d9e5a92d

Рост рентабельности и повышение капитализации банков.

Ускорению развития рынка облигаций коммерческих банков будет способствовать снятие ограничений на объем эмиссии облигаций. Целесообразно ограничивать размер не обеспеченной залогом собственного имущества или третьими лицами эмиссии облигаций банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств банка-эмитента.
Выпуск и обращение банковских сертификатов необходимо освободить от ограничений:

  • перейти от разрешительного к уведомительному принципу регистрации условий выпуска и обращения сертификатов;
  • производить размещение сертификатов одновременно на нескольких зарегистрированных условиях выпуска и обращения;
  • предусмотреть возможность выпуска сертификатов в иностранной валюте;
  • включить в условия обращения сертификатов возможность промежуточной выплаты процентного дохода.

4.2.4 В целях развития кредитного рынка необходимо создание правовых возможностей по секьюритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных паевых инвестиционных фондов, а также формы и методы регулирования этого процесса.

Рост рентабельности и повышение капитализации банков.

4.3.1 Важнейший путь повышения капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности банковского капитала. Этого можно добиться, прежде всего, через улучшение показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты дивидендов.

Именно на этой основе можно активно вовлечь в банки капиталы из других отраслей экономики.
4.3.2 Сдерживает повышение уровня рентабельности банков чрезмерный объем затрат. Он не позволяет кредитным организациям снижать процентные ставки и расширять доступ предприятий и населения к банковским кредитам.
Для решения проблем повышения рентабельности деятельности банковской системы необходимо в 2005-2006 гг. предпринять следующие меры по снижению затрат банков:
- установить адекватную рыночным условиям тарифную политику на расчетно-кассовое обслуживание.
Сегодня банки вынуждены оказывать часть своих услуг по нулевым тарифам (расчетно-кассовое обслуживание бюджетных организаций всех уровней и перечисление налоговых платежей предприятий). В результате банки несут прямые убытки.
- уменьшить расходы на составление отчетности.
Каждый банк в год должен подавать только в ЦБ около 4 тысяч отчетов по 84 формам. Помимо Банка России банки направляют отчетность в налоговые органы, ФСФМ, ФСФР, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный комитет по статистике РФ.
Растет не только число отчетных форм (к отчетности по российским стандартам добавилась отчетность по МСФО, дополнительная отчетность по системе страхования вкладов), но и частота их составления (ежедневный расчет нормативов, включая величину собственного капитала, ведение реестра обязательств перед вкладчиками по состоянию на каждый день и пр.).

  • предоставить кредитным организациям право самостоятельно находить оптимальный баланс между расходами на открытие подразделений, обеспечение его безопасности и доходами от развития бизнеса.

Несмотря на то, что в последнее время Банком России были существенно снижены требования к вновь открываемым банковским структурным подразделениям, это до конца не решило проблему. Теперь она перешла в плоскость взаимоотношений банков со страховыми компаниями и органами вневедомственной охраны.

Указанные организации предъявляют к банкам по сути все те же завышенные требования к технической укрепленности кассовых узлов и офисов.
- местным органам власти, заинтересованным в открытии на своей территории подразделений кредитных организаций, оказывать содействие банкам по сокращению расходов на ведение банковского бизнеса в регионе.
Такими мерами могут быть подбор помещений, транспортировка ценностей и грузов из удаленных населенных пунктов, снижение для кредитных организаций размеров коммунальных платежей и пр.
- запретить установление специальных повышающих коэффициентов к арендной плате, уплачиваемой кредитными организациями за помещения и земельные участки.
Во многих российских регионах (Ростовская обл., Тюменская обл. и др.) действует значительно завышенный корректирующий коэффициент вида деятельности для уплаты арендных платежей, который приравнивает банки к казино, ночным клубам и торгующим пивом палаткам, что не отражает реального уровня доходности банковской деятельности.

  • снизить издержки банков по осуществлению вмененных функций контроля.

