d9e5a92d

Порядок исчисления и уплаты налога

Шкалы ставок ЕСН построены по принципу регрессного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога и, соответственно, сумма налога
Налогоплательщики, организации, в т.ч. и банки, производящие выплаты физическим лицам, применяют базовую ставку налога 35,6% при налоговой базе на каждого работника до 100 000 руб.
Согласно Федеральному закону О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) до 1 января 2002 г. в ст. 241 Ставки налога ЕСН ч. 2 НК РФ при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5%.
По сравнению с 2001 г. в 2003 г. изменилось условие применения регрессивной шкалы ставок ЕСН. Банк вправе начать применять регрессивную шкалу ставок ЕСН в отношении выплат (вознаграждений) работнику при условии, что налоговая база данного работника достигла нарастающим итогом величины 100 001 руб.

При этом накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, должна составлять сумму 2500 руб. и более*(6).
Введение такого условия применения регрессии нацелено на то, чтобы высокая заработная плата выплачивалась не только руководящему составу организации (банка), но и всем остальным работникам.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Налогоплательщики, не соответствующие критерию, установленному ч. 1 настоящего пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным п. 1 настоящей статьи, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 тыс. руб. независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Порядок исчисления и уплаты налога

Порядок исчисления и уплаты налога существенно отличается для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Так как мы рассматриваем особенности исчисления и уплаты единого социального налога банками, то подробнее остановимся на порядке исчисления и уплаты данного налога для налогоплательщиков-работодателей. Для исчисления единого социального налога особое значение имеет порядок определения даты получения доходов. В соответствии со ст. 242 Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов) НК РФ в целях исчисления налога дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:
1) день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, производящих выплаты наемным работникам, организациями, в т.ч. и банками, а также индивидуальными предпринимателями;
2) день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду. При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.
В соответствии со ст. 243 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.


Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-работодатели уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах, выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
С введением единого социального налога налогоплательщики-работодатели не освободились от обязательств по представлению сведений в органы социальных внебюджетных фондов, а сумма налога исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду.
Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ работодатели обязаны представлять сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования. Начиная с 1 января 2003 г. в соответствии с изменениями и дополнениями в Федеральном законе Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (с изменениями от 31.12.2002 г.), внесенными Федеральным законом О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 31.12.2002 г. N 198-ФЗ, изменился порядок представления страхователями в органы Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже работающих у страхователей застрахованных лиц.

Теперь страхователь (банк) должен представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице лишь один раз в год - не позднее 1 марта (ранее сведения представлялись один раз в полгода, а организациями с численностью до 50 человек - ежеквартально).
Начиная с 2002 г. формирование пенсионных выплат осуществляется исходя из базовой и накопительной пенсий. Для финансирования этих составляющих потребовалось произвести раздвоение ставки единого социального налога в ПФР на 2 части: ч. 1 идет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии и ставку единого налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифа страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемого Федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части трудовой пенсии, т.е. 14% идут на финансирование базовой пенсии и 14% - на дифференцированную.

А именно вторые 14% закрепляются в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком.
Из 14%, зачисленных на личные счета граждан, в чистом виде в накопление для начала пойдет только часть средств. Остальная часть дифференцируемой пенсии будет существовать, так сказать, в условно накопительной форме. Это еще не живые деньги.

Реально человек может их получить лишь после 55-60 лет, а до этого его взносы будут использоваться для выплат предыдущим поколениям. Выплаты с накопительных счетов осуществляются с 2003 г. Необходимо, чтобы человек пополнял свой счет хотя бы в течение одного года.

Но право на пенсию человек должен зарабатывать не в последние 2 года, а в течение всей трудовой жизни.
В соответствии с п. 6 ст. 243 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями НК РФ налогоплательщики обязаны представить в сроки, установленные для уплаты налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, сведения о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
3) направленных ими на приобретение путевок;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В случае значительного увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщик обязан (вправе) представить уточненную декларацию по единому социальному налогу*(7).
Процесс взимания единого социального налога сопряжен с определенными трудностями: не до конца ясны многие технические моменты; слишком часто происходят изменения в порядке его исчисления и взимания. В том случае, если проблемы с ЕСН и пенсионными взносами будут усугубляться, возникнет необходимость в форсированной реформе налога.

Минфин и Правительство соглашаются с предложениями снизить максимальную ставку налога. Объем поступлений ЕСН и взносов в бюджет создают базу для полноценного финансирования пенсионной реформы и повышения пенсий.

Контрольные вопросы

Когда и с какой целью был введен единый социальный налог? Каким образом отразилось его введение на деятельности государственных социальных внебюджетных фондов? Охарактеризуйте основные элементы единого социального налога.
Что является объектом обложения единым социальным налогом?
Назовите налоговый период по единому социальному налогу.
Охарактеризуйте систему льгот по ЕСН.
Почему по ЕСН предусмотрена регрессивная шкала ставок? Перечислите условия использования регрессивной шкалы при исчислении ЕСН.
Назовите базовую ставку налога при налоговой базе на каждого работника до 100 тыс. руб.
Каким образом формируется налоговая база для различных видов доходов?
Какие суммы выплат не подлежат обложению единым социальным налогом?
Как распределяются суммы единого социального налога, идущие на пенсионное страхование? С чем это связано?
Каков порядок исчисления и уплаты ЕСН банками, производящими выплаты наемным работникам.

