d9e5a92d

Единый социальный налог (ЕСН)

Данное положение не согласуется со ст. 6 Федерального закона О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери от 20.07.1997 г. N 110-ФЗ (с изменениями от 20.11.1999 г., 28.07.2004 г.), которой для квартир и жилых помещений устанавливается иная налоговая база, которая должна составлять не более 50% от оценки рыночной стоимости указанных объектов.

Важность эксперимента в Новгороде и Твери состоит в том, что его результаты позволят ответить на следующие вопросы: эффективно ли введение налога на недвижимость, может ли этот налог быть местным, каким должен быть механизм его взимания. На сегодняшний день вопрос оценки недвижимости является камнем преткновения введения налога на недвижимость. Природа стоимости зданий и земли различна. Стоимость здания является результатом сознательных действий владельца недвижимости и меняется в зависимости от его решений по внесению любого рода изменений.

В отличие от этого стоимость земли определяется факторами, не зависящими от владельца и связанными с общегородской функционально-планировочной ситуацией. Методика расчета рыночной цены недвижимости должна быть единой на всей территории РФ. И до тех пор, пока не будет отработан единый механизм оценки имущества, говорить о введении этого налога преждевременно.

Введение единого налога на недвижимость без указанной его дифференциации теоретически возможно, но практически труднореализуемо.
Другим не менее спорным вопросом налога на недвижимость является вопрос о статусе данного налога.
С одной стороны, закрепление налога на недвижимость в составе местных налогов сможет в значительной мере компенсировать бюджетам муниципальных образований сумму выпадающих доходов, которые образуются при введении в действие ст. 12 Виды налогов и сборов, 13 Федеральные налоги и сборы, 14 Региональные налоги и сборы, 15 Местные налоги и сборы ч. 1 НК РФ. При введении налога на недвижимость устанавливаются конкретные ставки его взимания по разным категориям недвижимости и обеспечивается предсказуемость налоговых сборов.

Соответственно производители получают возможность планировать расходы и оптимизировать правовой режим объекта недвижимости, выбирать между собственностью и арендой. Органы местного самоуправления в свою очередь смогут максимизировать совокупный доход (единовременные и регулярные платежи) от недвижимости путем регулирования условий перехода от аренды к собственности.
С другой стороны, существует предложение о необходимости регулирования налога на недвижимость на уровне субъекта РФ при фиксированной максимальной ставке и принятой на федеральном уровне методике оценки стоимости недвижимости. При этом предлагается поступления от налога на недвижимость распределять между региональным и местными бюджетами. По сути в этом случае должны сохраниться существующие пропорции распределения между уровнями бюджета налога на имущество.

Это, на наш взгляд, наиболее справедливо.
Недостатком существующего механизма налогообложения имущества коммерческого банка является неучитывание влияния инфляционных процессов на величину и эффективность использования отдельных объектов активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства). Налог на недвижимость этой проблемы не решает. В существующем виде этот налог далеко не совершенен.

В связи с этим особую важность приобретает эксперимент, проводимый в городах Новгороде и Твери. Наша налоговая система уже устала от необдуманных решений и неоправданных реформ, т.к. сломать что-либо всегда проще, чем создать, а тем более в таком масштабе.

Проводимый эксперимент позволит выявить все наиболее уязвимые места нового налога и избежать ошибок на уровне страны в целом.
В Государственной Думе РФ уже рассмотрен проект гл. 30 Налог на имущество организаций ч. 2 НК РФ.

При этом базу этого налога планируется скорректировать так, чтобы вывести из-под налогообложения товарные запасы, готовую продукцию, капитальные затраты, сырье и материалы. Сужение объектов налогообложения скажется на ставке налога.

Минфин предлагает установить максимальную ставку на уровне 2,6%.

Контрольные вопросы

Охарактеризуйте систему имущественного налогообложения. Какова основная цель введения налога на имущество предприятий (банков)?
Какие концептуальные подходы к выбору налоговой базы по налогу на имущество существуют?
Чем отличается формирование налогооблагаемой базы по налогу на имущество, уплачиваемого банками, от формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество, уплачиваемого предприятиями и организациями?


