d9e5a92d

Ставки налога на прибыль

В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих при переоценке учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов - в виде сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной на последний день отчетного (налогового) периода. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом - отрицательная разница.

Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Центрального банка РФ.
При учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базисного актива в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых Центральным банком РФ.
По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика.

При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней.
Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

Ставки налога на прибыль

Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст.

284 Налоговые ставки гл. 25 ч. 2 НК РФ. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, не отличаются у финансово-кредитных учреждений от ставок, устанавливаемых для других налогоплательщиков. До 01.01.2002 г. ставка налога на прибыль банков, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, устанавливалась в повышенном размере, чем для других налогоплательщиков, и ее размер составлял 27%.

А суммарная ставка налога на прибыль была соответственно 43%. На сегодняшний день налоговая ставка по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом устанавливается в размере 24%. При этом:
1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в Федеральный бюджет;
2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
1) 6% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами;
2) 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие ставки:
1) 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
2) 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для регулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга РФ.
Сумма налога, полученная по доходам, в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам подлежит зачислению в федеральный бюджет.


Прибыль, полученная ЦБ РФ от деятельности, связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране, облагается по 0%-ной ставке. Прибыль, полученная от деятельности, не связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране, облагается в общем порядке.

Сроки уплаты налога и отчетность налогоплательщиков

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признается I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Организации и банки, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3-х млн руб., за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного года.
Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода предоставлять в налоговые ораны по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности банков

Коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны. Но доля кредитов реальному сектору в совокупных активах банковской системы России на данный момент невысока (по данным Банка России, по состоянию на 01.03.2002 г. она составила 32,3%).

Во многом это обусловлено причинами чисто экономическими: высокий уровень риска по данным кредитам (по данным Банка России, по состоянию на 01.03.2003 г. общий размер просроченной задолженности банкам, включая сумму основного долга и процентов, составил 45,7 млрд руб., или около 5%, от общей суммы задолженности), низкая доля длинных пассивов (т.е. пассивов, привлеченных на длительный срок), что с необходимостью влечет малую долю кредитов на длительные сроки (например, по данным Ассоциации Российских банков доля кредитов, выданных на срок более года, не превышает 8,5% в общей структуре кредитных ресурсов). Система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг). Активизация инвестиционного кредитования жизненно необходима для развития экономики.
И сегодня банки, как крупные, так и средние и мелкие, должны выступать не только кредиторами, но и брать на себя роль инвестора, заинтересованного в получении реального результата*(1).
Также для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе необходимо активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Их экономическая деятельность связана с созданием долгосрочных резервов, значительная часть которых размещается в банковском секторе. Их экономическая деятельность связана с созданием долгосрочных резервов, значительная часть которых размещается в банковском секторе. Для этого нужно сделать услуги страховых компаний и пенсионных фондов экономически привлекательными.

Здесь важное место может занять политика налогового стимулирования спроса на такие услуги.
То есть если мы хотим добиться инвестиционной активности банков, то существующие налоги должны поощрять долгосрочное страхование имущества, жизни и здоровья, а также пенсионные накопления. Должна быть гибкая политика в вопросах учета таких затрат при формировании налогооблагаемой базы предприятий и при уплате подоходного налога гражданами.
Но наиболее важное, на наш взгляд, направление, или стимулирующий фактор, инвестиционных вливаний в реальный сектор экономики страны со стороны банковского капитала - это формирование налоговой тактики и стратегии в отношении банков-инвесторов.
Также необходимо в целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, не увеличит существенно инвестиции в реальный сектор экономики, если не будет внесено изменений в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты. Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов банков и производителей. Для совпадения интересов коммерческих банков и производителей необходимо внести изменения в налоговое законодательство одновременно, освобождая от налога доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов, полученных в коммерческих банках.

Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3-5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства: налог на добавленную стоимость, налог с продаж и все другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы.
Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения, как у банков, так и у предприятий. Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российских коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест.

А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства. Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза.

На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.
Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда (единый социальный налог, местные налоги).
Существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков, и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли, которая стимулировала бы банки к увеличению доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, к росту вложений в ценные бумаги предприятий, что в конечном счете приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Контрольные вопросы

Дайте сравнительную характеристику понятиям доход и прибыль. Дайте характеристику основных элементов налога на прибыль.
Является ли Центральный банк плательщиком налога на прибыль?
В чем заключается специфика определения налоговой базы по налогу на прибыль у финансово-кредитных организаций?
Какие виды резервов могут создавать коммерческие банки?
Что является налоговой базой по налогу на прибыль?
Каковы размеры ставок, зачисляемых в бюджеты различных уровней, а также в зависимости от видов дохода и видов деятельности?
Какие изменения по налогу на прибыль произошли в связи с введением в действие гл. 25 НК?
Как группируются доходы и расходы для целей налогообложения прибыли коммерческого банка?
Какие особенности присущи порядку исчисления расходов банка, относимых на издержки банковских услуг, при исчислении налогооблагаемой прибыли?
Какие, по вашему мнению, возможны направления оптимизации налогообложения прибыли коммерческих банков? Решите задачу. Банк Стимул является одним из учредителей АО Стимул-Р, и ему принадлежит 150 простых акций данного акционерного общества, выкупленных в установленном порядке. В первом квартале по итогам работы за прошедший год в соответствии с решением общего собрания акционеров АО Стимул-Р окончательный размер дивиденда на одну простую акцию был определен в сумме 25 руб.

