d9e5a92d

Циклические изменения

Циклические изменения предвидеть сложнее, чем сезонные. В период спада деловой активности спрос на кредиты и вклады сокращается.

Долговременные колебания являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях, инвестиционных процессах, численности занятого населения, техническом уровне производства. Очевидно, что па уровень вкладов влияют многие экономические факторы, которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.
Нацбанк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.
Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяется Законом РБ О Национальном Банке Республики Беларусь. (85, с. 5)
Основными функциями Нацбанка РБ являются: денежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правительства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение банковских операций; надзор за банками, филиалами, представительствами банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функционирования; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
Специалист Нацбанка по письменному распоряжению одною из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.
Для денежно-кредитного регулирования Нацбанк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал Нацбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Нацбанке; средства перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.

Заключение


Подводя итог выполненной работе, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Формируя структуру баланса, банк должен руководствоваться следующими основополагающими принципами:
- Чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность. В международной банковской практике самой ликвидной частью актива считается кассовая наличность, под которой понимаются не только деньги в кассе, но и денежные средства, находящиеся на текущем счете данного кредитного института в Центральном банке. Ликвидными статьями в странах с рыночной экономикой считаются первоклассные краткосрочные коммерческие векселя, которые банк может переучесть в Центральном банке, ценные бумаги, гарантированные государством. Менее ликвидными являются банковские инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, так как их реализация за короткий срок не всегда возможна.

Как трудноликвидные активы рассматриваются долгосрочные ссуды и вложения в недвижимость.

  • Чем больше доля высокорисковых активов в балансе банка, тем ниже его ликвидность. Так, в сложившейся практике к надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым долгосрочные вложения банков. Степень кредитоспособности заемщиков оказывает существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше доля высокорисковых кредитов в кредитном портфеле банка, тем ниже его ликвидность;

- Надежность депозитов и займов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает влияние на уровень ликвидности баланса.
Ликвидность банка это объемное понятие. О ликвидности банка можно говорить только тогда, когда у него ликвидный баланс. А что такое ликвидный баланс? Это состояние на определенный момент.

В действительности все течет, все изменяется и банку нужно уметь постоянно поддерживать ликвидность своего баланса. Для этого ему потребуются квалифицированные кадры и знающий свое дело управляющий.

И это еще не все. Ликвидный баланс предполагает возможность быстрого изыскания средств только в активе баланса. Но банк может также быстро найти средства путем привлечения их со стороны, увеличивая свой пассив.



Это могут быть кредиты Национального банка как краткосрочные, так и долгосрочные (в соответствии с правилами рефинансирования), кредиты других банков, привлеченные средства клиентов (например, выпуск депозитных сертификатов) и другие источники. Для того чтобы банк мог быстро воспользоваться этими источниками, у него должна быть незапятнанная репутация, т.е. имидж надежного, устойчивого и вовремя выполняющего взятые на себя обязательства учреждения.
Банк, обладающий ликвидным балансом, квалифицированными кадрами, репутацией надежного партнера, - это ликвидный банк, способный быстро изыскать средства как путем изменения структуры актива, так и привлечения их со стороны. Значит, ликвидный банк это платежеспособный банк.

В добавок к этому государство (в лице Национального банка), для того чтобы снизить риск нарушения платежеспособности, доводит до коммерческих банков нормативы, которые носят обязательный характер.
В настоящее время норматив КЗ установлен в размере не более 20% собственного капитала. То есть при не возврате кредита банк рискует только 20% СК, что даже для среднего банка является не очень большой суммой.

Невозврат такого кредита, конечно же, повлечет снижение ликвидности банка, но не вызовет неплатежеспособности последнего, так как если до этого у банка был ликвидный баланс, то он сможет изыскать средства для урегулирования последствий невозврата кредита.
Платежеспособность банка прежде всего ощущают его клиенты (при получении кредитов, процентов по вкладам, возврате вкладов), ликвидность же ощущает сам банк (при изыскании средств для выдачи тех же кредитов, выплаты процентов, возврата вкладов). То есть грубо можно сказать, что ликвидность это способ поддержания платежеспособности, и для клиента, в конце концов, важен результат, а не то. как его достигли, для банка же, наоборот, - как достигнуть такого результата.
Ликвидность банка может быть высокой или низкой, может изменяться в ту или иную сторону. О платежеспособности этого сказать нельзя. Нет понятия низкая платежеспособность.

