d9e5a92d

Иванов О. - Банк + клиент Новый этап взаимоотношений

Скептики говорят, что российский финансовый рынок не развит. Это не так.

Просто его уровень развития не всегда соответствует уровню развития экономики и реального сектора. Причины здесь во многом исторические.

Так, в России на протяжении последних ста лет отрасли ТЭК развивались поступательно и без перерывов. А вот банковское и страховое дело находилось в руках государства до конца 1980-х гг., фондовый рынок до приватизации вовсе отсутствовал, т. е. 15 лет назад он начинал развиваться с нуля.
В сфере создания и совершенствования банковского законодательства сделано очень много. Все законодательство по сути написано здесь с чистого листа, и все частные капиталы также пришли на финансовый рынок из других секторов экономики.

Система страхования банковских вкладов

Лейтмотивом всех изменений в банковском секторе в последние два года стало создание системы страхования вкладов, жесткий отбор банков, повышение требований к прозрачности и корпоративному управлению. Для не прошедших в систему кредитных организаций остро встает вопрос о поиске новых ниш для бизнеса или ликвидации.
Принятие Федерального закона О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации обеспечило необходимую правовую базу для государственной защиты интересов вкладчиков, особенно имеющих небольшие сбережения - до 100 тыс. рублей. Тем самым создаются условия как для увеличения притока вкладов в банковский сектор, так и для развития конкуренции между банками за привлечение вкладов.
В настоящее время парламент, правительство, Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) всерьез обсуждают возможность увеличения лимита страхования вкладов граждан. Если сегодня полностью застрахованы вклады в размере до 100 тыс. рублей, то в ближайшем будущем лимит покрытия планируется повысить до 150-200 тыс. рублей.

Более того, в перспективе руководство АСВ говорит о возможности повышения предела страхования до 1 млн рублей. Принципиально важно, что такое повышение лимита не приведет к резкому росту платежей банков в систему страхования.

На сегодняшний день он ежегодно составляет 0,6% от средней суммы вкладов.

О нормативе банковского капитала

Согласно последним решениям ЦБ РФ обязан отзывать лицензию, если достаточность собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже 2% или сохраняется ниже 8% в течение трех месяцев. По вопросу о необходимости отзыва лицензии у банков с достаточностью капитала ниже 8% есть разные точки зрения.

Тем не менее данный законопроект принят депутатами в первом чтении и, видимо, до конца года будет принят в целом.

Новые виды срочных вкладов

Перед банками, гражданами и экономикой по сути стоит важнейшая задача - аккумулирование длинного инвестиционного ресурса.
- Предлагалось изменить статью 837 ГК РФ и ввести в него положение о безотзывных срочных вкладах.
- Предлагался закон о строительных сберегательных кассах - специализированных банках, которые работают исключительно с жилищными сбережениями и ипотечным кредитованием (по германской модели).
В свое время против безотзывных вкладов выступили юристы, которые уверяли нас, что если и можно вводить вклады, по которым вкладчик не сможет снимать деньги раньше означенного срока, то они должны иметь размер не более 100 000 рублей, т. е. быть полностью застрахованы.
Две недели назад банковский комитет отправил на доработку законопроект о безотзывных вкладах, который предусматривал их досрочное погашение только с согласия банка. Концепция проекта возражений не вызывает, безотзывные вклады должны появиться как альтернатива нынешним срочным вкладам.
Поправки разрешали банкам предлагать вклады, внесенные на условиях, предусмотренных договором, досрочный возврат которых возможен только с согласия банка. Эта формулировка вызвала замечания правительства, посчитавшего, что она позволяет банку произвольно менять условия договора.

Законодатель преследует одну цель - снять ограничения, установленные ГК РФ, и дать возможность создавать разные виды вкладов на основании договоров.
Критиками закона предложена концепция, предполагающая связать безотзывный вклад с системой страхования. Эту концепцию можно было бы поддержать, если бы размер гарантирования вклада приближался к европейскому уровню в 20 тыс. евро.
В настоящее время эксперты АРБ и комитета уже доработали законопроект. В уточненной редакции часть 2 статьи 837 ГК РФ выглядит так:
По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Вклад, внесенный на условиях иных, чем возврат по первому требованию, может быть возвращен вкладчику до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, только в случаях, предусмотренных договором.


