d9e5a92d

Становление корпоративного сектора в России








Рисунок Д.1 Треугольник корпоративного управления в англо-американской модели





Рисунок Д.2 Система взаимоотношений в японских корпорациях

Приложение Ж
Таблица Ж. 1 Становление корпоративного сектора в России

Период
Характеристика
до 1987 г.
Система многоукладной социалистической экономики:
- административно-командные методы централизованного управления перестают соответствовать требованиям макроэкономической ситуации;
- отстранение работников среднего и нижнего уровня от реального участия в управлении предприятиями побуждает их попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве;
- отсутствие четкой законодательной базы и практических знаний по экономике приводит многих из них к краху иллюзий быстрого обогащения;
- корпоративность как система управления производством больше отождествляется с клановостью партийно-номенклатурной элиты (все ключевые посты на предприятиях распределяются не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям);
- отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих;
- неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих;
- остатки тоталитарного мировоззрения, нежелание обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и бывшего социалистического лагеря
19881991 гг.
Годы систематических реформ (распад монополизированной и централизованной системы хозяйствования, ликвидация отраслевой структуры экономики):
- поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побуждают директорат к поэтапному подчинению группам работников, разделявшим их позицию;
- помимо промышленного, возникает и развивается финансовый капитал (банковский и страховой сектор), появляются источники и первые инструменты накопления капитала;
- нарушение технологических связей между предприятиями в результате распада СССР;
- сокращение государственных заказов;
- избыточный налоговый пресс;
- рост транзакционных издержек.
Все это привело к появлению первых интегрированных корпораций (холдингов), сконцентрировавших производственные мощности от добычи сырья до производства продукции глубокого передела (преобладание в отраслях энергетики, металлургии).
Закладываются основы корпоративности, приобретающей оттенок лояльности власти. Однако предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей «делиться властью»
19921994 гг.
Переходный период (старт крупномасштабных реформ) и реорганизация промышленности в результате ваучерной приватизации:
- галопирующая инфляция на фоне сокращение субсидирования корпоративного сектора;
- условное существование двух секторов экономики: коммерческие фирмы, приватизированные и неприватизированные государственные предприятия;
- усиление озабоченности руководителей корпораций о прибыльности деятельности;
- возрастающее осознание самостоятельности;
- значительное увеличение числа создаваемых вертикально-интегрированных холдингов.
Создаваемые АО с «натяжкой» можно было относить к корпорациям в силу:
- неразработанности акционерного права, недооцененности имущества;
- неподготовленности персонала предприятий непрофессионализма менеджеров;
- традиционализма методов корпоративного управления;
- отчужденности населения от активных процессов участия в управлении собственностью.
Указанные черты вели к дальнейшему развалу и банкротству предприятий, сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
В этот период усиливается внимание к корпоративному управлению:
- активное взаимопроникновение западных и российских корпораций подталкивают российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления;
- усиление роли, значения и влияния качественного зарубежного опыта в новых сферах: на финансовом и фондовом рынках, в маркетинге, менеджменте;
- начинает складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации: банковский сектор, нефтегазовые предприятия