Банк или платежеспособен или нет, здесь нет плавных переходов.
Значения нормативов, регулирующих ликвидность (К2), дают информацию о том, как обстоят дела у банка в данный момент с ликвидностью, значения же нормативов, призванных снизить риск неплатежеспособности (К1, КЗ и др.), могут сказать только о том, выполняет ли банк эти нормативы. Вся польза от них проявляется лишь тогда, когда наступает критическая ситуация (например, обанкротился клиент, задолжавший банку солидную сумму.
По вопросу управления банковской ликвидностью существует множество теорий и рекомендаций. В США в настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода и управления пассивами.
Теория коммерческих ссуд была ведущей в США с колониальных времен до конца тридцатых годов нынешнего столетия. Согласно этой теории банковские ссуды должны точно соответствовать по сроку банковским депозитам, что дает банку возможность оплачивать снятие депозитов из средств по ссудам с наступившим сроком погашения.

Однако эта теория не учитывала кредитах потребностей развивающейся экономики и относительную стабильность банковских вкладов.
Теория перемещения утверждает, что ликвидные активы, в первую очередь государственныеe ценные бумаги, могут быть использованы для покрытия снимаемых депозитов. В результате растет рынок государственных ценных бумаг, продлеваются сроки погашения ссуд, расширяется банковский портфель.
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности играют важную роль в определении финансовой устойчивости коммерческого банка, его возможности чутко реагировать на все происходящие перемены в области экономики и законодательства для того, чтобы снизить свои потери и увеличить прибыль. Поэтому повседневная работа коммерческого банка по управлению его ликвидностью направлена на самосохранение банка, условием которого является бесперебойное выполнение обязательств перед клиентами.

С организационной точки зрения эта работа предполагает соблюдение соотношений отдельных групп и статей пассивов и активов баланса, зафиксированных в определенных показателях.
Способность банка или любой фирмы финансовых услуг обеспечить ликвидность требует наличия высоколиквидных и легко перемещаемых финансовых активов. Ликвидность и перемещаемость это две ключевых составляющих в такого рода сделках. Требование ликвидности означает, что финансовые активы должны быть доступны для владельцев в кратчайшее время (в течение дня или того менее) но номиналу. Требование перемещаемости означает, что права на владение финансовыми активами должны быть передаваемыми по номиналу другому экономическому субъекту, причем в форме, приемлемой для него.

Первичными инструментами ликвидности и перемещения являются депозиты, по которым могут выписываться чеки, и средства системы электронных расчетов (для крупных сделок).
Ликвидность банкам необходима для того, чтобы удовлетворять спрос на ликвидность со стороны своих клиентов. Клиенты банка могут удовлетворять потребности, и ликвидности, изымая средства, имеющиеся на их депозитах в банке, либо заимствуя у банка.

Например, из-за выше упомянутого острого кризиса на фондовой бирже фирмам, работающим с ценными бумагами, не хватало средств на собственных депозитах и, следовательно, они вынуждены были брать взаймы.
Согласно теории ожидаемого дохода банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщика. Это приводит к росту долгосрочных ссуд с возможностью погашения в рассрочку. Теория способствовала и тому, что многие банки положили в основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги так подбираются по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и предсказуемыми
Защитники теории управления пассивами утверждают, что банки могут решать проблему ликвидности путем привлечения ресурсов на рынке МБК. Ее возникновение связано с восстановлением рынка федеральных резервов в пятидесятые годы с последующим развитием передаваемых срочных депозитных сертификатов как главного инструмента денежного рынка.
На практике американские банки используют все вышеназванные теории. Главным направлением является поддержание высокого качества активов и прочной базы капитала, что снижает потребности в ликвидности и улучшает доступ банка к дешевым ресурсам.
В отношении белорусских и российских коммерческих банков практикуются следующие способы управления ликвидностью: традиционный поддержание достаточности уровня наличных денежных средств и котирующихся ценных бумаг, мгновенно готовых к выплате по первому требованию; создание соответствующей структуры пассивов банка, снижающей зависимость от неустойчивых источников (снижение доли вкладов до востребования, МБК, крупных депозитов); планирование и контроль забалансовых требований и обязательств. Операции этого рода, включающие обязательства по поддержанию определенных активов и пассивов к будущей дате (кредитные линии, аккредитивы, гарантии, соглашения об овердрафте), поначалу не требуют вовлечения ресурсов, но со временем могут повлечь для банка серьезные кредитные или ресурсные риски; создание резервных источников финансирования (оперативное привлечение МБК); руководство банка должно включить в свою политику по управлению ликвидностью план кризисного обеспечения ресурсами в случае экстренного давления на ликвидность.

