d9e5a92d

Права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения

Какие операции коммерческих банков с ценными бумагами облагаются НДС?
Что понимается под накопленным процентным (купонным) доходом?
В чем заключаются особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами у профессиональных участников рынка ценных бумаг?
Какие отличия существуют при определении налоговой базы по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, и по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг?
Что понимается под финансовыми инструментами срочных сделок? Что такое базисный актив финансовых инструментов срочных сделок?
При каких условиях финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке?
Как определяется налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке?
Каким образом влияют на налоговую базу оформление операций хеджирования?
Какие цены используются для налогообложения при отсутствии у организатора торговли информации об интервале цен по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок?
При каких условиях в отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, для целей налогообложения фактическая цена сделки признается рыночной ценой?
Какие особенности имеются при ведения налогового учета по срочным сделкам, учитываемых по методу начисления?
Какие резервы может создавать коммерческий банк, осуществляющий операции с ценными бумагами?
Какие ставки по налогу на прибыль применяются по операциям с ценными бумагами? Как сказалось принятие гл.

25 Налогового кодекса на ставках налога на прибыль, установленных для профессиональных участников рынка ценных бумаг?
Что является объектом налогообложения по налогу на операции с ценными бумагами?
На какие ценные бумаги налог на операции с ценными бумагами не распространяется?
Какие ценные бумаги относятся к эмиссионным?
Какими органами осуществляется государственная регистрация эмиссии выпусков ценных бумаг?
Какие последствия может повлечь за собой регистрация эмиссии ценных бумаг не в установленном порядке?
Кто является плательщиком по налогу на операции с ценными бумагами?
Номинальная стоимость каких эмиссионных ценных бумаг не облагается налогом на операции с ценными бумагами?
Облагается ли налогом на операции с ценными бумагами выпуск векселя?
Назовите ставку налога на операции с ценными бумагами.

Права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения

Ответственность налогоплательщиков за правонарушения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, реализуется посредством определения составов правонарушений, влекущих применение санкций, и применением этих санкций. Сами санкции сильно разнятся в различных странах.

В США кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф за недоплату налога из-за несоблюдения обязательных правил: взыскивается 5% неуплаченной суммы налога и 50% суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк. В России же ответственность налогоплательщиков за правонарушения достаточна высока. Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст.

21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лицах;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства о налогах и сборах.
Данные нормы не означают превращения налоговых органов во всеобщих налоговых консультантов как по частным вопросам, так и по вопросам последствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что хотя налогоплательщик и обретает значительные права, но НК одновременно установил, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Однако ст. 33 НК не возлагает на должностных лиц налоговых органов никаких подобных обязанностей.

Нормы ст. 32 НК об обязанностях налоговых органов производить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов практически зафиксировали обязанность налоговых органов представлять налогоплательщикам техническую, а не аналитическую, информацию и соответствуют положению о правах налогоплательщика как право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. На сегодняшний день при многих районных ИМНС организованы платные консультационные кабинеты;


3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и 79 НК, предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношений;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.
Права налогоплательщиков защищены согласно положениям ст. 22 НК.

В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами.
Помимо блока прав налогоплательщика, НК законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые постулированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учет в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных НК;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Сокращение срока хранения документов достаточно выгодно налогоплательщикам, поскольку дает возможность ограничивать потенциал налоговых органов по проверке правильности уплаты налогов в прошлом; с другой стороны, это ограничивает их права по возможному предъявлению претензий об излишне уплаченных налогах. Вместе с тем такое положение может создать определенные проблемы, например, в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы);
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Фактически банки выполняют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, т.е. от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит наполняемость бюджета.

Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, в числе прочего банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Исходя из этого коммерческие банки, помимо общих обязанностей налогоплательщиков, имеют еще и специфические.
Налоговый кодекс четко определил обязанности банков в сфере налогообложения:
а) исполнять поручения налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налогов, а также решение налогового органа о взыскании налога или сбора за счет денежных средств в порядке очередности, установленной гражданским законодательством: в течение одного дня без взимания платы за обслуживание;
б) открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
10) в пятидневный срок сообщить об открытии или закрытии счета в налоговый орган по месту учета организации, индивидуального предпринимателя. За нарушение срока представления информации об открытии счета в банке взимаются штрафы: 5 тыс. руб., если это не повлекло за собой неуплату налогов; 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счета за период задержки или непредставления информации, если это повлекло за собой неуплату налогов.
За открытие счета банком налогоплательщику без представления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета или движении по счету налогоплательщика при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика - штраф в размере 10 тыс. руб.
На практике подобные нарушения со стороны банков встречаются не часто, т.к., с одной стороны, являются прописными истинами взаимоотношений с налоговыми органами, а с другой стороны, подразумевают прямую ответственность бухгалтера банка за подобные нарушения, т.к. функции по открытию расчетных и иных видов счетов клиентам банка возложены именно на главного бухгалтера.
При нарушении банком срока исполнения поручений налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога с банков взимаются пени в размерах 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
При создании банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа на принудительное исполнение обязанности по уплате налога, взыскивать штраф в размере 30% от непоступившей суммы.
При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением требования в соответствии с законодательством преимущественной очередности перед требованиями налогового органа, взимать пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручений или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты.
Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк России с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности.
Наиболее серьезным нарушением кредитных организаций является исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет. Эти нарушения распространены и легко доказуемы, особенно с отменой практики пересылки данного вида распоряжений через банковскую почту и введением наручного порядка их вручения работникам банка и приложением реестра представленных документов.
Еще одним наиболее часто встречающимся нарушением банками налогового законодательства является непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка. Не раз возникали споры по этому поводу между налоговыми органами и кредитными учреждениями; данный вопрос и сегодня остается открытым. Банки с огромным нежеланием идут на предоставление сведений по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, мотивируя свой отказ необходимостью соблюдения банковской тайны согласно договору банковского счета, почему-то забывая о понятии налоговой тайны.

При этом, говоря о непредставлении банками налоговым органам запрашиваемой информации, следует отметить определенное ущемление прав самих кредитных учреждений. Коммерческие банки юридически не имеют права на получение какой-либо интересующей информации о своих клиентах в налоговых органах. В данной ситуации банк остается один на один с недобросовестным клиентом (например, заемщиком).

Например, у заемщика банка возникла просрочка платежей по процентам свыше 30 дней, а срок погашения кредита еще не наступил. На момент выдачи ссуда была достаточно обеспеченной, а на момент образования просрочки банку не предоставляется возможность проверки целостности и сохранности находящегося в залоге имущества. Банк подает исковое заявление и требует досрочного погашения кредита или арест находящегося в залоге имущества в связи с его возможной реализацией заемщиком без ведома банка.

Однако, приняв исковое заявление к рассмотрению, судебный орган не вынес решения об аресте вышеуказанного имущества в виду недостаточности доказательств о возможности его утраты. Банк неоднократно направлял письма заемщику с просьбой представления балансовых данных и данных складского учета. Однако ответов от заемщика не последовало. Банк принял решение обратиться в налоговые органы с просьбой о представлении информации о наличии балансовых данных организации-заемщика и представлении интересующей банк информации.

Однако банком был получен отказ из налоговых органов в связи с отсутствием законодательного обоснования данного запроса. Подобные случаи не редкость в банковской практике.
Широкое распространение в банковской практике получило и совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа. Продолжительность операционного дня в банке установлена с 8.30-12.45. В учреждение банка приходит после окончания операционного дня инкассовое распоряжение о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с расчетного счета плательщика (клиента банка).

В соответствии с установленным порядком документооборота данные документы направляются в юридический отдел для проверки соответствия данного распоряжения установленной форме. Юридическая служба в момент регистрации документа может сообщить данному клиенту о выставлении инкассового распоряжения в его адрес, а у клиента, соответственно, появляется возможность по договоренности с банком провести какой-либо платеж со своего расчетного счета после окончания операционного дня, т.к. порядок приема документов от клиентов не позволяет в полной мере определить их точное время поступления в учреждение банка.

Инкассовое же распоряжение попадет операционисту по данному счету лишь утром следующего дня и будет помещено в картотеку N 2 ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете клиента. Данное нарушение, конечно же, влечет за собой взыскание штрафа, но доказать его практически невозможно.