Более того, в статью 8 Закона о банках и банковской деятельности предлагается внести следующее положение:
Кредитная организация обязана предоставлять информацию вкладчикам обо всех существенных условиях договора банковского вклада, включая условие об отсутствии у вкладчика права на получение вклада по первому требованию, в том числе путем размещения информации в доступных для вкладчиков-физиче-ских лиц помещениях кредитной организации, в которых осуществляется их обслуживание. Порядок и условия предоставления такой информации, в том числе при распространении кредитными организациями рекламы, устанавливаются Банком России.
За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Жилищные вклады и накопления

Есть сомнения относительно экономической целесообразности создания системы специализированных банков,коими являются стройсберкассы. Например, в июле 2005 г. в Германии - родине стройсберкасс - вступили в силу поправки к законам Об ипотечных банках и О строительных сберегательных кассах.

Немецкая банковская система начала двигаться в сторону универсализации.
В России долгосрочные жилищные накопления граждан могли бы стать для банков тем длинным и безотзывным пассивом, поиск которого мы ведем так долго и безрезультатно. Эти деньги должны аккумулироваться именно в банке, со всеми инструментами надзора, контроля и страхования.
Эта система должна строиться на следующих принципах.
1) Все банки, допущенные в систему страхования, должны получить возможность участвовать в системе жилищных накоплений. Специализация, видимо, в таком случае неоправданна.
2) Для данного вида вкладов необходимо уже сегодня поднять лимит страховой защиты до 20-30 тыс. долларов (или до 1 млн рублей). Это сопоставимо с первым взносом на приобретение квартиры (около 20-40% ее стоимости).
3) После фазы накопления (3-7 лет) банки должны предоставлять гражданину кредит, ставка по которому оговаривается заранее. При этом должно соблюдаться условие безотзывности средств на вкладе.
4) Программа жилищных накоплений должна получить поддержку государства.
Чтобы жилищные накопления стали реальностью, законодателю необходимо подготовить лишь соответствующие уточнения в закон о страховании вкладов, предусматривающие увеличение страховой суммы, и поправку в статью 837 ГК РФ (о безотзывных вкладах). Главное, чтобы люди поверили банкам и государству.

Для этого нужны пилотные программы.
Законопроект о системе жилищных накоплений находится в высокой степени готовности: в ближайшее время планируется внести его в Думу и правительство в рамках нулевого чтения.

Банковские операции и расчеты за услуги

Как известно, граждане осуществляют через банки расчеты за коммунальные и иные услуги. Появилась идея пустить в эту сферу некредитные организации.
Для этого отдельные депутаты предложили даже пересмотреть понятие банковской операции. Так, была предложена поправка, согласно которой не относятся к банковским операциям прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, за жилое помещение, за коммунальные услуги, который осуществляется юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, на условиях договоров поручения, комиссии или агентского с юридическими лицами, предоставляющими соответствующие услуги, и последующая передача доверителю, комитенту или принципалу денежных средств, поступивших в оплату указанных услуг (поправка Резника).
В то же время есть предложение внести в статью 13 закона
О банках и банковской деятельности другое положение:
13.1. Коммерческие организации, не являющиеся кредитными, на основании договоров, заключенных с кредитными организациями, вправе без лицензии осуществлять следующие банковские операции:
1) прием наличных денежных средств от физических лиц для безналичного перечисления через кредитные организации на счета третьих лиц;
2) прием средств от физических лиц для зачисления на их банковские счета;
3) снятие наличных денежных средств с банковских счетов физических лиц через кассу коммерческой организации.
Кредитная организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам коммерческой организации, возникшим на основании заключенного между ними договора в связи с осуществлением операций, указанных в настоящей статье (поправка АРБ).