Кризисный план должен анализировать стабильность и объем имеющихся ресурсов, рыночную стоимость банковских активов, забалансовый риск, а также доступность ресурсов, призванных заменить в балансе менее надежные пассивы. План должен детализировать особые обязанности ключевых служащих банка при кризисе ликвидности; формирование внутрибанковских инструментов перераспределения и хеджирования рисков.

Срочные сделки, производные инструменты позволяют снизить риск ликвидности и доходности вследствие изменения процентных ставок, валютных курсов и стоимости ценных бумаг.
В процессе управления риском ликвидности банком решаются кратко- и среднесрочные задачи. К краткосрочным относят управление позицией по корреспондентским счетам банка, обеспечение платежей по вложениям в различные финансовые инструменты, платежей по хозяйственным договорам, подкрепление филиалов, обменных пунктов, привлечение и размещение ресурсов на овернайт.

Краткосрочные потребности по видам валют должны контролироваться ежедневно посредством проведения анализа движения денежных средств, включающего как биржевые операции, так и внебиржевые торговые операции. Управление среднесрочными рисками ставит перед банком следующие задачи:
поддержание ликвидной структуры активов и пассивов по срокам и объемам;
планирование структуры портфеля вложений, диверсификация рисков по активам; определение процентной политики; расчет возможных долгосрочных инвестиций.
Для оптимального выбора направления инвестиций, соотнесения доходов и расходов необходим ежедневный анализ рыночных котировок на основных сегментах финансового рынка.
Немаловажным моментом при управлении ликвидностью является управление операционными рисками, в особенности после краха таких крупнейших банков, как английский BARINGS и японский DAIWA. Операционные риски возникают прежде всего при проведении дилинговых операций, которые зачастую являются основным инструментом управления текущей ликвидностью.

При проведении дилинговых операций банк должен контролировать соблюдение следующих правил: детальная регламентация основных процедур совершения, оформления, контроля операций, соблюдения организационных и внутренних рамок; лимитирование всех операций; разделение функциональных обязанностей front и back office, их подчинение высшему руководству банка; профессионализм back office и службы внутреннего аудита, возможность получения ими необходимой информации для контроля за правильностью проведения и экономическим содержанием сделок.
Таким образом, существуют определенные механизмы по управлению риском ликвидности, однако сложным для банков остается вопрос выбора между ликвидностью и доходностью, так как при критическом значении показателя ликвидности доходность обычно максимальна.
Помимо сохранения этого требования новый документ содержит и ряд новых. Так, вывоз из Беларуси физическими лицами белорусских рублей разрешен в сумме, не превышающей 100 минимальных размеров оплаты труда на одно лицо.

Ввоз в республику физическими лицами белорусских рублей запрещен, за исключением ввоза в пределах суммы, ранее вывезенной из страны данными лицами. Вывоз из Беларуси физическими лицами платежных инструментов (дорожные и именные чеки, денежные аккредитивы, выраженные в инвалюте, пластиковые карточки) в инвалюте производится беспрепятственно без ограничения сумм с соблюдением требований таможенного законодательства.
Выделяя кредитные ресурсы агропромышленному комплексу республики для проведения весенних полевых работ и пересева погибших площадей, большинство коммерческих банков исчерпали свою ресурсную базу и, как следствие, у них отсутствуют средства на корреспондентских счетах и возникают проблемы с расчетами, особенно в дни налоговых платежей. Коммерческие банки не имеют возможности наращивать ресурсную базу в национальной валюте в необходимых размерах.

Увеличение размещения средств, поддержание ликвидности осуществляется ими в результате продажи иностранной валюты Национальному банку Республики Беларусь, приобретения белорусских рублей на межбанковском рынке по ставкам, превышающим 200 процентов годовых.
Положение с ресурсной базой коммерческих банков значительно усугубило повышение нормы отчисления в фонд обязательных резервов с 17 до 19 процентов.
Дополнительное изъятие кредитных ресурсов приведет к возникновению серьезных препятствий для стабильного функционирования платежной системы республики и срыву обеспечения коммерческими банками установленных им заданий по обслуживанию других государственных программ. Выдача же кредитов под льготные процентные ставки приведет к потере банками значительной части своих доходов.