Такие действия банки, как правило, совершают в целях оказания помощи своим VIP-клиентам.
При проверке исполнения коммерческими банками и другими кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет налоговые органы руководствуются в первую очередь тем, что налогоплательщики - клиенты банка - обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Проверка производится в соответствии с предоставленным налоговым органом п. 11 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, а также документы, связанные с исчислением и уплатой налогов самой кредитной организацией.
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов и сборов определены ст. 60 НК РФ.

При проверке налоговые органы выбирают недоимщиков по платежам в бюджет, сумму недоимки, даты инкассовых поручений, выставленных в учреждения банка на бесспорное взыскание платежей в бюджет. Источниками информации при проверке служат:
1) лицевые счета налогоплательщиков, открываемые налоговыми органами по месту налогового учета;
2) первичные расчетные документы (платежные поручения налогоплательщиков, инкассовые поручения налоговых органов);
3) выписки из лицевых счетов налогоплательщиков - клиентов банка;
4) выписки из счетов доходов федерального бюджета.
Кроме того, используются документы синтетического и аналитического учета в банках (оборотно-сальдовый баланс банка, выписки по корреспондентскому счету банка, документы дня и др.).
По документам дня на дату обработки платежного документа в учреждении банка (дата указана на платежном поручении) по штампу на поручении устанавливается дата его принятия учреждением банка и движение денежных средств по счетам клиента.
Остатки денежных средств на счетах клиентов отражаются в оборотной ведомости (с указанием лицевого счета клиента) и в ежедневном балансе. В случае, если у клиента на момент сдачи в банк платежного документа не имелось денежных средств, налоговая инспекция устанавливает по лицевому счету дату поступления средств клиенту и их сумму.

Дата зачисления проверяется по выпискам РКЦ (при безналичном перечислении денежных средств), которые прилагаются к документам дня.
В случае клиринговых расчетов налоговыми органами проверяется запись о зачислении средств на счет клиента банка. Операция производится в день поручения или на следующий день, если баланс закрыт (дебет счета 30104 Корреспондентские счета центров взаимных расчетов, клиринговых организаций в банке России, кредит счета клиента).
Проверка своевременности зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика производится посредством сличения даты поступления средств (дата на платежном поручении) и даты их зачисления на расчетный счет клиента. В случае поступления выручки наличными денежными средствами через кассу банка по кассовым документам дня сопоставляется дата поступления средств в кассу банка с датой зачисления платежей на расчетный счет.
Платежные документы (полностью оплаченные) с отметкой о дате исполнения находятся в документах того банковского дня, в который произведена оплата. Частично платежные поручения находятся в картотеке N 2, при этом их погашение производится мемориальными ордерами банка, которые помещаются в документы соответствующего дня. Дата списания сумм со счета клиента с указанием реквизитов платежного поручения, по которому производится погашение, должна совпадать с датой мемориального ордера.

Неисполненные и частично исполненные платежные документы помещаются в картотеку N 2 и учитываются на внебалансовых счетах N 90902 Расчетные документы, не оплаченные в срок, 90903 Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.
Своевременность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:
1) даты составления платежного документа (заполняется налогоплательщиком и действителен в течение 10 дней со дня выписки);
2) даты поступления документа в банк (документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся ими по балансу в этот же день и подшиваются в документы дня на дату получения платежного документа; если банком не производится календарная регистрация приема платежных документов, то принимается дата выписки платежного поручения;
3) даты списания средств со счета налогоплательщика (календарный штемпель даты проводки сверяется с выпиской из лицевого счета клиента);
4) даты списания средств с корреспондентского счета (определяется по выпискам с корреспондентского счета).
Сличение выписки поручения, даты обработки его банком и даты перечисления в бюджет производится по карточкам лицевых счетов плательщиков на уплату платежей в бюджет. Все факты временных разрывов отмечаются налоговыми органами для дальнейшей проверки в коммерческом банке.
Если на момент предъявления налогоплательщиком к погашению в кредитную организацию векселя либо облигации денежные средства на ее корреспондентском счете отсутствовали и тем не менее денежные средства от погашения вышеуказанных ценных бумаг зачислены на счет налогоплательщика, обязанность по уплате налога за счет указанных денежных средств не считается исполненной, т.к. данные денежные средства на его счет зачислены на основании ничтожной сделки.В случае представления налогоплательщиком документов, являющихся основанием считать обязанность по уплате налога исполненной, налоговый орган отражает в установленном порядке ее исполнение в лицевом счете только при получении документов, подтверждающих наличие на корреспондентском счете кредитной организации денежных средств на момент предъявления упомянутых ценных бумаг к погашению. В случаях выявленных зачислений кредитными организациями денежных средств на счета налогоплательщиков вышеуказанным способом органами ИМНС рассматривается вопрос о направлении соответствующих материалов в правоохранительные органы.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации вводится в двух случаях:
1) по основаниям Закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций на срок не более трех месяцев;
2) при переходе кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
Во время действия моратория не допускается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций. Требования о взыскании в бесспорном порядке по денежным и обязательным платежам могут быть предъявлены кредитной организации только после окончания действия моратория.

