d9e5a92d

Выдача наличных денег.

На столе у кассира не должно быть никаких других денег, кроме принимаемых от того лица, который вносит деньги. Рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы клиент имел возможность наблюдать за пересчетом денег.
После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанцию печать Приходная касса и выдает квитанцию лицу, внесшему деньги.

Ордер к объявлению кассир отправляет внутренним порядком ответственному операционному работнику для проведения операции по счету клиента, а объявление остается у кассира до окончания работы с клиентами и сведения всей суммы принятых наличных денег за операционный день.
Операционный работник, получив ордер к объявлению, делает условную отметку в кассовом журнале по приходу о возврате ордера из кассы и осуществляет зачисление средств на счет клиента.
В случае установления у клиента расхождения между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в документе, а также при обнаружении неплатежных и фальшивых денег объявление на взнос наличными переоформляется на фактически вносимую сумму денег. При этом первоначальный приходный документ кассовый работник перечёркивает, на обороте квитанции к объявлению проставляет сумму фактически принятых денег, а также достоинства, серии и номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись и возвращает операционному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправление в кассовый журнал по приходу, на сомнительные денежные знаки оформляет квитанцию формы 0402004, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии и номера сомнительных денежных знаков и их общую сумму. Объявление на взнос наличными и квитанция формы 0402004 передаются в кассу.

После выдачи клиенту квитанции к объявлению на взнос наличными и квитанции формы 0402004 первоначально оформленные объявление, ордер к объявлению на взнос наличными уничтожаются.
Если клиентом не были внесены деньги в кассу, кассир возвращает объявление на взнос наличными операционному работнику. Записи в кассовом журнале по приходу аннулируются, объявление на взнос наличными перечеркивается и помещается в кассовые документы дня.

Выдача наличных денег.

Выдача наличных денег клиентам производится по денежным чекам. При этом контроль за расходными операциями клиентов организуется таким образом, чтобы была исключена возможность: - оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующим заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
- поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и работников, осуществляющих контрольные функции;
- внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Клиент предъявляет денежный чек операционному работнику, который должен:
- проверить правильность заполнения реквизитов, указанных в чеке,
- сличить суммы, указанные прописью и цифрами;
- проверить соответствие подписей, оттиска печати, номера чека, реквизитам, указанным в карточке образцов подписей формы 0401026;
- удостовериться в личности получателя денег, получить его расписку на обороте чека и сличить эту подпись с образцом подписи, имеющимся в предъявленном паспорте или документе, его заменяющем, записать на обороте чека данные паспорта или заменяющего его документа (если сведения о документе заполнены получателем, сверяет их с предъявленным документом) и поставить свою подпись;
- списать сумму чека со счета клиента;
После проверки операционный работник передаёт чек экономисту для осуществления дополнительного контроля.
Экономист должен:

  • осуществить дополнительный контроль всех реквизитов, указанных в денежном чеке;
  • отразить в кассовом журнале по расходу подлежащую выдаче сумму, и другие реквизиты, предусмотренные кассовым журналом;
  • отрезать контрольную марку от денежного чека для осуществления передачи ее клиенту через операционного работника;
  • направить внутренним порядком денежный чек и кассовый журнал по расходу в кассу банка.

Получив денежный чек, кассир должен расписаться в кассовом журнале по расходу и передать его внутренним порядком экономисту, осуществляющему дополнительный контроль. Кроме того, в обязанности кассира входит также:
- проверить наличие на обороте чека подписей ответственных исполнителей, имеющих право разрешать выдачу денег, и тождественность этих подписей имеющимся образцам;