В настоящее время банки осуществляют ряд несвойственных им функций налогового контроля, контроля за соблюдением кассовой дисциплины клиентов и т.д. Кредитные организации, обслуживающие значительное число юридических лиц, не в состоянии содержать достаточный штат сотрудников для осуществления этих проверок в предписанные сроки.



В результате указанные проверки во многих кредитных организациях сводятся к формальности.
Принимая во внимание фискальный характер данных проверок необходимо рассмотреть вопрос о возложении данных обязанностей на налоговые органы.
- увеличить сроки предоставления информации по запросам налоговых органов с 5 календарных до 15 рабочих дней.
4.3.3 Наряду с реализацией мер по повышению рентабельности банков, необходимо упростить процедуры регистрации капитала и размещения акций, а также снять ряд ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банковской системы.
В первую очередь требуется предпринять следующие меры:

  • не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;
  • учитывать в составе капитала резервы общего характера и переоценку основных средств;
  • снять жесткие условия договоров субординированного кредита;
  • не ограничивать возможность рекапитализации более жестким требованием к нормативу капитала, чем в рекомендациях Базельского комитета по достаточности капитала;
  • продлить на срок не менее 10 лет действие льготы по расчету норматива Н6 для банков-участников банковских групп в части размещения средств на корреспондентских счетах между банками-участниками конкретной банковской группы.

4.3.4 Двойное налогообложение доходов на вложенный капитал (налог на прибыль и налог на дивиденды) также ограничивает капитализацию банков. Необходимо освободить от налогов сумму начисляемых дивидендов, создавая тем самым условия для реинвестирования средств.
4.3.5 С целью существенного ускорения и удешевления процедуры добровольной реорганизации кредитных организаций путем слияний и присоединений следует принять специальный Федеральный закон, регулирующий процедуру слияния и присоединения кредитных организаций, либо включить в действующий Закон О банках и банковской деятельности специальную статью, детально регулирующую порядок добровольной реорганизации.

Поддержание банковской ликвидности. Рефинансирование и межбанковский рынок.


4.4.1 В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям необходимо обеспечить эффективное функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка России.
Согласно Балансу Банка России 84% (или 3508, 7 млрд. рублей) его активов на 01.01.2005г. это средства, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Только 0,00001% (44 млн. рублей) активов используются для кредитования российских банков и 8,3% (346 млрд. рублей) размещены в российских ценных бумагах.
Система рефинансирования Банка России должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа кредитных организаций к инструментам Банка России. Кредиты должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок, а также предусматривать условия обеспечения, соответствующие обычной кредитной практике.
Для этих целей необходимо:
1) Расширить перечень активов, принимаемых в обеспечение, добавив в него:

  • дополнительный перечень облигаций субъектов РФ;
  • муниципальные облигации;
  • дополнительный перечень еврооблигаций РФ;
  • дополнительный перечень корпоративных облигаций;
  • наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги (голубые фишки);
  • векселя банков;
  • кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей;
  • кредиты и векселя компаний, международный рейтинг которых равен или превышает В- по версии StandardPoor's;
  • кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2) Чётко установить критерии для кредитов, под которые может осуществляться рефинансирование, с тем, чтобы банки могли, исходя из них, выстраивать отношения с заёмщиками.
3) Минимизировать объём требуемой от банка информации и время для принятия решения о предоставлении ему кредита.
4) На практике использовать Генеральные кредитные договоры между ГУ ЦБ и коммерческими банками (далее Договор), согласно которым банки могут получать по мере необходимости внутридневные, ломбардные кредиты и кредиты овернайт без дополнительного оформления разовых сделок в рамках Договора.
С целью решения комплекса назревших мер по совершенствованию системы рефинансирования Банку России необходимо уже в 2005 г. внести изменения в свою нормативную базу.
4.4.2 Наряду с развитием и укреплением системы рефинансирования необходимо активнее использовать возможности межбанковского кредитного рынка для перераспределения средств между банками с избыточными и с недостаточными ресурсами.
Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК.

Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.
Примером такой организации межбанковского кредитного рынка может стать саратовская модель, которая успешно себя показала в условиях кризисной ситуации летом 2004 года и в настоящее время работает в Республике Башкортостан, Нижегородской и Астраханской областях. Данная модель предусматривает возможности бесспорного списания денежных средств с корсчета банка-заемщика в случае неисполнения им обязательств по финансовой сделке, получения информации о финансовом состоянии других банков-участников, оперативного согласования спроса и предложения на межбанковском кредитном рынке.

Теперь кредитные организации этих регионов в соответствии с единым порядком могут заключать между собой межбанковские сделки с использованием вышеуказанных преимуществ.
4.4.3. Учитывая институциональный дефицит долгосрочных ресурсов, а также снижение риска ликвидности по мере развития системы рефинансирования, рынка МБК и совершенствования риск-менеджмента кредитных организаций, становится целесообразным более активное вовлечение краткосрочных ресурсов в процесс кредитования нефинансового сектора экономики на продолжительные сроки.

В этой связи необходимо постепенно снижать требования, предъявляемые к количественным показателям ликвидности банков. При этом, в первую очередь, нужно снижать нормативы, отражающие идею обязательного покрытия долгосрочных кредитов пассивами соответствующей срочности.

В перспективе, сообразуясь с практикой развитых стран, ряд нормативов ликвидности может быть отменен в принципе.

Совершенствование банковского надзора.

4.5.1 Сложившееся в российской банковской системе чрезмерное вмешательство надзорных органов является фактором, сдерживающим развитие банковского бизнеса.
В среднем участники рынка оценивают рост затрат на соблюдение всех пруденциальных требований ЦБ в 2004 году в 30%.
Усложнение надзора также приводит к значительному росту трудовых и финансовых затрат банков, требует увеличения штата высококвалифицированных (а значит, высокооплачиваемых) сотрудников и других затрат, не оказывая существенного влияния на эффективность самого надзора.
Установленная Банком России система штрафных санкций остается исключительно жесткой, поскольку предусматривает серьезные меры воздействия к банкам даже в случае незначительных нарушений. В нормативных документах Банка России преобладает применение максимальных санкций.
4.5.2 Для того, чтобы система банковского надзора в России стала эффективной, была в состоянии упреждать возникновение и развитие локальных и системных кризисов необходимо серьезное совершенствование подходов к оценке деятельности банков. Надзорная политика должна стимулировать банки совершенствовать свою практику управления рисками, не возлагая на банки дополнительное бремя.
Банку России необходимо в короткие сроки перейти к системе дифференцированного надзора. Объём надзорных требований и процедур должен определяться финансовым состоянием каждого конкретного банка и степенью соответствия его деятельности нормам действующего законодательства.
На современном этапе приоритетом работы Банка России должен быть контроль за качеством капитала банков, за системами управления рисками, за качеством работы систем внутреннего контроля в банках.
В целях повышения эффективности банковского регулирования и надзора необходимо:

  • сократить число форм, исключив дублирование предоставляемой информации, упростить процедуры отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. Сократить число федеральных структур, требующих предоставления отчетности от банков.;
  • осуществить переход на систему одного окна при предоставлении отчётности;
  • закрепить практику предоставления отчётности только в электронном виде на всей территории России;
  • ограничиться при оценке финансового положения юридических лиц учредителей кредитных организаций только факторами, однозначно свидетельствующими о наличии у них проблем финансового характера, а именно: наличие судебного производства или решения суда о признании предприятия банкротом, наличие картотеки по неоплаченным счетам и т.п.;
  • формализовать мотивы как для банков так и для Банка России при формировании мотивированных суждений, прежде всего при классификации заемщиков для создания резервов на возможные потери по ссудам;
  • снизить требования по обязательным мероприятиям, требующим значительных затрат. Например, приравнять к публикации ежеквартальное размещение в глобальной сети Интернет ежеквартальной отчетности;
  • унифицировать бухгалтерскую и налоговую отчетность банков путем перехода от кассового метода к методу начисления при определении доходов, расходов и финансовых результатов;
  • число нормативов, невыполнение которых допускает применение мер воздействия, должно быть сокращено.