Общая валовая прибыль банка Стимул за первый квартал составила 200 тыс. руб. Определите сумму налога на прибыль для коммерческого банка Стимул.

Тест по налогу на прибыль

1. Не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль: 1) иностранные предприятия;
2) Центральный банк по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране;
3) Центральный банк по прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране;
4) организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
5) Внешторгбанк;
6) бюджетные организации;
7) образовательные учреждения.
2. Расходами банка признаются:
1) обоснованные расходы;
2) документально подтвержденные расходы;
3) обоснованные и документально подтвержденные расходы;
4) экономически оправданные затраты.
3. Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств:
1) подлежащих отнесению на расходы текущего отчетного периода;
2) подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся.
4. Какие из указанных расходов не относятся к расходам банка:
1) превышение отрицательной переоценки иностранной валюты над положительной переоценкой;
2) суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов кредитных организаций;
3) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов;
4) расходы (убытки) от проведения валютных операций, осуществляемых в наличной и безналичной формах;
5) расходы по списанию долгов и ссуд при наличии резерва на возможные потери по ссудам.
5. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности:
1) включаются в состав внереализационных расходов банка;
2) относятся к банковским расходам;
3) осуществляются за счет прибыли банка.
6. Ставка по налогу на прибыль распределяется между различными уровнями бюджета в следующих пропорциях:
1) в федеральный бюджет - 6,5%, в бюджеты субъектов РФ - 17,5%,
2) в федеральный бюджет - 6%, в бюджеты субъектов РФ - 16%,
3) в федеральный бюджет - 8%, в бюджеты субъектов РФ - 8%,
4) в федеральный бюджет - 16%, в бюджеты субъектов РФ - 14%,
5) в федеральный бюджет - 14%, в бюджеты субъектов РФ - 16%,
6) в федеральный бюджет - 7,5%, в бюджеты субъектов РФ - 14,5%,
7. Доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций, российскими организациями облагаются по ставкам:
1) 6%;
2) 24%;
3) 15%;
4) 35%.
8. Сумма налогов, полученная по доходам в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, подлежит зачислению:
1) в местный бюджет;
2) в региональный бюджет;
3) в федеральный бюджет;
4) распределяется между бюджетами в общепринятой пропорции.
9. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается:
1) квартал;
2) год;
3) месяц.
10. Налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа:
1) равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей;
2) исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению и рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев и одного года;
3) исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата квартального авансового платежа.
11. Организации и банки освобождаются от уплаты ежемесячных авансовых платежей, если у них за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем за каждый квартал:
1) 5 млн руб.;
2) 1 млн руб.;
3) 3 млн руб.;
4) 2 млн руб.;
5) 10 млн руб.

Налог на имущество банков. Сущность и значение налогообложения имущества банков


Имущественные налоги принадлежат к числу старых, традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Широко используемое в современном налоговом законодательстве понятие имущественные налоги является по существу собирательным. Под общей шапкой скрывается целый конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых.

Во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода.

В остальном можно говорить об огромном разнообразии и многовариантности имущественных налогов. Отличаются они наименованием, кругом субъектов и видами налогооблагаемого имущества, способами исчисления, порядком уплаты налогов и пр. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом). Как известно, в России блок законов, регулирующих налогообложение имущества, был введен в ходе налоговой реформы конца 80 - начала 90-х гг.

Большинство имущественных налогов были новыми по своему содержанию. Они ориентировались на развитие в стране рыночной экономики и соответствующих имущественных отношений. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, поведших к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.

В России, в отличие от многих зарубежных стран, на сегодняшний день не существует отдельного налога на недвижимость, который охватывал бы обложение главных видов недвижимого имущества - строений и земли. Главным регулярным имущественным налогом в России является налог на имущество, регламентируемый двумя разными законами. Один из них предусматривает налогообложение юридических лиц, другой - физических лиц. Налог на имущество банков является составной частью налога на имущество предприятий в соответствии с гл.

30 Налог на имущество организаций НК РФ. Цель введения налога на имущество предприятий - стимулировать производительное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья и материалов. Наличие различных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество юридических лиц - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях.

Этот налог введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.
Налогообложение имущества коммерческого банка - это форма изъятия в бюджет части прибыли банка в виде прямых платежей, исходя из суммы материальных и нематериальных активов. Формирование налога на имущество, уплачиваемого банками, кредитными учреждениями и страховщиками отличается тем, что у этих плательщиков иной план счетов бухгалтерского учета результатов деятельности и по-разному называются счета, на которых учитывается имущество.



Содержание раздела