Для компенсации этих потерь банки будут вынуждены увеличить процентные ставки по кредитам другим клиентам.
В сложившихся условиях в качестве источника поддержания текущей рублевой ликвидности предусматривается продажа иностранной валюты из фондов коммерческих банков Национальному банку республики.
Иностранная валюта это важнейший инструмент регулирования текущей ликвидности банка, выравнивания его валютной позиции, источник формирования специального резерва по сомнительным долгам, а также средство сохранения и приумножения собственного капитала банка, который, в свою очередь, определяет способность банковской системы к внешним валютным заимствованиям. При продаже валютных фондов окажутся под угрозой закрытия те немногие кредитные линии, которые в настоящее время открыты иностранными банками , для кредитования внешнеторговых oпepaций.
Реализация иностранной валюты не решит проблему обеспечения банков ресурсами, в то же время, значительно усугубит их финансовом состояние и отрицательно скажется на ликвидности.
В связи с этим, целесообразно рассмотреть альтернативные
варианты пополнения банков кредитными ресурсами, в частности:
- Снизить на 3-4 пункта нормы обязательного резервирования по обязательствам в национальной валюте. Это позволит повысить текущую ликвидность банков, особенно в дни налоговых платежей, высвободить дополнительные денежные ресурсы и направить их для финансирования экономики, в т.ч. и агропромышленного комплекса.
- Разрешить коммерческим банкам в дни налоговых платежей использовать для регулирования текущей ликвидности до 50 процентов фонда обязательных резервов, а для остальных дней месяца повысить норматив использования ФОР не менее чем в 2 раза.
- Временно отменить требования, предъявляемые к первичным инвесторам
- Разрешить банкам продавать Национальному банку республики иностранную валюту в сумме превышения купленной у физических лип валюты над проданной как минимум в 2 этапа: до 20 числа отчетного месяца и с 1-го по 10-е число месяца, следующего за отчетным, с зачетом проданной в течение отчетного месяца валюты в счет продажи указанного превышения за месяц.
При несоблюдении экономических нормативов и банковского законодательства в области кредита, безналичных расчетов, ведения кассовых операций, валютных операции к банкам применяются экономические санкции. Суммы штрафов могут существенно уменьшить размер собственных средств, остающихся в распоряжении коммерческих банков.
Нацбанк может в качестве экономической санкции повысить нормы обязательных резервов, взыскивать средства в бесспорном прядке, прекращать операции по корреспондентскому счету банка, налагать штрафы.
К административным методам используемым Нацбанком можно отнести следующие.
Нацбанк может назначить сплошную или выборочную проверку операций банка. В случае систематических нарушений, подведения итогов года с убытками, возникновения положения, которое угрожает интересам кредиторов банка Нацбанк Республики Беларусь может ставить вопрос перед акционерами, пайщиками коммерческого банка: о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка; о реорганизации банка; о замене руководства банка; о ликвидации банка.

Руководящие работники коммерческих банков проходят аттестацию в Нацбанке.
Нацбанку дано право применять меры административной ответственности к должностным лицам банка. Он может принять решение о принудительной ликвидации банков, филиалов на правах юридического лица и представительств иностранных банков в следующих случаях: задержки начала их деятельности более чем на 6 месяцев с момента регистрации; нарушения ими законов республики, своего Устава, положений и требований Нацбанка; выявления недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; предоставление недостоверной отчетности.
Налоговый контроль в коммерческих банках осуществляют органы Государственного налогового комитета. На коммерческие банки распространяются требования налогового законодательства на общих основаниях.
Учитывая специфику формирования ресурсной базы коммерческие банки сами заинтересованы в безопасности своей деятельности. Особенность банков в том, что они не только обязаны проходить внешний аудиторский контроль, но и создают службы внутреннего аудита.

