d9e5a92d

Налог на прибыль банков. Понятие налога на прибыль

Полный перечень реквизитов счета-фактуры приведены в п. 5 ст. 169 Счет-фактура ч. 2 НК РФ.

В счете-фактуре обязательно должны стоять подписи руководителя и главного бухгалтера организации (или лиц, имеющих право подписи счета), печать организации.
Согласно ст. 171 Налоговые вычеты, 172 Порядок применения налоговых вычетов ч. 2 НК РФ сумма НДС, уплаченная при покупке материальных ценностей, подлежит возмещению.

Налог возмещается после оприходования ценностей.
Налогоплательщик несет ответственность за соответствие сведений, указанных в его счетах-фактурах, сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах или товаросопроводительных документах.

Порядок и сроки уплаты НДС

Статьей 163 Налоговый период ч. 2 НК РФ с 01.01.2001 г. введен единый налоговый период по налогу на добавленную стоимость - календарный месяц. Сроки уплаты налога в бюджет зависят от размера ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг), а не от размера среднемесячного платежа в бюджет, как это было ранее. Налогоплательщики с ежемесячным в течение квартала объемом выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающем 1 млн руб., уплату налога в бюджет производят ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Остальные плательщики уплачивают налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Внесение в бюджет налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено. Статьей 174 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет ч. 2 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, предоставляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Статьей 154 Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) ч. 2 НК РФ предусмотрена возможность, при которой банки, имеющие в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов величину налогооблагаемой базы по операциям, являющимся объектом налогообложения, не превышающую 1 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж), могут быть освобождены от уплаты НДС.
При освобождении кредитной организации от обязанностей налогоплательщика по НДС все расчетные, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. На этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп без НДС.

Роль НДС в современной налоговой системе

Налоговая реформа 1999 г. существенным образом затронула косвенные налоги. Дискуссии о налоге на добавленную стоимость продолжаются в отечественной экономической литературе с момента его введения в 1992 г. Высказываются разные мнения о влиянии НДС на развитие экономики России, о налоговых ставках и льготах, механизме взимания в отдельных отраслях хозяйства, об облагаемой базе. Самый острый вопрос: снижать ли НДС в целях расширения налоговой базы или не снижать в целях лучшей сбалансированности бюджета.

Различные и зачастую прямо противоречивые взгляды на данный налог связаны прежде всего с его внутренней противоречивостью. С одной стороны, НДС очень удобен для выполнения фискальной функции. Налог имеет устойчивую базу обложения, которая к тому же мало зависит от текущих материальных затрат.

Финансовые ресурсы начинают поступать в бюджет задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции, работ или услуг, при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от НДС сложнее, чем от уплаты прямых налогов.

Выделение НДС отдельной строкой во всех платежно-расчетных документах позволяет налоговым органам достаточно эффективно контролировать поступления налога в бюджет. Поэтому неудивительно, что НДС получил распространение более чем в 40 странах земного шара, в т.ч. во всех развитых странах Европы.
Но есть и другая сторона медали. Дело в том, что, входя в цену продукции, НДС усиливает инфляционные процессы. В России НДС был введен в момент возникновения сильнейшей инфляции.

Способствуя дополнительному росту цен, а вернее, делая этот рост вынужденным, налог снижает конкурентоспособность продукции, приводит к уменьшению платежеспособного покупательского спроса.
Наибольшую роль НДС играет в налоговой системе стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации.



И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, например Франция, к началу формирования Общего рынка отличались широким использованием косвенных налогов. Следовательно, наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС виделся путь формирования единых основ косвенного налогообложения; и применительно к налогам на потребление важнейшая роль отводилась унификации в использовании НДС.

В большинстве стран ЕС НДС играет роль единственного налога на потребление.
Необходимо отметить, что в ряде развитых стран - США, Канаде, Японии - велась достаточно интенсивная борьба вокруг вопроса о введении НДС. Например, в США уже с 1960-х гг. выдвигались предложения о введении НДС в качестве средства решения острых финансово-бюджетных проблем страны (иногда в качестве частичной замены налога на прибыль). Основным аргументом служили ссылки на широкое использование в странах ЕС, что, по мнению американских сторонников НДС, ставит внешнюю торговлю этих стран в более выгодное положение по сравнению с США. Американские противники введения НДС в качестве основного контраргумента ссылались на опасность в результате введения этого налога усиления инфляции в США и связанных с этим отрицательных последствий, включая снижение платежеспособного спроса основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста.