Потребительскоекредитование

Наряду с мерами защиты вкладчиков не менее важно защитить граждан, получающих банковские кредиты.
Состояние рынка потребительского кредитования в России: - объем банковского потребительского кредитования превысил в настоящее время 23 млрд долл. (потребительские кредиты (займы) предоставляют, помимо банков, потребительские кооперативы и иные финансовые компании - небанки. Однако в данной сфере статистика отсутствует.

Можно констатировать, что объемы здесь ниже на несколько порядков. Есть еще черные ростовщики. С учетом теневого и небанковского сектора объем потребительского кредитования можно оценить в 30-35 млрд долл.)
- Более половины рынка (около 53%) занимает Сберегательный банк. Первая пятерка банков покрывает 65% объемов рынка.
- На протяжении последних трех лет объем потребительского кредитования ежегодно удваивался.
- Наиболее популярные кредиты - на покупку бытовой техники и на неотложные нужды (Сбербанк).
- Особенно следует отметить автокредитование. Здесь российские банки овладели самыми современными технологиями кредитования и рефинансирования кредитных пулов.

Достаточно упомянуть сделку банка Союз по секьюритизации пула долларовых автокредитов.
- Все большее число банков предлагают кредитные карты, которые являются универсальным инструментом пот-ребкредитования. Безостановочный рост объемов потребительского кредитования ставит в повестку дня вопрос о защите прав заемщиков.

Большая часть физических лиц -заемщиков не способна точно оценить стоимость кредита. Как правило, расходы включают не только проценты, но и разнообразные комиссии: за выдачу кредита, рассмотрение заявки, открытие счета и т.д.

В результате гражданин оказывается на крючке у банка.
В этой ситуации, например, некоторые банки включают в текст условия, которые предоставляют им возможность в одностороннем порядке изменить договор: резко увеличить размер всевозможных штрафов за просрочки уже после выдачи кредитов. При этом клиенты-заемщики могут даже не информироваться надлежащим образом.

Таким образом, возникает необходимость защитить граждан. В настоящее время депутаты и правительство готовят проект закона О потребительском кредитовании, в котором будут содержаться требования к таким договорам и основные защитные меры.
Закон, в частности, 1) отрегулирует отношения между потребителями и кредиторами при предоставлении потребительского кредита; 2) установит права потребителей на получение полной и достоверной информации об условиях потребительского кредита и определит иные права при получении, использовании, возврате потребительского кредита;
4) создаст правовые условия для снижения кредитных рисков кредиторов при предоставлении потребительского кредита, а также закрепит основы государственного контроля в сфере потребительского кредита.
До предоставления потребительского кредита потребителю должна быть предоставлена следующая информация: о кредиторе; о минимальном (максимальном) сроке потребительского кредита; о минимальной (максимальной) сумме потребительского кредита (лимите кредитования); о расходах по потребительскому кредиту; о правах потребителя, предоставляемых в соответствии с законом; о документах, необходимых для оценки кредитоспособности потребителя, а также об общих принципах ее проведения кредитором; об обеспечении по кредиту (при его наличии); о других условиях, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита, в том числе о необходимости заключения договоров с третьими лицами; о порядке и сроке рассмотрения заявления потребителя о предоставлении потребительского кредита.

Образовательныекредиты

В конце сентября группа депутатов внесла в Госдуму проект Федерального закона Об образовательных кредитах. Это по сути первая попытка дать ответ на вопрос: где взять деньги научебу при переходе к платному высшему образованию.

Цель закона - описать систему распределения кредитного риска между банком, государством и в отдельных случаях - работодателем, т. е. гарантировать банку-кредитору возврат средств.
Система финансирования подобных кредитов и распределения рисков существует во всех развитых странах: Германии, США и др. В США, например, возврат образовательных кредитов банкам гарантирует специальное правительственное агентство Sallie Mae, которое занимается рефинансированием банков, выдающих образовательные кредиты, удовлетворяющие определенным государственным стандартам.