<

p> Окончание приложения Ж

19951998 гг.
Денежная приватизация на фоне нарушения прав акционеров и в условиях борьбы за контроль над предприятиями:
- формирование и бурное развитие фондового рынка;
- формирование общей корпоративной культуры, постепенный переход к цивилизованному управлению (уточнение законодательства о приватизации, принятие ряда законов «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданского кодекса РФ);
- формирование рыночной инфраструктуры (появление инвестиционных корпораций и фондов, депозитариев и регистраторов, паевых инвестиционных фондов, страховых, аудиторских и консалтинговых корпорации, пенсионных фондов и др.);
- появление смешанного сектора экономики (приватизация холдингов, объединение предприятий, создание торгово-финансово-промышленных объединений, конгломератов ФПГ);
- повышение активности крупных зарубежных корпораций (открытие на территории России филиалов, представительств, создание СП);
- проблема привлечения инвестиций перемещается с федерального центра в регионы
август 1998 2000 гг.
Финансовый кризис, общий недостаток финансовых ресурсов:
- внешний и внутренний дефолт;
- тотальное бегство капитала из России;
- коррупция и беспредел теневого капитала;
- масштабный процесс усиления роли федерального центра и региональных властей;
- напряженность на валютном рынке наряду с полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода;
- формирование корпоративных альянсов, организационно-правовая трансформация интегрированных структур (увеличение числа слияний, рост концентрации собственности, консолидация в рамках интегрированной группы и между холдингами);
- проблема совершенствования старых механизмов использования финансовых инструментов и поиска новых;
- слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу.
Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров.
В числе важных тенденций становления и формирования цивилизованных корпоративных отношений необходимо отметить демократизацию позиции высшего менеджмента корпораций. Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему эффективных корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации
2000 г. по наст. время
- девальвация рубля;
- оживление промышленного производства (сырьевой и инфраструктурный сектор);
- рост мировых цен на энергоносители;
- реформы системы налогообложения;
- нормализация, стабилизация политической ситуации и усиление вертикали власти;
- возрождение интереса к рынку корпоративных облигаций;
- определенный рост реинвестирования капиталов











Приложение И
Таблица И. 1 Модели корпоративного управления, используемые в России

Модель
Характеристика
Преимущества
Недостатки
Модель индивидуального управления с единоличным владением
Модель формируется на базе сложившихся связей собственника (выходца из прежнего руководства предприятия) с органами власти регионального и муниципального уровней, что помогает сконцентрировать собственность в одних руках.
По особенностям управления и функционирования модель тяготеет к малому и среднему бизнесу.
Структура контроля схожа с ЗАО, ООО, ИЧП
- наличие собственника, заинтересованного в эффективной работе предприятия;
- ориентация управления на финансово-экономические результаты;
- гибкость и быстрота реакции на изменение условий
- закрытость от внешних инвесторов и источников финансирования ограничивает возможности развития;
- в долгосрочной перспективе усиливаются риски плохого качества управления
Модель коллективного управления с концентрированным владением
Модель формируется на основе кооперативного сотрудничества менеджеров, определяется влиянием факторов размера и секторальной принадлежности.
Используется относительно небольшими корпорациями в наиболее благополучных отраслях экономики
- заинтересованность высшего менеджмента в эффективном функционировании корпорации
- в краткосрочном периоде существуют риски конфликта внутри команды менеджеров, вероятность нарушения коалиции интересов;
- барьеры для замены менеджера собственника при неудовлетворительном качестве его работы;
- трудности формирования единой управленческой команды в сочетании собственников и несобственников предприятия, мотивации последних
Модель централизованного управления с концентрированным владением
Модель основывается на лидирующем положении и роли внешнего собственника, контролирующего предприятие. Встречается на предприятиях разных размеров в благополучных секторах экономики
- заинтересованность высшего менеджмента в эффективном функционировании корпорации;
- появление возможностей для развития корпорации (привнесение внешним собственником новых технологий, приобретение новых навыков управления)
- в краткосрочной перспективе возможны издержки, связанные с некомпетентным управлением;
- зависимость предприятия от интересов собственника (для институциональных инвесторов недостаток контроля деятельности АО)
Модель децентрализованного управления с распыленным владением
Модель складывается на крупных и очень крупных предприятиях, находящихся в неблагоприятных секторах экономики.
Разновидности:
- однополюсная (один весомый инвестор менеджмент);
- многополюсная (несколько инвесторов не аффилированных между собой)
- появление возможностей для стабилизации деятельности корпорации
- бесконтрольность менеджмента, неуверенность в будущем, нежелание увеличить свое присутствие в собственности;
- деятельность менеджмента ограничена отношениями с органами власти


Содержание раздела