Последняя позиция опиралась на широко распространенное в общественном мнении США отрицательное отношение к косвенным налогам ввиду их откровенного социально несправедливого характера (поскольку в качестве источника этих налогов рассматривался показатель потребления всего населения без учета уровня доходов его отдельных слоев). В результате позиция противников НДС одержала победу.
В России НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. По сути при следовании чисто фискальным путем дальнейшего усиления роли косвенных налогов копируется опыт развивающихся стран, в которых косвенные налоги играют решающую роль в пополнении доходной части государственного бюджета (причем тем в большей степени, чем менее развита экономика той или иной страны).

Как свидетельствует опыт стран с более развитой рыночной экономикой, меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста вроде заметного снижения налога на прибыль.

Контрольные вопросы

Дайте характеристику экономического содержания налога на добавленную стоимость. Когда и с какой целью был введен НДС в России?
Совпадает ли объект обложения и источник налога у налога на добавленную стоимость?
Возможно ли использование метода прямого вычитания и метода косвенного вычитания при налогообложении добавленной стоимости на практике?
Чем обусловлено широкое распространение НДС в мире?
В чем заключается специфика обложения НДС организаций финансово-кредитного сектора?
Почему основные банковские операции НДС не облагаются?
Охарактеризуйте систему льгот по налогу на добавленную стоимость. Какой вид льгот наиболее выгоден налогоплательщику?
Какие операции в отношении НДС не признаются реализацией товаров?
В каких случаях применяются пониженные ставки налога?
Назовите основные методы исчисления НДС финансово-кредитными организациями.
Какие налогоплательщики освобождены от составления счетов-фактур?
Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?
Оцените перспективы применения НДС в России. Решите задачу. Сумма доходов коммерческого банка Стимул составляет 950 тыс. руб., доходы банка от проведения основных банковских операций составили 720 тыс. руб.

Возможно ли отнесение данным банком сумм НДС, уплаченных поставщикам по всем товарам, работам, услугам, на расходы данного коммерческого банка?
Решите задачу. Коммерческий банк Стимул оказал в январе услуги, облагаемые НДС, на сумму 378 тыс. руб. (в т.ч. НДС - 60 тыс. руб. и налог с продаж - 18 тыс. руб.).

В этом же месяце были оказаны непосредственно банковские услуги на сумму 840 тыс. руб. В феврале были оказаны услуги, облагаемые НДС, на сумму 252 тыс. руб. (в т.ч. НДС - 40 тыс. руб., налог с продаж - 12 тыс. руб.). За просрочку оплаты покупатель товаров уплатил организации финансовые санкции, превышая процент, рассчитанный, исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая составила 6 тыс. руб. (в т.ч.

НДС - 1 тыс. руб.). В этом же месяце были оказаны непосредственно банковские услуги на сумму 900 000 руб. В марте коммерческий банк Стимул собственными силами построил склад. Расходы по строительству склада составили 180 тыс. руб.

В марте для использования в непроизводственной сфере (в санатории) были переданы телевизоры в количестве 24 штук. Указанные телевизоры обычно реализуются по цене 21 168 руб. (в т.ч. НДС - 3360 руб., налог с продаж - 1008 руб.) за штуку. Были оказаны непосредственно банковские услуги на сумму 850 тыс. руб.

Определите сумму НДС, уплаченную коммерческим банком Стимул. Решите задачу. Банк Стимул выступал посредником при реализации товара. Товар был реализован по цене 300 тыс. руб.

Комиссионный сбор, полученный банком, составил 7%. Определите НДС, уплаченный коммерческим банком Стимул с данной операции.