Банки, выдав кредит, имеют возможность продать его агентству Sallie Mae, которое собирает аналогичные кредиты в пулы и выпускает под них ценные бумаги, привлекая деньги на фондовом рынке. Вместе с законопроектом об образовательных кредитах в Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс.

Суть их в том, что те проценты, которые выпускник будет выплачивать по образовательному кредиту, будут исключаться из налогооблагаемой базы, и общая сумма уплачиваемого подоходного налога будет уменьшаться. Для того чтобы ввести предлагаемую норму в Налоговый кодекс, необходимо предварительно определить, что такое образовательный кредит.

Кредитные истории

Как показывает опыт, очень небольшое число граждан получило информацию о вступлении в силу, и вообще о существовании закона О кредитных историях. Специфическим для банковского бизнеса является кредитный риск.

Для контроля за ним с 1 июня 2005 г. начато создание системы бюро кредитных историй (см. об этом: Вестник НАУФОР 2005, 1, с. 22-28 -прим. ред.). В конце 2004 г. закон О кредитных историях был принят парламентом.

К сожалению, процесс заметно затянулся.
Принятие закона позволит банкам (и не только банкам) на основе договоров с кредитными бюро начать формирование масштабных баз данных кредитных историй. Однако немедленного эффекта от его принятия не последует.

К тому же в данном случае договорная база имеет скорее не финансовый, а информационный характер.
Полагаю, что кредитные бюро как инструмент контроля за кредитными рисками проявят себя через 3-5 лет. Поэтому к созданию полноценных бюро требуется активное привлечение небанковского сектора: операторов связи, компаний, предоставляющих потребительский кредит, предприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В октябре приняты подготовленные в первом чтении поправки в закон О кредитных историях. Действующий закон обязывает кредитные организации предоставлять всю имеющуюся информацию в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее предоставление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

При этом обязанность источника формирования кредитной истории запрашивать такое согласие у заемщика законом не предусмотрена.
В таком случае может возникнуть ситуация, когда недобросовестные кредитные организации не будут запрашивать согласие заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй. В результате у них не возникнет обязанности по предоставлению информации в бюро кредитных историй, что приведет к массовым нарушениям законных прав и интересов добросовестных заемщиков, для которых наличие положительной кредитной истории могло бы существенно улучшить условия получения кредитов (займов) в будущем.
В связи с этим законопроект предлагает обязать источников формирования кредитной истории запрашивать согласие субъекта кредитной истории на предоставление информации в бюро кредитных историй.
Таким образом, принятые в первом чтении поправки исходят из презумпции неинформированности граждан о тех правах, которыми их наделил закон О кредитных историях. В закон, по сути, вводится новая обязанность банков - всегда запрашивать согласие субъекта кредитной истории. Гражданин, пришедший в банк за кредитом, всегда сможет получить информацию о тех правах, которыми он располагает.

Он услышит вопрос, согласен ли он на передачу информации в бюро или нет.

Судебная защита деривативов

Депутаты Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам внесли в парламент поправки в статью 1062 ГК РФ, которые призваны решить проблему судебной защиты срочных сделок (см. Вестник НАУФОР, 2005, 11, с. 25-31 - прим. ред.). Поправки предусматривают, что требования по срочным сделкам, стороной которых являются кредитные организации, а также профессиональные участники срочного рынка, действующие на основании лицензии, подлежат судебной (исковой) защите в полном объеме.

В то же время ответственность физических лиц, заключающих такие сделки, ограничивается суммами уже внесенных ими средств. Данное положение направлено на предотвращение неоправданной спекуляции.
Поправки согласованы со всеми заинтересованными правительственными ведомствами и Банком России. Проблема отсутствия судебной защиты срочных сделок приобрела особую актуальность в связи с августовским кризисом 1998 г. Правовая неопределенность, связанная с наличием судебной (исковой) защиты по сделкам данного вида, является следствием принятых в 1998- 2005 гг. судебных решений. Отсутствие правовой определенности в вопросе о судебной защите по срочным сделкам является главным сдерживающим фактором в развитии рынка деривативов в России.

