d9e5a92d

Банковский надзор в России

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов во многих странах организованна система страхования депозитов. В США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии подобные системы находятся под государственным контролем. Коммерческие банки США, Канады, Японии выплачивают ежегодные взносы в фонд страхования депозитов.

В Великобритании создан Фонд защиты депозитов, в который все коммерческие банки вносят средства пропорционально величине своих депозитов в фунтах стерлингов. При банкротстве банка вкладчики Фонда получают компенсацию в размере, не превышающем 15 тыс. ф. ст. на 1 вкладчика.

В Италии банки не делают ежегодных регулярных отчислений в Межбанковский фонд страхования депозитов, но вносят средства на покрытие расходов по выплате компенсаций клиентам разорившихся кредитных учреждений.
В Нидерландах компенсацию кредиторам при банкротстве банковского учреждения выплачивает центральный банк. Коммерческие банки покрывают его расходы единоразовыми взносами пропорционально величине активов каждого из них.

В США Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивает компенсацию в пределах 100 тыс. долл. на 1 вкладчика. Максимальные ежегодные отчисления для банка члена Корпорации в страховой фонд установлены в размере 0,325 % от общей суммы депозитов.
Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.

Банковский надзор в России

Правовые основы организации надзора и контроля определены в Федеральном законе от 02.12.90 394-1 (ред. от 20.06.96) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). В статье 4 пункта 7 читаем: Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России. В главе Банковское регулирование и надзор, в статье 55 сказано, что: Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 02-23 (ред. от 20.08.96) О введении в действие инструкции 1 О порядке регулирования деятельности кредитных организаций (вместе с инструкцией ЦБ РФ 1).
Главная цель банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров.

В статье 74 выше названного Закона подчеркивается, что для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.
В Федеральном законе от 02.12.90 395-1 (ред. от 03.02.96) О банках и банковской деятельности в главе VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью, в статье 41 говорится, что надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.


В статье 19 выше названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России. В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

В статье 75 указывается, что Банк России может требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации:

¦ в том числе изменения структуры активов;
¦ замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации;

  • изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Проблемы и перспективы банковского надзора

Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих концептуальных требований, выполнение которых видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи.

Во-первых, поскольку приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы, его главной задачей должны быть не поиск и наказание провинившихся банков, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы.
Во-вторых, это необходимость активизации надзора, которая включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков.

Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.
В-третьих, надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической компоненты банковского надзора.

Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно относится к оптимизации балансов и организационно-технологической схемы деятельности банков.

Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и аудиторских фирм.

В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения доли горячих денег: средств населения, бюджета.
Под оптимизацией организационной структуры банков понимается централизация информационных потоков многофилиальных банков через компьютерную сеть и получение информации о работе территориальных подразделений в режиме реального времени, а также техническое переоснащение банков, снижение расходов в связи с сокращением численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).
Одновременно требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Банка России как с позиций оценки состояния дел в банках, так и с точки зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций. Указанная работа должна проводиться совместно с Всемирным банком и ЕБРР в рамках международных проектов реструктуризации российских банков.

Нуждается в разработке также Концепция реструктуризации ресурсных потоков в кредитной сфере и формирование системы перераспределения средств, при которой крупные (полугосударственные) банки кредитуют частные банки, которые принимают основные риски кредитования мелких и средних заемщиков.

Развитие банковской системы (оптимизация структуры)


Развитие структуры банковской системы целесообразно проводить в русле перспективных сдвигов в структуре экономики. Неоднородность экономики России проявляется как в межрегиональных диспропорциях, так и с точки зрения различий финансового состояния отдельных отраслей.

Соответственно перспективная устойчивость банковской системы должна базироваться на тенденциях хозяйственного развития.
В структуре российской экономики можно выделить три группы регионов:

  1. Центры деловой активности с диверсифицированной по отраслевому признаку структурой коммерческой деятельности. В них должны преобладать крупные (оптовые) кредитные организации, финансирующие ключевые для российской экономики предприятия, федеральный бюджет, организующие межбанковский и валютный рынок. Такие структуры должны функционировать под жестким контролем государства как в форме участия в собственности, так и через повышенное внимание надзорного органа. Розничные и средние банки нацеливаются на обслуживание местных предприятий соответствующего масштаба. Проводится политика ограничения количества филиалов кредитных организаций, которая связана с достаточной для поддержания конкурентной среды численности банковских учреждений одновременно с повышенным риском управления банков, имеющих филиалы. Для розничных банковских услуг кредитные организации открывают отделения, действующие под жестким внутренним контролем. Работа филиалов экономически целесообразна только применительно к крупным банкам других регионов для операций на валютном и межбанковских рынках.
  2. Регионы, где преобладает крупное промышленное производство федерального значения. В банковской системе должна сочетаться деятельность филиалов крупных банков финансовых центров с мелкими и средними региональными кредитными организациями. Формирование местных крупных банков представляется нежелательным в силу ограниченных возможностей по диверсификации активов. Кредитовать промышленные гиганты целесообразно через крупные банки финансовых центров (или их филиалы).
  3. В регионах, где доминирует мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство, представляется возможным делать ставку на местные частные банки и концентрацию капиталов. При укрупнении кредитных организаций на местном уровне можно использовать различные схемы, в том числе не предполагающие полную потерю самостоятельности банков (например, создание холдинга путем обмена акциями с банками-участниками). Стимулирование открытия филиалов крупных банков или превращение в них местных кредитных организаций опасно продолжением перелива в финансовые центры и без того скудных ресурсов регионов. В то же время управление кредитными вложениями в мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство более эффективно на уровне самостоятельно хозяйствующего субъекта, а не через филиалы.

При этом в регионах второй и третьей группы должно поддерживаться оптимальное количество кредитных организаций для сохранения конкурсной сферы и обеспечения клиентов основными банковскими услугами. В целях оптимизации структуры банковской системы целесообразно ввести в практику дифференцированный подход к применению мер регулирования кредитных организаций, индивидуальный подход к использованию отдельных инструментов управления ликвидностью в зависимости от эффективности деятельности кредитного учреждения для системы в целом (например, при возникновении проблем с ликвидностью, нарушениях нормативов, а также при обращениях Банка России за расширением лицензии или предоставлением кредита). Необходимо определить меры поддержки перспективных для укрепления банковской системы кредитных организаций. В необходимых случаях возможно участие Банка России в процессах концентрации банковских капиталов.

При принятии решений в области надзора в критических ситуациях необходимо использовать интересы местных властей в поддержании стабильности в сфере финансов.

Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора


Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности. Прежде всего, необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести сознательное искажение отчетности; занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.
Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в банковской системе в сторону усиления. Руководитель кредитной организации (помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт работы руководителем подразделения кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и положительную репутацию в сфере банковского бизнеса.

Необходимо узаконить возможность Центрального банка РФ дать немотивированный отказ в согласовании кандидатуры в случаях, когда имеется проверенная информация о недобросовестной коммерческой репутации кандидата или связи с криминальными сферами. Требуется также включать в состав должностных лиц, назначение которых подлежит обязательному согласованию в Главном территориальном управлении (Национальном банке) ЦБ РФ, главного аудитора банка.

Кроме того, необходимо установить запрет на совмещение должностей, подлежащих согласованию в ЦБ РФ, одним физическим лицом в различных кредитных организациях. Вместе с тем решение этого блока вопросов напрямую связано с существенными корректировками в действующем законодательстве.
Надзор за владельцами кредитных организаций предполагает постоянный мониторинг Банком России финансового состояния юридических лиц-держателей контрольных пакетов кредитных организаций, возможностей обходить установленные ограничения максимального риска при кредитовании учреждений и инсайдеров через создание аффилированных и контролируемых структур. Один из учредителей (юридическое лицо), обладающий долей не менее 20 %, должен выступать гарантом оказания финансовой помощи в случае возникновения у кредитной организации финансовых затруднений.

Институт гаранта должен действовать постоянно, чем обеспечивается ответственность за результаты деятельности кредитной организации и гарантия финансовой устойчивости, особенно на начальном этапе ее функционирования.
Одновременно необходимо предоставить Банку России право временно отказать в регистрации кредитной организации без указания мотивов, если имеются особенные сомнения в ее устойчивости. Одним из факторов надежности создаваемой кредитной организации выступает ее стратегия становления на основных финансовых рынках.

Безусловно, следует иметь возможность принимать различные решения в случаях желания учредителей предложить региону или системе в целом новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.
Контроль за деятельностью филиальной сети банков нуждается в тщательной методологической доработке. Необходимо установить порядок наделения филиала собственными средствами, методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска на одного кредитора и вкладчика. Требуется также ввести в практику определение головной конторой лимитов на проведение операций филиалов с учетом необходимости соблюдения обязательных экономических нормативов и формирования резервов в целом по кредитной организации.

