут к тому, что биржевые маклеры не смогут больше играть на обесценивании одной европейской валюты по отношению к другой. С появлением ЕВРО исчезнут и операции, в основе которых лежит разница в учетных ставках, которые выравниваются внутри ЕС.
1.1.6. Политика валютного курса развивающихся стран
Валютная политика основных промышленно развитых стран (ПРС) осуществляется в едином и взаимном мире. В этой связи важно выяснить, в какой степени при формировании национальной и многосторонней валютной политики Запада принимается в расчет фактор “третьих стран”. Обратная сторона данного вопроса касается средств валютного регулирования, используемых странами “третьего мира” для подключения к существующей валютной системе.
При выборе режима валютного курса национальное правительство сталкивается с дилеммой: применять гибкий или фиксированный курс. Целесообразность режима свободно-плавающего валютного курса зависит не только от существующего на данный момент состояния внутренних финансовых рынков, но и от потенциала развития и интеграции с мировыми рынками. Толчком для перехода некоторых развивающихся стран к плавающему курсу национальной валюты послужили серьезные трудности в области платежного баланса и накопление просроченных платежей по внешним долгам, нехватка официальных валютных резервов для поддержания фиксированного курса.
Важно подчеркнуть, что почти во всех развивающихся странах введение “плавания” национальной валюты осуществлялось в контексте ста-билизационных программ МВФ с использованием технической помощи этой организации.
Процесс перехода к единому плавающему курсу национальной валюты был постепенным. Начиная с 1983 г., для определенных сделок был введен или легализован параллельный рынок, на котором курс устанавливался свободно, а по остальному валютному обмену сохранялся прежний фиксированный курс. За этим следовали поэтапный перевод различных категорий сделок на “свободный” рынок и, наконец, объединение (унификация) существующих курсов.

Относительно благоприятный опыт “плавания” валют в ряде развивающихся стран (Уругвай, Филиппины, Заир, Замбия, Уганда) на означает, что этот режим мог быть быстро растущим в “третьем мире”. Подавляющее большинство развивающихся стран сохраняет приверженность фиксированному курсу.
Привлекательность этого режима для многих стран “третьего мира” проистекает из того, что он создает более стабильную обстановку для внешнеполитической деятельности.
На практике развивающиеся страны, использующие режим фиксированных курсов, делятся на две большие группы, ориентирующиеся на одну из ключевых валют и на различные корзины валют.
К первой группе относится 35 стран,”прикрепляющих” свои национальные денежные единицы к доллару США, 14 стран - к французскому франку, а также очень небольшое число государств, ориентирующихся на валюты своих крупных соседей (Бутан - на индийскую рупию, Лесото и Свазиленд - на ранд ЮАР, Тонго и Кирибати - на австралийский доллар).
Режим фиксированного валютного курса по отношению к корзине допускает множество вариантов, но все они не устраняют одной важной проблемы - необходимости менять соотношение между принятым стандартом и национальной денежной единицей (обычно в сторону девальвации последней). Эта проблема особенна болезненна для развивающихся стран с высокой инфляцией, а атмосфера ожидания девальвации дестабилизирует валютные рынки.
Подытоживая процесс эволюции международных валютных систем, можно отметить, что последовательно произошла смена “золотого стандарта” “золотодевизным”, т.е. валютной системой, при которой заместителями золота выступают некоторые национальные и коллективные валюты - девизы.
Последний же был заменен действующей ныне девизной системой, при которой ни одна из валют в международных расчетах не разменивается на золото. Появились коллективные валюты - СДР, ЭКЮ, курс которых измеряется на основе валютной корзины, представляющей собой метод измерения средневзвешенного курса одной валюты к определенному набору других валют. Измерение же курса национальных единиц происходит теперь на основе не золотого паритета, а валютной котировки, представляющей собой фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной.

Спектр систем установления валютных курсов весьма разнообразен: от системы фиксированных валютных курсов до разных вариантов системы “свободно плавающих” валютных курсов.



Содержание раздела