Законопроект имеет все шансы быть принятым до конца этого года.

Новые виды облигаций

Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг был принят во втором чтении 18 ноября 2005 г. Он направлен на расширение возможностей выпуска облигаций. По существу предлагается расширить перечень ценных бумаг, обращающихся сегодня на финансовом рынке, дополнив их четырьмя новыми видами.
Речь идет о новых возможностях для привлечения средств в реальный сектор экономики.
Во-первых, устанавливается возможность залога имущественных прав требования в обеспечение исполнения обязательств по облигациям.
Во-вторых, предусматривается возможность досрочного погашения облигаций как по инициативе владельцев облигаций, так и эмитента облигаций.
В-третьих, уточняются правила выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента.
И наконец, устанавливается возможность выпуска облигаций с особыми условиями погашения. По сути речь идет о российском аналоге кредитных нот.
Сегодня российский финансовый рынок остро нуждается в новых финансовых инструментах: об этом говорят как профессиональные участники, так и эмитенты. Отсутствие перечисленных возможностей делает наш финансовый рынок не вполне конкурентоспособным.

Ведь западные рынки располагают названными финансовыми инструментами и могут предложить их российским предприятиям для использования за рубежом.
При доработке проекта было проведено тщательное согласование позиций с правительством, а именно с ФСФР, МЭРТ и Минфином, а также с Банком России и Главным правовым управлением администрации президента. Это позволило снять все замечания к тексту законопроекта.
В текст добавлены нормы, призванные защитить инвесто-ров-физических лиц. Так, им запрещено покупать те виды ценных бумаг, которые отличаются повышенными рисками. Это облигации с особыми условиями погашения и в отдельных случаях облигации, предусматривающие передачу имущественного эквивалента. Данные финансовые инструменты разрешено приобретать только кредитным организациям и профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

При описании облигаций, обеспе-ченныхзалогом прав требования, и облигаций, предусматривающих передачу прав требований, более четко описаны виды прав требования, которые могут закладываться и передаваться. Это сделано для того, чтобы повысить правовую определенность. В частности, закладываться могут лишь требования по кредитным договорам и договорам займа, должник по которым не является банкротом.

Поправки направлены на то, чтобы повысить надежность вновь вводимых видов облигаций.

Секьюритизация и выпуск ипотечных ценных бумаг

До конца текущего года Дума примет законопроект, согласно которому ЦБ РФ будет обязан отзывать у банков лицензии при падении уровня достаточности капитала ниже 8% (сегодня -2%). Поскольку этот норматив рассчитывается как отношение собственных средств к активам (взвешенным с коэффициентом риска), данное нововведение станет мощным стимулом для развития секьюритизации.
В процессе проведения таких сделок ссуды (кредиты), являющиеся обеспечением выпущенных ценных бумаг, передаются на баланс компании-агенту (спецюрлицу). Единичные случаи трансграничной секьюритизации уже имели место - российские банки размещали ценные бумаги за рубежом.

В России пока секьюритизировать можно лишь ипотечные кредиты. Причем за два года, прошедшие с момента принятия закона Об ипотечных ценных бумагах, ни один банк ипотечные облигации (напрямую или через ипотечного агента) не выпустил из-за правовых недоработок и отсутствия необходимых нормативных актов. До конца
2005 г. ФСФР собирается устранить технические шероховатости и обещает, что уже в начале2006 г. первые выпуски ипотечных бумаг смогут увидеть свет. Но даже если это и произойдет, банки вряд ли смогут использовать ипотечных агентов и списать часть активов с баланса без изменения НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит положений, учитывающих особенности налогообложения такого рода трансакций. Ипотечным агентам придется уплачивать НДС (в части оплаты услуг, комиссий и вознаграждения) и налог на прибыль (по финансовому результату каждого налогового периода), поэтому подобные сделки для них будут связаны с дополнительными затратами (и, по-видимому, экономически не оправданными).

Финансовым институтам придется оставлять кредиты на своем балансе и ограничиться выпуском облигаций со своего баланса.



Содержание раздела