d9e5a92d

Основные направления экономической стратегии и политики


Успехи Советского Союза, достигнутые на основе пятилетних планов, оказали определенное влияние на западные страны. Это направление начало развиваться в 40-е и заняло приоритетные позиции в 50—60-е годы. Планирование рассматривалось как социально-экономический процесс, в котором достигается политическая и социальная согласованность при определении целей, приоритетов и инструментов реализации плана.

Появление практики планирования и прогнозирования явилось отражением возрастания экономической роли государства. Важное место в приоритетах экономической политики отводилось государственному развитию НИОКР — одному из основных факторов экономического роста, важнейшему элементу, определяющему конкурентоспособность компаний и национальных экономик в целом. Были созданы государственные лаборатории и институты, а также особые государственные и полугосударственные компании, занимающиеся не только оказанием государственной помощи, но и внедрением новшеств, созданных в государственных лабораториях и институтах. В 60—70-е годы на долю государства приходилось более половины всех национальных расходов на НИОКР. Основными получателями государственных средств выступали промышленные компании и университеты.

За счет государственных средств в основном финансировались фундаментальные и военные разработки, включая атомную энергетику и ракетную технику.
В тесной связи с развитием планирования формировалась политика цен и доходов, которая представляла собой одно из средств централизованного регулирования общего размера и распределения национального дохода. Она имела целью установить верхний предел роста номинальной заработной платы с тем, чтобы создать долгосрочные благоприятные для национального воспроизводства соотношения доходов домашних хозяйств, компаний и государства с другими народнохозяйственными показателями. Обычно рост доходов связывался с увеличением ВВП и ростом производительности труда.

Исходили из того, что, если номинальная заработная плата поднимается вместе с производительностью труда, то доли факторов доходов будут сохраняться, не вызывая инфляции. Если рабочие попытаются увеличить заработную плату выше уровня производительности труда, то цены начнут расти.
Выработка политики цен и доходов осуществлялась на основе компромисса трех сил: предпринимателей, профсоюзов и государства. Наиболее последовательно она проводилась в Скандинавских странах и в ограниченных масштабах — в США.
Как видно, в общехозяйственной стратегии и политике капиталистических стран в 50—60-е годы первостепенное внимание уделялось стабилизации размещения факторов производства и распределения доходов и в целом — общеэкономической активности. Осуществление данных целей было связано с применением инструментов денежной и фискальной политики (управления спросом) для уменьшения амплитуды циклических колебаний деловой активности (тонкая настройка).
В западно-европейских странах и Японии бюджеты играли решающую роль в экономическом планировании, обеспечивая большой поток государственных капиталовложений и субсидий, необходимых для осуществления экономических программ. При этом бюджетно-кредитные мероприятия должны были противодействовать росту процентных ставок с помощью управления банковскими резервами и операциями на открытом рынке.
С усилением международного движения капитала денежная политика стала чаще применяться для регулирования внешнего равновесия, тогда как бюджетная политика была призвана обеспечить контроль над внутренним спросом. Она все более унифицировалась в международном плане, а различия между странами были обусловлены спецификой их денежных и финансовых структур. Интернационализация банковскою капитала ослабляла эффективность национальной денежной политики.

Большинство стран одновременно использовали денежную и бюджетную политику для регулирования экономического развития.
Возникновение таких целей экономической политики, как полная занятость, стабилизация цен, экономический рост, внешнеэкономическое равновесие, явилось следствием глубоких социальных и политических кризисов первой половины столетия, показавших, какую угрозу экономической и политической системе западных стран несли в себе массовая безработица и инфляция. В ходе их осуществления индустриальные страны добились заметных результатов, ликвидировав массовую безработицу, поддержав почти непрерывный рост ВВП и международной торговли.