4.5.3 Необходимо совершенствовать процедуры выявления и реагирования на финансовые трудности кредитных организаций, оптимизировать процедуры ликвидации нежизнеспособных кредитных организаций.
В этих целях требуется:

  • создать систему раннего предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
  • обеспечить повышение оперативности реагирования на выявляемые скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций;
  • создать эффективный механизм реализации активов ликвидируемых банков.

Расширение кредитования экономики.


5.1.1 Банки являются кредитором особого типа, т.к. они размещают в кредиты средства большого числа частных и корпоративных вкладчиков. Как следствие, банки нуждаются в преференциальной судебной защите при решении вопроса об обращении взыскания на заложенное имущество при невозврате кредитов.
5.1.2 Необходимо законодательно обеспечить решение ряда давно назревших проблем по юридической защите кредиторов, в особенности при реализации залогов:

  • обеспечить внеочередное погашение при банкротстве заемщика требований, обеспеченных залогом, за счет реализации имущества, предоставленного в залог. Указанное имущество должно быть выведено из конкурсной массы при банкротстве должника;
  • ввести упрощенную процедуру рассмотрения исков банков по взысканию кредитов без вызова сторон. При этом нужно установить ограниченный перечень доказательств (выписки по счету, платежные поручения) для подтверждения факта выдачи кредита и наличия просрочки его возврата;
  • разработать меры по предотвращению широко распространенной практики уклонения от возврата кредитов и сокрытия залога через оспаривание действительности кредитных и залоговых договоров на основании создания признаков крупности сделки либо смены состава акционеров, руководящих лиц заемщика или залогодателя;
  • создать упрощенную процедуру взыскания заложенного имущества, при которой имущество может быть взыскано во внесудебном порядке, в том числе без процедуры торгов;
  • исключить возможность отказа в обращении взыскания на заложенное имущество в случаях незначительности допущенного должником нарушения;
  • упростить процедуру наложения судом ареста на имущество должника с целью обеспечения иска;
  • ввести нормы о невозможности ареста и реализации заложенного имущества по исполнительным документам третьих лиц.

5.1.3 В настоящее время законодательством установлена уголовная ответственность только за незаконное получение кредита и за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Необходимо ужесточить уголовную ответственность за уклонение от возврата кредита, закрепить уголовную ответственность за сокрытие предмета залога и отчуждение имущества с целью уклонения от возврата кредита и/или уплаты процентов.
Возможно установление дополнительных составов преступлений с применением таких мер ответственности к руководителям организаций, их учредителям, как исправительные работы с обязательным перечислением части его заработка от исправительных работ в погашение задолженности перед кредитором.
5.1.4 Принципиально важно развивать законодательное обеспечение функционирования рынка производных инструментов в России. Ее разработка позитивно повлияет на инвестиционный климат в стране и позволит инвесторам хеджировать риски в соответствии с мировой практикой.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению судебнойзащиты требований по срочным сделкам, введению институталиквидационного неттинга, повышению эффективности обеспеченияпри операциях с деривативами (залог и т.д.), а такжеразработке договорной базы для внебиржевых срочных сделок,соответствующей международным стандартам.

Повышение платежеспособности заемщиков.

5.2.1 Плохое финансовое положение заемщиков, отсутствие четких программ развития бизнеса важнейшее препятствие развития кредитования в России.
В России убыточными являются в среднем 35-40% промышленных предприятий. По итогам 2004 года доля убыточных предприятий составила: в сельском хозяйстве 37,8%, в обрабатывающих производствах 37,1%, в строительстве 35%, транспорт и связь 41,3%, бытовые услуги 36,1%, оптовая и розничная торговля 24%.