Действие моратория не распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли после введения моратория, что является основанием для предъявления к кредитной организации требований по уплате данной задолженности и в период действия моратория. При этом во время действия моратория на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.
Штрафы с банков взыскиваются в добровольном и судебном порядке, а пени - в бесспорном порядке. При невозможности удовлетворения требований налоговых органов из-за недостаточности имущества кредитной организации налоговые органы обязаны обратиться в Главное управление Центрального банка Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на совершение банковских операций.

После отзыва лицензии Центральным банком Российской Федерации налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Погашение задолженности по платежам в бюджет в этом случае производится в очередности, предусмотренной законодательством.

Контрольные вопросы

Каким законодательным актом регламентируются права, обязанности и ответственность коммерческих банков в сфере налогообложения? Чем обусловлена необходимость налогового контроля?
Существуют ли какие-либо отличительные особенности у коммерческих банков в сфере налоговых прав и обязанностей, и чем это обусловлено?
Назовите основные права коммерческих банков в сфере налогообложения.
Имеют ли коммерческие банки право на получение какой-либо интересующей информации о своих клиентах в налоговых органах?
Охарактеризуйте обязанности коммерческих банков в сфере налогообложения.
Что служит источниками информации при налоговой проверке коммерческих банков?
На основании чего определяется своевременность прохождения платежного поручения?
В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации?
Охарактеризуйте санкции, предусмотренные Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. В каком порядке взыскиваются штрафы и пени с коммерческих банков?
Охарактеризуйте роль коммерческих банков в налоговой системе страны.

Список литературы


1. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов.

М.: Логос, 1998. 2. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки: Учебное пособие.

М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Аудит банков: Учебное пособие.

М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебно-методическое пособие.

М.: Аналитика-Пресс, 1998.
5. Гончаренко Л.И., Грунина Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения: Учебное пособие.

М.: ФА, 1998.
6. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов.

М.: ЮНИТИ, 2001.
7. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.

М.: Инфра-М, 2002.
8. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции.

М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение.

СПБ.: Питер, 2001.
10. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад.

Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 1997.

С. 716.
11. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник для ВУЗов.

М.: Финансы и статистика, 2000.
12. Лаврушин О.И. Деньги.

Кредит. Банки: Учебник для вузов.

М.: Финансы и статистика, 2001.
13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций.

М.: Инфра-М, 2001.
14. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1: Постатейный комментарий.

М.: Статус, 2002.
15. Налоговый кодекс РФ.

Ч. 2. М.: Статус Кво-97, 2002.
16. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2-4.

КС Интернет.
17. Пансков В.Г.

Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М.: Книжный мир, 2002.
18. Пепеляев С.Г.

Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. М.: Инвест Фонд, 1997.
19. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.

Испр. и доп. СПБ.: Питер, 2002.
20. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов.

М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998.
21. Сурен А. Валютные операции: Основы теории и практика.

М.: Дело, 2001.
22. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие.

М.: Финансы и статистика, 2001.
23. Юткина Т.Ф.

Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М, 2001.



Содержание раздела