Что является налогооблагаемой базой по налогу на имущество?
Как рассчитывается среднегодовая стоимость имущества коммерческого банка?
Назовите льготы, существующие по налогу на имущество. Какие из них могут использовать коммерческие банки?
Какие ставки и сроки уплаты установлены по налогу на имущество?
Дайте характеристику налога на недвижимость.
В чем заключаются основные отличия налога на имущество предприятий от налога на недвижимость? Что является объектом обложения налогом на недвижимость? Решите задачу. За 9 месяцев 2001 г. среднегодовая стоимость имущества коммерческого банка Стимул составила 3 млн руб. За 2001 г. среднегодовая стоимость имущества составила 4 млн руб. Определите налог на имущество, уплаченный коммерческим банком за IV квартал 2001 г.
Коммерческий банк Стимул был учрежден 16.05.2001 г. Среднегодовая стоимость имущества коммерческого банка:
1) на 16 мая - 4 млн руб.;
2) на 1 июля - 5 млн руб.;
3) на 1 октября - 5,5 млн руб.;
4) на 1 января 2002 г. - 5,5 млн руб. Определите налог на имущество коммерческого банка Стимул за 2001 г.

Тест по налогу на имущество

1. Не облагаются налогом на имущество: 1) имущество предприятий и банков с иностранными инвестициями;
2) имущество филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих баланс и расчетный счет;
3) объекты жилищного фонда.
2. Объектами обложения по налогу на имущество банков являются:
1) земля и все, что на ней построено;
2) движимое имущество;
3) недвижимость;
4) материальные и нематериальные активы коммерческого банка.
3. Для целей налогообложения стоимость имущества коммерческих банков уменьшается на балансовую стоимость:
1) объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;
2) объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
3) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
4) нематериальных активов;
5) малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
6) расходов будущих периодов;
7) объектов, используемых (предназначенных) для охраны природы и пожарной безопасности.
4. Активы, на которые начисляется износ для целей налогообложения, принимаются:
1) за вычетом суммы начисленного износа;
2) с учетом сумм начисленного износа.
5. Если банк учрежден в первой половине квартала, то при исчислении среднегодовой стоимости имущество банка принимается:
1) начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом учреждения;
2) пропорционально количеству дней функционирования банка;
3) за полный квартал;
4) начиная с 1-го числа месяца учреждения.
6. Среднегодовая стоимость имущества за полгода рассчитывается по формуле: 1) Сср. год. за 6 мес. = (1/2С01.01 + С01.04 +1/2 С01.07) / 4;
2) Сср. год. за 6 мес. = (С01.01 + С01.04 + С01.07) / 6;
3) Сср. год. за 6 мес. = (С01.01 + С01.04 + С01.07) / 7;
4) Сср. год. за 6 мес. = (С01.01 + С01.04 + С01.07+ С01.10) / 6;
5) Сср. год. за 6 мес. = (С01.01+С01.04 + С01.07) /3.
7. Предельный размер ставки налога на имущество не может превышать: 1) 20%;
2) 24%;
3) 10%;
4) 2,2%;
5) 1,5%;
6) 0,5%.
8. Сумма налога на имущество юридических лиц вносится в бюджет:
1) ежемесячно;
2) ежеквартально нарастающим итогом;
3) по результатам года;
4) ежемесячно или ежеквартально в зависимости от суммы налога.
9. Налог на имущество зачисляется:
1) в федеральный бюджет;
2) в бюджеты субъектов федерации;
3) в местные бюджеты;
4) распределяется между бюджетами различных уровней в установленных пропорциях.

Единый социальный налог (ЕСН). Экономическое содержание и плательщики единого социального налога


Идея единого социального налога (ЕСН) возникла достаточно давно. В 1998 г. МНС России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству. Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был предоставлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.
01.01.2001 г., со вступлением в действие ч. 2 НК РФ, был введен единый социальный налог (взнос). Введение ЕСН позволило снять только некоторые из вышеназванных проблем.

Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимок, пени и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога. Но введение ЕСН практически не упростило, а усложнило работу бухгалтерий организаций, т.к. налогоплательщики предоставляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, появились новые, дополнительные формы отчетности.
С введением ЕСН государственные внебюджетные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидируются*(2). Для них устанавливается единая налоговая база - выплаты, начисленные в пользу работников. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде страхования согласно ст. 11 Федерального закона О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 28.12.2004 г.).