- сличить сумму, проставленную на документе цифрами, с суммой, указанной прописью;
- проверить наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег и данных его паспорта или удостоверения личности;
После совершения этих операций кассир подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче. Затем он должен:
- вызвать получателя денег по номеру расходного документа и спросить сумму получаемых денег;
- сверить номер контрольной марки с номером на денежном чеке и приклеить контрольную марку к чеку;
- повторно пересчитать подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента подготовить сумму денег, выдать их получателю и подписать расходный документ и только потом выдать деньги получателю и подписать чек.
Выдача наличных денег производится кассиром полными пачками и корешками денежных билетов по обозначенным на накладках и бандеролях суммам без полистного пересчета, при условии сохранения неповрежденной упаковки. При этом с пачек в присутствии получателя денег обязательно срезаются пломбы (край гарантийного шва с личными кодами кассиров).
Если получатель денег изъявит желание полистно пересчитать полученную сумму, кассир выдает полные пачки денежных билетов, не срезая пломбы (гарантийные швы). Пересчет денежной наличности клиентом производится в счетной комнате или в специально отведенном месте под наблюдением кассового или другого работника, при этом доставку суммы в комнату пересчета осуществляет кассир банка.
Деньги из неполных корешков, а также из пачек с поврежденной упаковкой выдаются кассирами полистным пересчетом. При вскрытии корешков с денежными билетами для выдачи денег отдельными листами кассир расходной кассы обязан их предварительно пересчитать.
Кассиру расходной кассы запрещается в момент выдачи клиентам денег производить по требованию последних обмен денег одних достоинств на другие.
Всю необходимую для совершения расходных операций сумму денежной наличности кассир при получении записывает в книгу формы 0482155. В эту же книгу записывается количество и сумма оплаченных документов за операционный день и остаток денежной наличности на конец дня.
Оставшиеся в конце операционного дня у кассира расходной кассы отдельные корешки денежных билетов, упакованные другими кассирами, должны быть кассиром полистно пересчитаны и упакованы в установленном порядке. Объявления на взнос наличными и чеки должны быть обязательно заполнены одновременно с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках и объявлениях могут обозначаться штампами.
На денежных чеках отбираются расписки получателей (чернилами или шариковой ручкой). Кроме того, на этих документах должны делаться отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя. Допускается заполнение этих отметок самим получателем, правильность отметки о паспорте или другом документе, заверяется подписью операционного работника. На обороте денежных чеков клиент обязан указывать назначение сумм платежа.

Сведения о назначении сумм платежа заверяются подписями чекодателя.
Предприятия, организации и учреждения, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, представляют денежные чеки без указания назначения сумм платежа.
В объявлениях на взнос наличными должна быть указана дата фактического представления их в банк. Объявление на взнос наличными подписывается вносителями.
Внесение исправлений и дополнений в банковские и кассовые документы не допускается.
Банк отказывает в приеме расчетного документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным, либо при нарушении требований по оформлению документа. Денежно расчетные документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наименование клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными и не подлежат приему банком к исполнению.

Порядок выдачи чековой книжки.

Для получения чековой книжки клиентом представляется в банк письменное заявление в одном экземпляре на бланке формы 0401017 (Приложение 6), подписанное лицами, образцы подписей которых внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати. Клиенту может быть выдано одновременно несколько чековых книжек с соблюдением последовательности номеров чеков. При получении заявления о выдаче чековой книжки операционный работник:
- проверяет правильность заполнения заявления и соответствие подписей и оттиска печати на нем с имеющимися у него образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом;

  • подписывает разрешение на выдачу чековой книжки и передает заявление вместе с талоном в кассу.

Кассир, получив заявление:
- проверяет наличие на нем подписи операционного работника;
- отмечает на заявлении и талоне к заявлению номера чеков выдаваемой чековой книжки (с номера по номер);
- передает операционному работнику чековую книжку, оформленную штампом банка, вместе с заявлением под расписку в талоне. Талон к заявлению остается в кассе.
Операционный работник, получив заявление и чековую книжку от кассира:
- проверяет наличие всех чеков в книжке;
- проставляет на всех чеках номер счета Клиента;
- записывает номера чеков в карточку с образцами подписей данного Клиента;
- возвращает заявление вместе с чековой книжкой в кассу.
Кассир проверяет наличие всех чеков в чековой книжке, расписывается на талоне. Талон возвращается операционному работнику после выдачи чековой книжки для выписки внебалансового ордера, по счету учета бланков строгой отчетности.
Кассир выдает книжку под расписку на заявлении, предварительно сверив подпись получателя с образцом его подписи на заявлении. После выписки расходного ордера талоны к заявлениям на выдачу чековой книжки уничтожаются.
Номера выдаваемых чеков должны быть также внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати контролирующего работника.
Заявления на выдачу чековых книжек хранятся в документах дня при расходном ордере, составляемом на общее количество выданных за день книжек.
Заготовленные к выдаче чековые книжки, не полученные клиентами в течение 30 дней, погашаются с отметкой на заявлении клиента за подписями начальника Отдела (или другого работника в соответствии с возложенными на него функциями) и кассира путем вырезки из чеков части чека, предназначенного для подписи, и списываются в расход. Номера погашенных денежных чеков вычеркиваются из карточек с образцами подписей и оттиска печати.

Погашенные чековые книжки прилагаются к расходному ордеру.

Анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов Серпуховского ОСБ 1554 Среднерусского Банка Сбербанка РФ.


Московская область является одной из ведущих в Центральном регионе по концентрации производства и населения. Здесь расположено 3,7% всех предприятий России, а население составляет на сегодня порядка 6,5 млн.человек.` По объёму промышленного производства она находится на 10-м месте среди регионов Российской Федерации и на 2-ом в Центральном регионе. В настоящее время Московский областной банк, входящий в систему Сбербанка России, является ведущим коммерческим банком Московского региона и занимает 1-е место по количеству филиалов и 2-е место по количеству населения, обслуживаемого одним учреждением банка в Центральном районе России. По величине прибыли банк входит в пятёрку лидеров системы Сбербанка России, а по величине активов делит 2-3-е места с Санкт-Петербургским банком.