Тест по налогу на добавленную стоимость

1. Организации, в т.ч. банки и индивидуальные предприниматели, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если: 1) в течение предшествующего налогового периода налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения без учета НДС и налога с продаж, не превысила 1 млн руб.;
2) в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения без учета НДС и налога с продаж, не превысила 3 млн руб.;
3) в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения без учета НДС и налога с продаж, не превысила 1 млн руб.;
4) в течение предшествующего налогового периода налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения без учета НДС и налога с продаж, не превысила 3 млн руб.
2. Объектом налогообложения по НДС является:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг);
2) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
3) реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
4) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
5) услуг по перевозке пассажиров;
6) доли в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментах срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты и опционы);
7) банковские операции.
3. Налоговый период по НДС:
1) год;
2) месяц;
3) квартал;
4) декада.
4. Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется налогоплательщиком:
1) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
2) при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз;
3) расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.
5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру:
1) в течение 2 дней со дня отгрузки товара;
2) не позднее 5 дней со дня отгрузки товара;
3) не позднее 10 дней со дня отгрузки товара.
6. Счета-фактуры могут не выставлять:
1) банки;
2) страховые организации;
3) бюджетные организации;
4) образовательные учреждения;
5) негосударственные пенсионные фонды;
6) индивидуальные частные предприниматели.
7. Сроки уплат НДС:
1) уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
2) уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
4) налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога и налога с продаж, не превышающими 3 млн руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
5) налогоплательщики с ежемесячными в течение месяца суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
8. Возмещение НДС производится в случае:
1) если по итогам трех налоговых периодов сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным в отчетном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению;
2) если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным в отчетном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению;
3) если в налоговый орган предоставлено мотивированное заявление налогоплательщика.
9. Банки являются плательщиками НДС по следующим операциям, работам, услугам:
1) осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
2) инкассации;
3) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в т.ч. оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
4) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
5) ввоз товара на таможенную территорию РФ;
6) выдача поручительств.

Налог на прибыль банков. Понятие налога на прибыль


Прибыль - одно из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Распоряжение прибылью включает в себя ее распределение между владельцами, кредиторами и реинвестированием в бизнес.

Отсутствие прибыли прямо влияет как на размер выплачиваемых дивидендов, так и на снижение курсовой стоимости акций. Чистая (нераспределенная) прибыль служит индикатором производственного потенциала и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования. Бухгалтерские приемы, устанавливающие порядок получения доходов и списания затрат, имеют, с одной стороны, прямую связь с формированием финансового результата предприятия или банка, а с другой, - с его налогообложением. Поэтому, изменяя учетную политику в дозволенных законом рамках, можно выбирать наиболее выгодный для себя способ учета - тот, который несколько улучшает финансовое положение, или тот, который позволяет снизить налог на прибыль.
Балансовая прибыль - субъективный показатель, ее в определенной степени создают бухгалтеры. Величина этой прибыли интересует всех участников хозяйственного процесса по-разному.

Завышение прибыли может быть выгодно государству в лице налоговых органов, владельцам бизнеса в случае привлечения долгосрочных инвестиций. В пониженном размере могут быть заинтересованы управляющие предприятий и банков, если их благосостояние напрямую связано с величиной прибыли, показанной в бухгалтерской отчетности и существует возможность получения дохода за счет различных финансовых схем.
Однако наиболее типичным моментом при принятии решения о величине прибыли является минимизация налогообложения. Исходя из этого формирование учетной политики зачастую связано с возможностью получения налоговых экономий вследствие уменьшения балансовой прибыли и изменения сроков уплаты налога на прибыль.

Такое положение (в отличие от западной классической схемы) приводит не к прозрачности отчетности, а, наоборот, - к искажению учетных данных о реальном финансовом состоянии объекта.
Для коммерческого банка прибыль является финансовым результатом его деятельности. При этом основным принципом деятельности банка является коммерческий расчет, т.е. доходы должны покрывать все текущие расходы и создавать средства для его развития. Определение окончательных результатов деятельности банка (прибыли или убытка) производится согласно решению, принятому банком или закрепленному документально.

