d9e5a92d

Международное разделение труда и интеграция


Норвегия или Греция выступают на мировом рынке услуг как "перевозчики" морским транспортом. Ряд стран, используя выгоды географического положения и создав соответствующую инфраструктуру, извлекают доходы за счет транзита. Далее, оригинальным видом специализации на услугах является предоставление своего национального флага для использования на судах иностранных компаний в целях уменьшения налогообложения и расходов по выплате жалования морякам /т.н. "удобные" флаги Либерии, Панамы, некоторых других государств/.

Расширяется обмен и другими видами услуг.
# международное разделение труда и интеграция

Таким образом, характер современного международного разделения труда и условия международной специализации отдельных стран демонстрируют движение национальных хозяйств ко все большей открытости уменьшению препятствий к международному перемещению основных факторов производства - товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологии. Нынешний уровень развития производительных сил будет требовать углубления всемирного разделения труда и использования выгод всемирного экономического обмена. Разделение труда объективно ведет к сближению национальных хозяйств стран мира, естественно подталкивает их к интеграции.
Развитие интеграционных тенденций и возникновение интеграционных объединений во многих регионах мира - одно из наиболее характерных проявлений всеобщего процесса интернационализации производительных сил, непосредственно вытекающие из объективных потребностей международного разделения труда.
Экономическая интеграция - многогранный процесс, и если вкратце его можно определить как всестороннее сближение национальных хозяйств вплоть до образования единого народнохозяйственного комплекса, то исходя из задач данной лекции, необходимо выделить эти грани.
Итак, во-первых, интеграция означает постепенное формирование вместо более или менее независимых народнохозяйственных комплексов отдельных стран регионального интернационального хозяйственного комплекса с общими пропорциями и структурой воспроизводства. Второй экономической характеристикой является расширение пространственных возможностей передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в пределах региона и устранение экономических и административных препятствий такому переливу. В-третьих, она означает сближение внутренних экономических условий в государствах-участниках и выравнивание уровней их экономического развития.

Наконец, она предусматривает межгосударственное, наднациональное регулирование экономических процессов.
Теоретически возможны несколько уровней экономической интеграции, которые можно было бы выстроить от низшего (зона свободной торговли) до высшего (политического союза).
Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой организацию государств, осуществляющих между собой свободное передвижение товаров и услуг. В ЗСТ отсутствуют дискриминационные тарифы, количественные квоты, экспортные субсидии и административные ограничения, могущие ограничить торговлю между странами-участницами. В то же время каждое государство вольно устанавливать произвольные ограничения по отношению к третьи государствам, и на практике уровень таких ограничений варьирует довольно значительно. Среди крупнейших примеров такого рода следует упомянуть Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли (ЕАСТ), созданную еще в 1960 г. 10 западноевропейскими странами в противовес Европейскому Экономическому Сообществу (в настоящее время число участников ЕАСТ сократилось до трех вследствие вступления ряда прежних членов в ЕЭС, позже Европейский Союз (ЕС).

Другим примером могут служить созданная в 1989 г. ЗСТ между США и Канадой, а также Североамериканская Ассоциация Свободной Торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики.
Таможенный союз представляет собой шаг вперед по сравнению с ЗСТ. Помимо свободного передвижения между странами-участницами товаров и услуг, ТС предусматривает проведение общей внешнеэкономической политики, включая установление единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам. Через этот уровень уже прошел ЕС, а сегодня примером таможенного союза является Андское Сообщество в составе Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора, установившего единый тариф в размере 5-20% для продукции из третьих стран.


Общий рынок, в свою очередь, является более высоким уровнем интеграции. Свободное передвижение товаров и услуг в сочетании с единым внешним тарифом здесь дополняется свободным передвижением факторов производства - капитала и рабочей силы. В настоящее время общий рынок существует только в Европе в лице Европейского Союза, хотя ближайшей целью ЕС поставлено создание полного экономического союза.