Кроме того, Московский областной банк занимает 8-е место среди других территориальных банков по объёму размещённых кредитных ресурсов. Анализ сформированной клиентской базы даёт возможность увидеть, что постоянными клиентами банка являются предприятия и организации Московской области, с которыми у банка сложились тесные и длительные отношения.

С 01 января 2001г. к Московскому областному банку были присоединены территориальные банки Тверской, Смоленский, Брянский, Калужский, Тульский и Рязанский. На их базе был создан Среднерусский банк Сбербанка России.

Серпуховское отделение 1554, ранее входившее в состав Московского областного банка, а теперь Среднерусского банка Сбербанка России, также как и любое из отделений предлагает предприятиям и организациям весь спектр банковских услуг, и в частности, расчётно-кассовое обслуживание. При этом банком используются такие преимущества как гибкая тарифная политика, максимально быстрое проведение платежей по России, широкая сеть банков-корреспондентов, использование системы электронного документооборота Клиент-Сбербанк и удобный график работы службы инкассации. Расчётно-кассовое обслуживание предприятий и организаций осуществляется Отделом расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Серпуховского ОСБ 1554 Среднерусского банка Сбербанка РФ. При этом отделение ` Среднерусский банк Сбербанка России. Время сбережений.

Декабрь, 2000г. самостоятельно определяет продолжительность операционного дня. Конкретное время начала и окончания операционного дня доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Организация рабочего дня операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное ежедневное оформление поступающих расчётно-платёжных документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день.

Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
Для регулирования операционной нагрузки в отделении устанавливается график приема документов от основных клиентов, которые постоянно представляют в банк значительное количество платежных документов.
Таким образом, операционный день должен быть начат не позднее 9.00 часов. Приём платёжных документов от клиентов по безналичным операциям производится до 13.00 часов. Приём документов по расчётно-кассовым операциям осуществляется до 16.00 часов.

Зачисления из других банков производятся на следующий день утром до закрытия операционного дня с 8.00 до 9.00 часов.
Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи.

Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой без исполнения.
Открытие счетов клиентам производится на основании документов, описанных в главе II, п.1.1. В Серпуховском ОСБ 1554 принята типовая форма Договора банковского счёта (Приложение 1).

Кроме того, помимо основных документов, необходимых для открытия счёта по законодательству (Приложение 2 и 3), Сберегательный банк требует от клиентов предоставления справки О сроках выдачи заработной платы (Приложение 4) и Анкеты на руководителей (Приложение 5).
Распределение счетов клиентов производится между отдельными операционными работниками начальником Отдела. При этом учитываются следующие принципы:
- распределение счетов производится по номерам балансовых счетов второго порядка;

  • счета одного клиента закрепляются за одним операционным работником;
  • ведение бюджетных счетов, счетов ОФК, закрепляется за отдельными операционными работниками.

Закрепление счетов за операционными работниками и последующее их перераспределение производится начальником Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов и оформляется записью в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между операционными работниками отделения. Учет может вестись и в электронном виде.
Начальник Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков. То есть рабочие места сотрудников отдела должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к экранам ЭВМ.
Вся операционно-кассовая работа строится на основе нормативных документов, основным из которых для операционных работников является Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации от 01.08.2000г. 30-00/9324 с последующими изменениями и дополнениями.
Обработанные за день документы в конце операционного дня формируются в отчёт операционным работником, на которого возложены обязанности составления отчёта за операционный день. Отчёт составляется в целях своевременного контроля за правильностью проведения работниками банка безналичных операций по расчётным и другим счетам организаций. Поэтому данные отчёта должны строго соответствовать фактическому наличию исполненных банком платежных документов за операционный день.

Он должен содержать данные по всем безналичным операциям за день. Его данные используются центральной бухгалтерией банка для составления общего баланса по банку за день.

Наличие в отчете разбивки по балансовым счетам даёт возможность для составления ежедневной оперативной экономической отчётности по бюджетным счетам с последующей передачей этой информации в Главное Управление Центрального Банка РФ. На основании Положения ЦБ РФ О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998г. 14-П экономистом Отдела расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Серпуховского ОСБ 1554 производится проверка кассовой дисциплины предприятий.