В течение отчетного периода прибыль или убыток формируется нарастающим итогом, по окончании этого периода производится уплата налога на прибыль в бюджет.
Во всех развитых странах мира установлены налоги на прибыль или доход юридических лиц. При всей схожести понятий доход и прибыль между ними есть принципиальное различие.

Если прибыль означает результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между доходами и расходами, осуществленными в рамках этой деятельности, то под доходом при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев понимается лишь непосредственная выручка налогоплательщика без учета понесенных им расходов.
На сегодняшний день в России взимается налог на прибыль юридических лиц. Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является Федеральным налогом.

Предусмотрено, что этот налог является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов и местные бюджеты. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов.

Однако с 1994 г. наблюдается тенденция к уменьшению его доли в доходах федерального бюджета РФ с 19,8% до 14,5% (по данным бюджета на 2001 г.). Налог на прибыль является личным налогом, основанным на принципе резидентства.

Основное функциональное предназначение этого налога - обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.
Налог на прибыль юридических лиц соответствует принятому в ряде стран понятию налог с корпораций. В большинстве стран фискальное значение налога с корпораций невелико, и этот налог используется главным образом в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компании.

Доля поступлений от его взимания в ВНП ФРГ, США, Франции и Швеции не превышает 2%, в Великобритании - 4%, Японии - 6%. Это объясняется тем, что основную тяжесть налогообложения за рубежом несут физические лица как конечные потребители создаваемых обществом благ. Налог на прибыль - шедулярный налог.

Различные виды прибыли облагаются налогом по разным ставкам.
До 1993 г. налогом облагался доход коммерческого банка, а с 01.01.1994 г. коммерческие банки были переведены на порядок налогообложения в соответствии с Законом О налоге на прибыль предприятий и организаций от 27.12.1991 г. N 2116-I ( с изм. от 08.12.2003 г.). Кроме того, перевод коммерческих банков на новый порядок автоматически означал распространение на коммерческие банки отдельных пунктов Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, утвержденного постановлением Правительства СМ РФ от 12.07.1993 г. N 645, в котором были определены особенности налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями. Введение гл. 25 НК Налог на прибыли с 01.01.2002 г., внесло существенные изменения в налогообложение прибыли банков.

Эта глава НК, упразднив все предыдущие нормативные документы по исчислению налога на прибыль, объединила в себе вопросы, связанные с исчислением и уплатой данного налога. Кроме того, произошла значительная унификация налога на прибыль с налогообложением прочих предприятий и организаций.
В результате положение банка с точки зрения налоговой нагрузки стало значительно лучше. Банки, как и страховые организации, были в несколько обособленном положении по сравнению с другими субъектами экономики, на них распространялся более тяжелый налоговый гнет. Это являлось одной из причин замедленного развития банковской сферы. Предельные процентные ставки по кредитам и минимальные ставки по вкладам физических и юридических лиц - это характерные черты функционирования банков.

С изменением законодательства о налоге на прибыль практически все банки и филиалы банков увеличили многократно свою прибыль, а увеличение числа клиентуры стало тенденцией в 2002 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение законодательства о налоге на прибыль не просто благоприятно повлияло на деятельность кредитных учреждений, но и на экономику в целом, поскольку такие показатели деятельности кредитных учреждений положительно сказываются на инвестиционном процессе, что является необходимым развивающейся экономике.

Плательщики налога на прибыль

Сложившаяся теория налогообложения определяет, что плательщиками налога на прибыль могут быть только юридические лица - компании различных организационно-правовых форм и видов деятельности независимо от их национальной принадлежности. Существуют подходы к определению круга плательщиков налога.

В одних государствах облагают только резидентов, т.е. юридических лиц, учрежденных на их территориях и по действующим на них законам, в других - как резидентов, так и нерезидентов, но при условии, что лица осуществляют деятельность на их территории. Однако в большинстве современных государств практикуется комбинированный подход к определению юрисдикции государства по налогообложению прибыли.

При таком подходе государство во всех случаях вправе облагать налогом прибыль любых лиц, учрежденных на его территории и по его законам, вне зависимости от того, на территории какого государства они осуществляют деятельность.



Содержание раздела