Тест по единому социальному налогу

1. Налоговым периодом по единому социальному налогу признается: 1) месяц;
2) квартал;
3) год.
2. Для применения регрессивной шкалы по ЕСН необходимо, чтобы накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составила:
1) 5000 руб.;
2) 2500 руб.;
3) 5000 руб.;
4) 3000 руб.;
5) 10 000 руб.
3. Налогоплательщики-работодатели уплачивают авансовые платежи по налогу:
1) уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
2) ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 10-го числа следующего месяца;
3) ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца;
4) равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
4. Работодатели представляют сведения в Пенсионный фонд РФ в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете:
1) один раз в год не позднее 1 апреля;
2) один раз в полгода, а организациями с численностью до 50 человек - ежеквартально;
3) ежеквартально;
4) один раз в год не позднее 1 марта;
5) ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 10-го числа следующего месяца.
5. Не являются налогоплательщиками ЕСН:
1) индивидуальные предприниматели;
2) семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
3) физические лица;
4) предприниматели, уплачивающие налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
6. Не включаются в состав доходов, подлежащих обложению ЕСН:
1) пособия по временной нетрудоспособности;
2) материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работниками от работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами;
3) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
4) материальная выгода в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования.
7. Налогоплательщики-организации, в т.ч. и банки, производящие выплаты физическим лицам при налоговой базе на каждого работника до 100 тыс. руб., применяют базовую ставку налога:
1) 35,6%, которая расщепляется следующим образом: в Пенсионный фонд - 28%, в ФСС - 3,4%, в федеральный ФОМС - 0,2%, в территориальный - 4%;
2) 35%, которая расщепляется следующим образом: в Пенсионный фонд - 28%, в ФСС - 2%, в федеральный ФОМС - 2%, в территориальный - 3%;
3) 35,6%, которая расщепляется следующим образом: в Пенсионный фонд - 28%, в ФСС - 4%, в федеральный ФОМС - 0,2%, в территориальный - 3,4%;
4) 35,6%, которая расщепляется следующим образом: в Пенсионный фонд - 15%, в ФСС - 10%, в федеральный ФОМС - 10%, в территориальный -10,6%;
5) 24%, которая расщепляется следующим образом: в Пенсионный фонд - 16%, в ФСС - 4%, в федеральный ФОМС - 2%, в территориальный - 2%.

Транспортный налог. Понятие транспортного налога и его назначение


Введение налоговых и дополнительных (неналоговых) источников финансирования дорожного хозяйства преследовало цель стабилизировать формирование средств для выполнения общенациональных программ улучшения технического состояния автомагистралей страны, которое значительно уступает мировому уровню. Протяженность автомобильных дорог на 100 кв. км территории в нашей стране в 5-10 раз ниже, чем в других странах. До сих пор 151 (или 8,2%) из 1846 районных центров не имеют связей по автомобильным дорогам с твердым покрытием с республиканскими, краевыми и областными центрами*(8). Ежегодно в консолидированном бюджете РФ предусматривается образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства.

Некоторые из этих фондов создаются в основном за счет соответствующих налогов, которым в законодательном порядке придается целевое значение. В 2001-2002 гг. в связи с изменениями в налоговом законодательстве, обусловленными продолжением работы по формированию Налогового кодекса РФ, число целевых фондов, образуемых в составе федерального бюджета РФ, резко сократилось*(9). Например, в 2001 г. были упразднены следующие целевые внебюджетные фонды федерального уровня, создававшиеся за счет налогов целевого назначения: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

На региональном уровне целевыми бюджетными фондами являются территориальные дорожные и экологические фонды. До 2003 г. в территориальные дорожные фонды направлялись следующие налоги целевого назначения:
1) налог на пользователей автомобильных дорог;
2) налог с владельцев транспортных средств.
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ (с изменениями от 29.11.2004 г..) предусматривает уплату оборотного налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств и утрачивает силу в соответствии со ст. Федерального закон О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 28.12.2004 г.) с 1 января 2003 г. Этот закон направлен на компенсацию потерь доходов региональных бюджетов в связи с отменой с 1 января 2003 г. Закона РФ О дорожных фондах в Российской Федерации.
Итак, в целях компенсации потерь от отмены вышеуказанных налогов предусмотрены следующие меры.
1. Во-первых, довольно серьезное увеличение ставки акциза на сигареты на 70%, на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла) - на 45%. Кроме того, увеличиваются ставки акциза на пиво на 25%, на алкогольные напитки - на 15%.
2. Во-вторых, увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, с 14,5% до 16% при одновременном уменьшении доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%.
3. В-третьих, проведение индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза с последующей передачей этого налога в полной сумме в региональные и местные бюджеты.
4. И, наконец, введение регионального транспортного налога (новая глава ч. 2 НК РФ Транспортный налог).

Плательщики налога и объект налогообложения

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. В том числе налогоплательщиками по транспортному налогу являются и банки, являющиеся владельцами транспортных средств. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента августа 2002 г., налогоплательщиком признается лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксирные суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 л. с.;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные для сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.



Содержание раздела