20.2. Основные направления экономической
стратегии и политики в 80-90-е годы

В 80-е годы произошли изменения в экономической политике западных стран, переживавших до середины 70-х годов главным образом циклические кризисы. В середине 70-х годов эти страны столкнулись с острым структурным кризисом в мировом хозяйстве, перед лицом которого сложившиеся в 50—60-е годы меры национального регулирования оказались бессильными.
Теоретические подходы. Рыночная философия получила мощный импульс и отодвинула концепции позитивной активности государства. Кейнсианская теория исходила из значительных свободных ресурсов рабочей силы и недостаточно загруженных производственных мощностей и провозглашала необходимость экономического роста главным образом за счет экстенсивных факторов. По мере исчерпания этих факторовв все более актуальной становилась проблема перехода к интенсивному росту за счет отдачи основных фондов. Но, может быть, более важным моментом явилось то, что для крупной буржуазии издержки государственного регулирования стали превышать ее выгоды.

В этом отношении удобным отправным пунктом оказалась неоклассическая теория факторов производства.
Основное место в ряду неоконсервативных концепций заняли постулаты предложения, монетаризма и рациональных ожиданий, предполагающих, что экономические субъекты способны предвосхищать действия государства и приспосабливаться к ним.
Широкое распространение получила концепция монетаризма, что явилось следствием резкого обострения инфляции в западных странах в 70-е годы. Она также базируется на идее максимальной свободы действия рыночных сил и предполагает, что первостепенную роль в борьбе с инфляцией должно играть поддержание определенного темпа роста денежного предложения независимо от состояния хозяйственной обстановки и уровня занятости, что бюджет должен быть сбалансирован. Монетаристы считают равномерное увеличение денежной массы необходимым условием обеспечения равновесия внутри страны, а свободное колебание валютных курсов — условием внешнего равновесия.

Краткосрочное использование денежных инструментов считается ненужным или даже невозможным.
Структурная политика. Вся экономическая стратегия западных стран стала направляться на повышение гибкости экономической системы в целом, ее способности достаточно быстро реагировать на структурные перемены в мировой экономике.
Изменения в целях были связаны с положением государства в совокупном спросе. Правительственные расходы на товары и услуги обеспечивали 20% конечного потребления в странах ОЭСР, а общеправительственные расходы составляли примерно 40% ВВП. Это обстоятельство противодействовало резким изменениям в деловой активности в результате действия фискальных стабилизаторов, которые автоматически увеличивают спрос, когда расходы падают.
Важную роль играли внешние воздействия, нарушающие функционирование экономической системы. Когда негативное влияние резких внешних воздействий (шоков), проявлявшееся со стороны предложения, вызывало падение производства, увеличение безработицы, политика совокупного спроса оказалась неэффективной. Минимизация воздействия внешних шоков могла достигаться за счет приспособления экономики со стороны предложения без генерирования инфляции.
Поэтому в 80-е годы во всех основных западных странах приоритеты отдавались структурной политике, которая подчиняла элементы социальной, научно-технической, региональной политик единой цели — повышению конкурентоспособности и укреплению положения той или иной страны в мировом хозяйстве.
Инструменты стратегии и политики. Новые приоритеты макроэкономической политики внесли изменения в роль основных инструментов регулирования. Вместо бюджетно-налогового механизма на первое место вышло кредитно-денежное регулирование с преобладанием ограничительных функций..
• Со второй половины 70-х годов ограничение роста денежной массы было признано в качестве важного критерия кредитно-денежного регулирования. Несмотря на значительные отклонения в использовании этого инструмента, общая антиинфляционная направленность политики оставалась неизменной до конца 90-х годов.
• Ориентация на антиинфляционные цели сопровождалась курсом на ограничение роста государственных расходов и сокрашение бюджетных дефицитов. Последние могут быть серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста в связи с увеличением процентных платежей, в результате чего они становятся самоподдерживающимися. Их сохранение является постоянным потенциальным источником инфляционных тенденций в случае ослабления кредитно-денежной политики.
• Важное место заняла либерализация хозяйственной жизни. Была повышена свобода хозяйствующих субъектов. В либерализации первостепенная роль в качестве инструмента стимулирования частных инвестиций отводилась изменению налогообложения компаний и физических лиц, снижению налоговых ставок на прибыль.



Содержание раздела