Список литературы


  1. Голубев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки. Учеб. пособие. Мн.: Алгоритм, 1997. 262с.
  2. Кредитная политика Беларуси: проблемы и рекомендации. Мн.: Право и экономика, 1998. 134с.
  3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 623с.
  4. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. Мн.: Армита-Миркетинг, Менеджмент, 1999. 287с.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцова Мн.: Мисанта, 1997. 434с.
  6. Зимовский А.Л., Козловский В.В. Справочник банковского служащего. Мн.: Веды, 1998. 112с.
  7. Медведев Г.А. Математические модели финансовых рисков: В 2 ч.: Учеб. пособие. Мн.: БГУ, 1999. Ч. 1.: Риски из-за неопределенности процентных ставок. 238с.
  8. Международные банковские стандарты. Б.м., 1995. Т.1 164с.
  9. Международные банковские стандарты. М.: Моск. фин. об.-ние., 1995. Т.2 236с.
  10. Международные банковские стандарты. М.: Моск. фин. об.-ние., 1995. Т.3 191с.
  11. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. Мн.: Тесей, 1999. 446с.
  12. Привлечение капитала: Учебное пособие. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995. 458с.
  13. Ривуар Ж. Техника банковского дела. М., 1993.
  14. Банковский менеджмент: Учебник. М.: АНХ, Дело, 1995. 743с.
  15. Синки Дж. Ф. (мл.) Управление финансами в коммерческих банках. М.: Catallaxy, 1994. 937с.
  16. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. Тернополь: Тарнекс; Киев: Писпайп, 1993. 647с.
  17. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. Мн.: Маладзiчок, 2000. 234с.
  18. Справочник банков Республики Беларусь. Мн.: БМРЦ, 1997. 128с.
  19. Тихонов Р.Ю., Тихонов Ю.Р. Фондовый рынок. Мн.: Амалфея, 2000. 223с.
  20. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: (Курс лекций). Мн.: Мисанта, 1997. 342с.
  21. Триф А.А. Инвестиционная и кредитная деятельность коммерческих банков. М.: Экономика, 1997. 222с.
  22. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Все для Вас, 1993. 320с.
  23. Финансовое планирование и контроль. М.: Инфра-М, 1996. 479с.
  24. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Инфра-М., 1995. 272с.
  25. Сведения о банках и фирмах иностранных банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь на 15.05.2000 // Банковский вестник. 2000. - 20. с.18-19
  26. Актуальные проблемы экономики на рубеже веков: Состояние и перспективы. Тезисы докладов РНПСК 25-26 апреля 2000 г. Мн.: БГЭУ, 2000. 439с.
  27. Човушан Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. Учеб. пос. М.: РЭА, 1999. 526с.
  28. Аленичев В.В., Аленичева Т.Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов. М.: Ист.-Сервис, 1994. 114с.
  29. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М.: Приор-Стрикс, 1995. 159с.
  30. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. М.: Инфра-М, 1996. 287с.
  31. Ольшаный А.И. Банковское кредитование. (Рос. и зарубеж. опыт). Предупреждение преступлений. М.: Русская деловая литература, 1997. 348с.
  32. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Уч.пос. М.: Инфра-М., 1996. 94с.
  33. Банковская система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. М.: Дека, 1995. 768с. (кн.2)
  34. Гарантии и аккредитивы в современной банковской практике.Уч. пос. Под ред. А.Д. Голубовича. М.: Менатеп-Информ, 1994. 158с.
  35. Севрук В.Г. Банковские риски. М.: Дело, 1994. 70с.
  36. Национальный банк Республики Беларусь (Минск). Сборник нормативных актов Национального банка Республики Беларусь. В 6 вып. Мн.: Траст, 1996. 303с. (вып. 1. Создание и прекращение банков. Банковский надзор.)
  37. Банковская система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. М.: ДеКА, 1995. 679с. (кн.1)
  38. Банковская система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. М.: ДеКА, 1995. 574с. (кн.3)
  39. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. М.: ДеКА, 1998. 431с.
  40. Трансформация деятельности банков Республики Беларусь. Сб. ст. М.: БГЭУ, 2000. 91с.