Указанные лимиты, согласованные с Главным территориальным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ по месту расположения головного банка, сообщаются учреждению Банка России, контролирующему деятельность филиала, куда тот представляет соответствующую отчетность. Исключения могут быть сделаны для кредитных организаций, внедривших сертифицированные ЦБ РФ технические решения, позволяющие банку в оперативном режиме контролировать текущие операции филиала.
Мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков должен предоставить в распоряжение ЦБ РФ оперативную картину распределения ликвидности в режиме реального времени как в разрезе конкретного банка, так и экономических регионов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию экономических нормативов с учетом эффективности их применения в бухгалтерском учете.

Система требований, предъявляемых к кредитной организации, должна улавливать наиболее вероятные риски, способные повлиять на финансовое состояние банков. В перспективе следует ожидать, что все большее влияние на положение в кредитных организациях будут оказывать фактор процентного риска и рисков по срочным операциям на рынках.

Уже сейчас целесообразно приступить к отработке методических принципов перспективной системы мониторинга и управления такого рода рPсками.

Основные направления работы с проблемными банками


Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.

Признаки проблемности кредитных организаций можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым относятся:

  • нарушения обязательных экономических нормативов и несоблюдение резервных требований;
  • резкие колебания остатков средств на корреспондентских счетах, особенно при условии, что минимальные остатки составляют критическую величину (близко к нулю);
  • наличие неоплаченных документов и претензий к корреспондентскому счету о бесспорном списании средств;
  • установление факторов грубых нарушений правил бухгалтерского учета;
  • предоставление заведомо недостоверной отчетности;
  • проведение рискованной кредитной и процентной политики;
  • убыточная деятельность, включая необеспеченные собственными средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;
  • выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
  • резкие изменения состава участников и руководства банка; негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на работу банка.

К косвенным признакам проблемности можно отнести:

  • работу на высокорисковых и ненадежных рынках, которые имеют ограниченные перспективы развития;
  • несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;
  • высокий удельный вес межбанковских кредитов в составе привлеченных банком ресурсов;
  • агрессивную рекламу привлечения средств на условиях выше рыночных.

Критерии оценки деятельности коммерческих банков должны выявлять финансовые трудности до перерастания в неплатежеспособность. Другой задачей совершенствования системы информации о кредитной организации является установление конкретных причин и степени развития проблем в каждом конкретном банке.
Применение мер регулирования Банка России должно опираться на анализ как степени развития проблем каждого банка, так и его функциональной роли в кредитно-денежной системе на федеральном и региональном уровне. Согласно письму Банка России 265 от 2.04.96г. кредитные организации подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово нестабильные) банки. Дальнейшее развитие работы видится, во-первых, в тесном взаимодействии при формировании списков проблемных банков с Главными территориальными управлениями (Национальными банками) ЦБ РФ и, во-вторых, в постоянном совершенствовании методологии ранней диагностики.

В систему ранней диагностики могут входить как указанные выше прямые и косвенные признаки проблемности, так и дополнительные показания структуры баланса, не входящие в состав экономических нормативов.
При всем разнообразии кредитных организаций и их политики можно выделить по величине три группы. К первой относятся крупные (структурообразующие) кредитные организации, имеющие существенное значение для денежной системы Российской Федерации.

Для таких банков характерна концентрация межбанковских операций, лидерство в объемах кредитов, предоставленных экономике (в том числе в отраслевом и региональном разрезе), привлечение значительного объема средств клиентов (в том числе населения). Количественные критерии данных параметров должны учитывать общефедеральный и региональный аспекты.
Во вторую группу включаются средние банки с диверсифицированным кредитным и депозитным портфелем, которые по масштабам значительно уступают кредитным организациям первой группы. Третья группа состоит из мелких банков, главным образом, имеющих узкую специализацию.
Причины кризисного состояния проблемного банка индивидуальны. Вместе с тем, их можно объединить в три основные группы.

  1. Криминальные банки. Утеря ликвидности вызвана крупными невозвратами кредитов инсайдерами, владельцами, а также прямыми хищениями. Формальный признак обязательства не обеспечены реальным имуществом и активами на крупную сумму.
  2. Неудовлетворительно управляемые банки. Проблемы с ликвидностью таких банков связаны с отвлечениями средств в инфраструктуры, крупные сомнительные проекты, осуществляемые без учета конъюнктуры рынка и не представляющие народно-хозяйственной значимости для решения экономических и социальных проблем страны, региона. К числу таких банков можно отнести те, которые предполагали нерыночные условия привлечения депозитов (в первую очередь населения) или, например, вкладывали средства в элитное жилье и т.


Содержание раздела