Уровень изношенности основных фондов в России, согласно официальным данным, составляет 41-42%. Фактически производственные фонды в отдельных отраслях изношены на 70-80%.
5.2.2 Расширению кредитования банками экономики будет способствовать разработка и реализация единой государственной программы развития и структурной перестройки российской экономики, ускоренное развитие отраслей, обеспечивающих насыщение внутреннего рынка и повышение эффективности экономики.
5.2.3 Нужна скоординированная работа банков, бизнес-сообщества и местных органов власти в регионах по подготовке и реализации бизнес-проектов, организация консультационной, информационной, административной и финансовой поддержки таких проектов.
5.2.4 Препятствует кредитованию и низкая транспарентность российских заёмщиков. В связи с этим, необходимо дальнейшее совершенствование учета и отчетности предприятий, в том числе на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе.

Это создаст возможности для более качественного и оперативного мониторинга их финансового состояния.

Кредитование малого бизнеса.

5.3.1 Недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются российские предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия.
Согласно статистическим данным, из более чем 880 тыс. субъектов малого бизнеса России доступ к кредитным ресурсам имеют лишь около 15 тысяч предпринимателей. Кредиты малому бизнесу не превышают 1% ВВП, тогда как в развитых странах 3035%.

Ежегодная потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах в настоящее время оценивается в более чем 10 млрд. долларов.
Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в силу зачастую полного отсутствия у них, непрозрачности и часто недостоверной отчетности.
5.3.2 Для стимулирования предоставления кредитов предприятиям малого бизнеса необходимо осуществить комплекс мер по перераспределению рисков кредитования.
Основными направлениями решения этой проблемы должны стать:

  • расширение страхования возвратности части кредита малым предприятиям за счет средств бюджета и компенсации процентных ставок;
  • рассмотрение возможности создания системы гарантирования кредитов малому бизнесу с участием государства с использованием средств Стабилизационного фонда;
  • закрепление практики рефинансирования банков, осуществляющих программы поддержки малых предприятий, по пониженной процентной ставке под поручительства и казначейские гарантии органов субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
  • целевое размещение органами власти субъектов РФ муниципального заказа на малых предприятиях, что позволит им привлекать кредитные ресурсы банков на его выполнение;
  • создание органами государственной власти совместно с банками региональных информационных баз данных субъектов малого предпринимательства

5.3.3 До конца 2005 г. необходимо принять законопроект, облегчающий процедуры предоставления кредитов в сумме до 300 тыс. рублей, а также списание с баланса безнадежных к взысканию кредитов.
Осуществление всего комплекса мер по развитию кредитования малого бизнеса и снижению рисков кредиторов позволит увеличить до 2008 года объем кредитования этого сегмента рынка в 15-20 раз.

Ипотечное кредитование.

5.4.1 Предоставление ипотечных кредитов должно стать одним из приоритетных направлений развития банковской системы. Пока эта важнейшая область кредитования развита в стране крайне слабо.
Объёмы выданных ипотечных кредитов составляют сегодня в России 0,5 млрд. долл., в то время как в США около 4 трлн. долл., а в Европе более 3 трлн. долл.
По экспертным оценкам до 75% населения России нуждаются в улучшении жилищных условий. Около 70% жилищного фонда находится в частной собственности граждан, из них более 50% - ветхое жилье.
По ипотечным схемам в России приобретается всего 1,5% жилья, тогда как в развитых странах около 90%. Общая оценочная емкость ипотечного рынка около 100 млрд. долл. при среднем размере кредита в 20 тыс. долл.
5.4.2 Для решения одной из наиболее острых социальных проблем России необходимо сосредоточить усилия законодательных органов власти в сфере ипотеки на следующих вопросах:

  • усиление защиты прав кредиторов при обращении взыскания на заложенное имущество;
  • облегчение процедуры эмиссии ипотечных бумаг;
  • создание методики оценки размера, структуры и качества ипотечного покрытия;
  • упрощение процедуры государственной регистрации прав на недвижимость;
  • снижение затрат в системе рефинансирования ипотечных кредитов через АИЖК;
  • подготовка необходимых нормативных документов для создания кредитных паевых инвестиционных фондов.

Необходима также активизация взаимодействия крупных банков с небольшими региональными банками, владеющими закладными, но не планирующими выпуск ипотечных облигаций.



Содержание раздела