  41. Создание и организация деятельности коммерческого банка. Под ред. С.И. Кумок. М.: Вече; Моск. финанс. объединение, 1994. 319с.
  42. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 1996. 271с.
  43. Иванов В.В. Анализ надежности банка. Практ.пос. М.: Русская деловая лит.-ра, 1996. 320с.
  44. Мартынова О.И. Учет ценных бумаг в коммерческом банке. Уч.пос. М.: Инфра-М, 1996. 377с.
  45. Банковская система России. Безопасность банка. (Настольная книга банкира). М.: ДеКА, 1995. 100с.
  46. Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банк. и биржевой науч.-консультац. центр, 1992. 428с.
  47. Сарчев А.М. Ведущие коммерческие банки в мировой экономике. М.: Финансы и статистика, 1992. 175с.
  48. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1993. 144с.
  49. Ясинския Ю.М. Денежно-кредитная система и банковский контролинг. Мн.: БГУ, 2000. 146с.
  50. Кравцова С.Ю. Правовой режим уставного капитала банка. М.: Дело, 1999. 116с.
  51. Формирование национальной экономики Республики Беларусь и механизм ее функционирования. Сб. науч. тр. Мн.: БГЭУ, 1999. 255с.
  52. Соколинская Н.Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. М.: Консалтбанкир, 1997. 199с.
  53. Закон о банках и банковской деятельности в странах СНГ. Сборник. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995. 199с.
  54. Учет в банке. Проверка правильности отражения банковских операций. М.: Приор-Стрикс, 1995. 128с.
  55. Письмо Национального банка Респ. Беларусь 23-09/135 от 31.03.1999 О рекомендациях по организации системы внутреннего контроля в банках за рисками банковской деятельности. // Банковский вестник, 1999. - 7. с. 57-60
  56. Положение о доверительном управлении денежными средствами. Утв. Пост.-ем Правления НБ РБ 25 нояб. 1999 г., 25.1. // Банковский вестник, 1999. - 33. с. 37-43.
  57. Положение о порядке организации проверок банков, их структурных подразделений (филиалов, представительств) и небанковских финансовых организаций. Утв. Пост.-ем Правления НБ РБ 4 окт. 1999 г., 17.6. // Банковский вестник, 1999. - 28. с. 13-17.
  58. Качанов П. Некоммерческие факторы кредитного риска. // Рынок ценных бумаг, 2000. - 5. с. 80-85
  59. Миронов И. Локализация экономических рисков. // Вопросы экономики, 1999. - 4. с.127-131.
  60. Дмитриева Н.Ю. Факторы макроэкономических рисков и способы их оценки. (Проблемы предпринимательства в Беларуси). Беларусь на пути к рынку: экономическо-правовые проблемы. Сб. науч. тр. Гомель, 1998. с. 69-78 (вып.1)
  61. Соколовский С.Н. Риски инвестиционных проектов (Беларусь) Проблемы гос. Управления и реформирования экономики. Материалы науч.-практич. конференции. М., 1999. с. 82-84.
  62. Бураков В. Рыночный риск как объект управления в коммерческом банке: понятие и характеристика. Вест. Ассоц. белорус. банков, 1999. - 40. с. 22-30.
  63. Гранатуров В.М. Риск как экономическая категория, его сущность. Бизнес, прибыль, право. 2000. - 4. с. 35-60.
  64. Челюскин А. Контроль за банковскими рисками. (Россия). Аудитор. 1999. - 7-8. с. 35-39.
  65. Кабушкин С.Н. Классификация и факторы банковского кредитного риска. (Беларусь). Вест. Ассоц. белорус. банков, 2000. - 22. с. 20-20.
  66. Бураков В.В. Организация управления рыночными рисками в коммерческом банке. Вест. Ассоц. белорус. банков, 1999. - 42. с. 35-43.
  67. Система снижения рисков: несколько советов банкам. (Конференция) по материалам Финансовой газеты. Вест. Ассоц. белорус. банков, 1999. - 21. с. 55-56.
  68. Пасиницкий Д.В. Основы возникновения риска в банковском деле. Формирование нац. экономики РБ и механизм ее функционирования. Сб.науч.трудов. Мн., 1999. с. 171-173.
  69. Жданов А.Ю. Банковские риски и управление персоналом. // Деньги и кредит, 1998. - 7. с. 62-67.
  70. Карась Л., Конторович В. Риск и неопределенность в деятельности банковского менеджера. // Хозяйство и право, 1995. - 8. с. 31-40
  71. Пасиницкий Д. Банковские риски на рынке МБК. (Рынок межбанковских кредитов в Беларуси). // Банковский вестник, 1996. - 3. с. 27-25.