Для этого при открытии счёта и, в последствии - ежегодно клиент представляет в банк Расчёт на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на _____ год (Приложение 7) в 2-х экземплярах, который содержит данные о среднедневной и среднечасовой выручке и расходе наличных денег. Если предприятие является вновь открытым, то представляются данные о предполагаемом обороте наличных денег.
Банк может установить периодичность сдачи выручки:

  • для предприятий находящихся в населённых пунктах, где есть учреждения банка ежедневно;
  • в силу специфики деятельности предприятия и режима его работы, а также при отсутствии возможности инкассации и сдачи денег в вечернюю кассу на следующий день;
  • для предприятий, где нет учреждений банка один раз в несколько дней.

Из выручки предприятия имеют право расходовать наличные деньги:

  • на выплату заработной платы и выплаты социального характера;
  • на закупку сельскохозяйственной продукции у населения;
  • на скупку тары и вещей у населения;
  • на командировочные расходы и ГСМ;
  • на покупку канцелярских принадлежностей;
  • на оплату срочных ремонтных работ;
  • на покупку хозяйственного инвентаря;
  • на выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.

Таким образом, лимит устанавливается в следующем порядке:

  1. Для предприятий, которые имеют дневную выручку и сдают её ежедневно лимит устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия на следующий день.
  2. Для предприятий, сдающих выручку на следующий день в пределах среднедневной выручки.
  3. Для предприятий, сдающих выручку один раз в несколько дней, лимит устанавливается исходя из суммы денежной выручки и установленных сроков её сдачи.
  4. Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода.
  5. По предприятиям, которые не представляли расчёт лимита, лимит считается нулевым, а вся денежная наличность сверхлимитной.

Лимит может пересматриваться в течение года при предоставлении его нового расчёта. Если предприятия имеют структурные подразделения (филиалы), не имеющие самостоятельного баланса, то лимит устанавливается с учётом этих структурных подразделений.
Представленные два экземпляра расчёта лимита подписывается руководителем банка. Один экземпляр отдаётся клиенту, а другой остаётся в банке в юридическом деле клиента, для того, чтобы экономист, осуществляющий проверку соблюдения предприятием кассовой дисциплины, мог им воспользоваться.
Для осуществления проверок Отделение Сберегательного банка ежеквартально составляет план проверок, который утверждается управляющим банка. При этом учитывается требования Положения ЦБ РФ О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998г. 14-П.

Так пункт 2.14 предусматривает, что каждое предприятие должно быть проконтролировано банком не реже одного раза в два года.
Экономист, осуществляющий проверку, изначально выбирает сведения о произведённых в проверяемом периоде (три последних месяца) операциях по поступлению наличных денег в кассу этого предприятия и их выдаче. Он также уточняет сумму лимита и установленного права расходования наличных денег из выручки. Сама проверка, как правило, осуществляется с выходом на предприятие.

При этом проверяется полнота оприходования денежных средств, полученных в банке (соответствие записи в кассовой книге и данных банка по сумме и срокам тем же днём) и соблюдение права расходования выручки (если оно установлено) на основании первичных документов. Кроме того, также на основании первичных документов, контролируется соблюдение предельных сумм расчётов наличными, соблюдение лимита остатка кассы, ведение кассовой книги и правильное составление кассовых документов.
Оформляется проверка справкой, которая составляется в 2-х экземплярах и отдаётся клиенту на подпись. Один экземпляр возвращается клиентом в банк, другой остаётся у клиента.

При наличии нарушений справка составляется в 3-х экземплярах, один из которых банк передаёт в ГНИ.
Обслуживание юридических лиц для Сберегательного банка не является чем-то новым. Но не секрет, что он проигрывал во многом по сравнению с другими коммерческими банками. Поэтому только в начале 1993 года Областной банк Сбербанка РФ приступил к работе с юридическими лицами в условиях жёсткой конкуренции.

Все эти годы банк шёл по пути развития филиальной сети, обучения персонала, расширения материально-технической базы, внедрения современных технологий.
С 1996 года Сбербанк России является генеральным агентом Правительства РФ по обслуживанию счетов по учету доходов и средств федерального бюджета. В связи с тем, что последний банк, в котором обслуживались счета ОФК обанкротился, Правительством РФ было принято решение о переводе денежных средств ОФК в РКЦ ЦБ РФ, а в тех населённых пунктах, где нет РКЦ открыть счета в Сберегательном банке РФ. Решением Московского областного казначейства в апреле 1998 года в Сберегательный банк были переведены счета Отделений Федерального Казначейства.

Так, в апреле 1998 года в Серпуховском ОСБ 1554 были открыты 20 счетов Отделений Федерального Казначейства по городу и району. Кроме того, в этот период были переведены на обслуживание их других банков в связи с их нестабильной работой счета местных органов власти и организаций, финансируемых из местного бюджета.

В связи с этим в два раза возросли остатки на рублёвых счетах, а количество счетов увеличилось в 1,4 раза. В этот же период, начиная с 1998 года, расширилась сеть обслуживаемых банком подразделений Министерства обороны РФ.



Содержание раздела