Следует отметить, что по мере перехода на более высокий уровень интеграции возрастают противоречия и сложности, часть из которых излагается ниже.
Экономический союз предусматривает еще более тесное сотрудничество и как следствие новый уровень интеграционных связей. В объединении такого рода предусматривается единая валюта, гармонизация налоговых ставок, вообще общая налоговая и денежная политика. Осуществление этой задачи, к которому наиболее близок ЕС, вводящий единую валюту (евро) в 1999 г., однако, потребует уже передачи определенной части полномочий наднациональным органам.
Политический союз уже является шагом к передаче наднациональным органам большей части полномочий, ныне составляющих государственный суверенитет. Соответствующие ветви власти в рамках ЕС уже созданы - коллективный президент -Европейский совет, законодательный орган - Европарламент, правительство - Европейская комиссия, и судебная ветвь - Европейский суд, однако их полномочия пока не простираются слишком далеко. На полях можно заметить, что как ни странно, такой уровень интеграции был уже достигнут в истории, когда независимые государства объединялись в единое - США, Канада, СССР.

# предпосылки экономической интеграции

Выявление общих экономических характеристик и признаков интеграции позволяет делать вывод о предпосылках развития интеграционных процессов реализованных уже в ряде регионов мира, тех предпосылках, которые неизбежно лягут в основу будущих интеграционных связей. Такими предпосылками являются географическая близость стран - участниц; однородность хозяйственного механизма, целей, задач и методов регулирования воспроизводственного процесса; сопоставимый уровень развития экономики; схожесть основных народнохозяйственных пропорций, в целом экономической структуры; согласованность экономической политики. Чем сильнее действуют указанные предпосылки, чем выше их кумулятивный эффект, тем успешнее при прочих равных условиях пройдет интеграционный процесс. /Для желающих проверить данное утверждение можно порекомендовать провести мысленный эксперимент и приложить предпосылки интеграционных тенденций к 40-летнему опыту Совета Экономической Взаимопомощи - интеграционному союзу десяти социалистических государств - СССР, Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Монголии, Кубы и Вьетнама/.
В современном мире сегодня насчитывается около полутора десятков интеграционных объединений. Правда, многие из них остаются достаточно аморфными союзами, где на долю взаимной торговли приходится зачастую лишь 10% их внешней торговли /группировки Южной Азии, Западной Африке, Центральной Америке/. С другой стороны, в Северной Америке, например, интеграционные тенденции в течение очень долгого времени складывались стихийно под воздействием рыночных сил без правового оформления взаимоотношений. Именно так до 1993 г., ратификации договора о Североамериканской ассоциации свободной торговли /НАФТА/ складывались отношения США, Канады и Мексики, хотя взаимозависимость , естественно, в первую очередь зависимость двух последних от США, достигла еще ранее высокого уровня /американский капитал контролировал 50-60% канадской экономики, на США приходилось более 70% экспорта Мексики/.

Наконец, интеграционный феномен мировое хозяйство получило в лице Содружества Независимых Государств. Здесь политическое объединение вначале предопределило возникновение в рамках планового хозяйства Советского Союза экономического комплекса, характеризуемого чрезвычайно высоким уровнем производственно-кооперационных связей между различными республиками. Распад СССР и образование независимых государств, несмотря на спад производства и известное нарушение хозяйственных связей, практически не уменьшили степени взаимозависимости или уязвимости/энергетической, сырьевой, технологической/ отдельных республик.

Поэтому неизбежной оказалась тяга к восстановлению единого экономического пространства в различных формах, например, в форме таможенного союза между отдельными республиками.

# Европейский Союз (ЕС): этапы развития

Вне всякого сомнения, наиболее "представительным" /Н.Шмелев/ интеграционным объединением является сегодня Европейский Союз /ЕС/. Цели, методы, движущие силы, логика и противоречия интеграционных процессов получили в опыте ЕС, можно сказать, классическое воплощение.
Предтечей Европейского Союза было образованное 1952 г. шестью западноевропейскими странами Европейского объединения угля и стали /ЕОУС/, ставившее задачей согласованные действия стран в области угольной и металлургической промышленности - энергетической и материальной основе послевоенного восстановления и развития промышленности.



Содержание раздела