  72. Соколинская Н.Э. Валютные риски и методы их регулирования. // Банки и дело, 1997. - 9. с. 10-15, 10. с. 26-33.
  73. Грязнова А.Г., Барнгольц С.Б. Банковский аудит и его роль в снижении банковских рисков. (Россия). // Деньги и кредит, 1997. - 10. с. 20-28.
  74. Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке. // Банковское дело, 1998. - 1. с. 15-16.
  75. Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных коммерческих (российских) банков. // Деньги и кредит, 1998. - 1. - с. 23-29.
  76. Банковский Кодекс РБ. Проект: Принят Палатой представителей, одобрен Срветом республики. // Вестн. Ассоц. бел. банков, 1999. - 26-27. с. 3-95.
  77. Ковалева А.И. Мировые тенденции банковского регулирования и совершенствования банковского законодательства РБ. Право и демократия. Сб.науч.трудов. Мн., 1999, с. 188-203 (вып. 10)
  78. Ковалева А.М., Шибека И. Новые требования к надежности банков. (Беларусь). // Финансы, учет, аудит, 2000. - 1. с. 67-73.
  79. Пустовалова Т.А. Теория и практика управления кредитными рисками коммерческого банка. Вестник СПб. Ун.-та. Сер. 5, Экономика, 1998, вып.4, с. 127-131.
  80. Риск на банковских весах. (Анализ теории управления риском). Банки и страхование ценных бумаг для всех, 1995. - 2. с. 9.
  81. Савенок В. Управление рисками. (О риске при проведении финансовых операций). // Банковский вестник, 1997. - 2. с. 3-11.
  82. Скалау Л. Финансовые риски. (Классификация по признакам, видам и подвигам). Риск: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция, 2000. - 1-2. с. 43-45.
  83. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 192с.
  84. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М.: Инфра-М, 2000. 856с.
  85. Калпина Л.П. Основы банковского дела. Мн.: Веды, 1998. 48с.
  86. Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы. М.: Гелиос АРВ, 2000. 320с.
  87. Иванов В.В. Анализ надежности банка. М.: Русская деловая лит.-ра, 1996. 320с.
  88. Мартынова О.И. Учет ценных бумаг в коммерческом банке. М.: Инфра-М, 1996. 384с.
  89. Об утверждении новой редакции Правил регулирования деятельности банков. Постановление правления Национального банка РБ от 24 июня 1999 г. 9.20 // Национальный реестр правовой информации. 11.08.1999. - 8. с. 40-61.
  90. О ликвидности банковской системы. Письмо Ассоц.бел.банков, 27 июня 2000 г. 2/151 в адрес Национального банка РБ // Вестн. Ассоц.бел.банков. 2000. - 25. с. 3-4.
  91. Принципы регулирования текущей ликвидности банковской системы в 2000 году. Утв. Постановлением Совета директоров Нацбанка РБ, 29 дек. 1999 г., 43,1 // Банковский вестник. 2000. - 5. с. 14-16.
  92. Неволина Е.В. Понятие банковской ликвидности // Деньги и кредит. 1999. - 7. с. 23-29.
  93. Румас С. Репутация. Что важнее ликвидность или платежеспособность? (Банки Беларуси) // Финансы, учет, аудит. 1998. - 3 с. 46-49.
  94. Румас С. Ликвидность коммерческого банка. // Деньги и кредит, 1998. - 2. с. 51-55.
  95. Грузицкий Д. Управление риском ликвидности коммерческого банка. (Опыт России и США) // Финансы, учет, аудит. 1997. - 11 с. 52-54.
  96. Румас С. Управление банковской ликвидностью. // Банковский вестник. 1997. - 10. с. 8-16.
  97. Исаичева А.В. К определению ликвидности коммерческого банка. (Россия) // Банковский вестник. 1997. - 2. с. 28-29.
  98. Иванова Н.Ю. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы// Деньги и кредит. 1996. - 11. с. 14-15.
  99. Коротков П.А. О некоторых проблемах управления ликвидностью и доходностью банка в современных условиях // Деньги и кредит, 1996. - 9. с. 28-33.
  100. Могилевич И. Регулирование ликвидности банковской системы (Беларусь). // Банк.вестник. 1995. - 12. с. 34-37.
  101. Ямпольский М.М. Ликвидность банка и банковский мультипликатор. // Деньги и кредит, 1994. - 11-12. с. 65-69.
  102. Аляудинов Р. Регулирование банковской деятельности: учет платежеспособности (Россия) // Рос.экон.журн. 1994. - 12. с. 27-29.


Содержание раздела