По сравнению с предыдущим периодом сокращению подвергся тариф в Фонд социального страхования РФ с 5,4 до 4%.
В качестве налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 Налогоплательщики НК РФ признаются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т.ч.:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
г) крестьянские (фермерские) хозяйства;
д) физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
Категории налогоплательщиков различают по основаниям, по которым исчисляют и уплачивают налог. Для первой категории, к которой относятся и коммерческие банки, таким основанием являются выплаты, производимые ими физическим лицам.

Для второй - получаемые самими налогоплательщиками доходы. Закреплена норма, в соответствии с которой, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подп. 1 и 2, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Так, все перечисленные в п. 2 налогоплательщики являются плательщиками ЕСН как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников.
Одновременно действует норма, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности, не являются плательщиками ЕСН.

Объект налогообложения и налоговая база

Произошло значительное увеличение объектов налогообложения для исчисления взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Наряду с ранее облагаемыми доходами, начисляемыми работодателям в пользу работников по всем основаниям, появились новые возможности расширения налогооблагаемой базы. В настоящее время объектом налогообложения ЕСН являются: 1) выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в т.ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 тыс. руб. в расчете на календарный месяц;
2) доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
При этом, если указанные выплаты у налогоплательщиков-организаций и банков не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, то они не признаются объектом налогообложения по ЕСН. Ранее выплаты не являлись объектом налогообложения, если они производились за счет средств, оставшихся в распоряжении организации (банка) после уплаты налога на прибыль.
Расходы в виде взносов на пенсионное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение), превышающие установленный норматив, либо при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и, как следствие, не подлежат обложению ЕСН*(3).
При оплате банком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы, не подлежат обложению ЕСН суточные в пределах установленных норм, документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения*(4).
При выплате суточных сверх установленных норм, а также при непредоставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы, выплачиваемые работнику по этим основаниям, также освобождаются от обложения ЕСН, т.к. данные расходы не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Аналогично сверхнормативные расходы на компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговая база

Налоговая база налогоплательщиков (работодателей) - сумма доходов, начисленных ими за налоговый период в пользу работников. Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в ст. 238 Суммы, не подлежащие налогообложению НК), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.
Необходимо отметить, что появились новые нормы (ст. 237 Налоговая база НК РФ). Так, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц не признаются объектом обложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации (банка).

Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, а также выплаты в натуральной форме, осуществляемые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, не являются объектом налогообложения в части сумм, не превышающих 1 тыс. руб. в расчете на календарный месяц.
Одной из особенностей ЕСН является то, что налогоплательщик должен определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом . При этом не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. Плательщиком ЕСН является не сам работник, а работодатель.

Поэтому, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. В подобных случаях производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не удержание его с заработной платы, как это имело место в подоходном налоге.
Следует обратить внимание на то, что налоговая база расширилась на сумму дополнительной материальной выгоды, получаемой работником. К такой материальной выгоде может быть отнесена:
1) дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
2) дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
3) материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды НК;
4) материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 9 п. 1 ст.

238 Суммы, не подлежащие налогообложению НК РФ: суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно, за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организаций); в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК.

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год.

Льготы по единому социальному налогу

В ст. 238 Суммы, не подлежащие налогообложению Кодекса перечислены виды доходов, не подлежащих обложению ЕСН, а в ст. 239 Налоговые льготы предусмотрен достаточно широкий перечень льгот по данному налогу для различных категорий налогоплательщиков.

Здесь предусмотрены меры как ужесточающего характера, так и предоставление дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению. Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, в частности:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации);
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;
4) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
5) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.
Наблюдается более широкая социальная направленность действующих законодательных норм. Так, в состав подлежащих налогообложению доходов не включаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:
1) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок);
2) суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
3) суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами;
4) оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей.
На материальную помощь, оказываемую работодателями бывшим работникам, которые уволились в связи с выходом на пенсию по возрасту или инвалидности, в состав доходов не включаются суммы, превышающие в год 2000 руб.
Наконец, в налоговую базу (в части суммы налога, зачисляемой в фонд социального страхования) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
В отличие от ранее действовавшего порядка, введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение одного налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами.
Существует довольно широкий перечень иных льгот для организаций инвалидов, лечебно-оздоровительных, научных, культурных учреждений по данному налогу, но на банки они не распространяются.

Ставки налога

Единый социальный налог начисляется по соответствующим ставкам в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика.



Содержание раздела