d9e5a92d

Банковская система. Арбитражная практика


Некоторые нормы главы VIII Заключительные положения были рассчитаны на то, что Закон будет введен в действие 1 марта 1999 года. В связи сведением в действие после этой даты практические утратили силу положения, предусмотренные пунктами 2-4 ст.

53. Предметом регулирования Закона о банкротстве кредитных организаций являются:

  • установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций;
  • установление особенностей оснований и процедур признания кредитных организаций банкротами и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Соответственно, нормы указанного Закона можно разделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая - арбитражным судом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом Об арбитражных судах в Российской Федерации порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным конституционным законом. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) установлено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве), введенный в действие с 1 марта 1998 года (Закон о банкротстве), в свою очередь, установил, что при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций применяется в части, не урегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций. Таким образом, с учетом вышеизложенного и ст.

34 Закона о банкротстве кредитных организаций, рассмотрение дел осуществляется по правилам АПК РФ с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве и Законом о банкротстве кредитных организаций. Иными Федеральными законами не может быть установлен порядок судопроизводства по этим делам.

Какие же особенности банкротства установлены комментируемым Законом?
В отличие от Закона о банкротстве (ст. 2), где под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником добровольно неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, согласно Закону о банкротстве кредитных организаций, может быть признана только арбитражным судом (п. 1, ст. 2).

Для кредитной организации изменен признак неплатежеспособности (п. 2, ст. 2), время неплатежеспособности сокращено с трех до одного месяца.

Месячный срок исчисляется с момента наступления даты исполнения денежного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются только две процедуры - наблюдение и конкурсное производство. Учитывая особенности таких категорий должников, как отсутствующие и ликвидируемые организации, в отношении них процедура наблюдения не вводится. Проведение процедур наблюдения и конкурсного производства осуществляют соответственно временный и конкурсный управляющие.

В дополнение к требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотренным ст. 19 Закона о банкротстве, Банк России устанавливает объем квалификационных требований к арбитражным управляющим кредитной организации и выдает управляющим аттестат в соответствии с утвержденными Банком России нормативными актами
При рассмотрении дела о банкротстве по существу после 4 марта 1999 года применяются признаки банкротства, вводится и осуществляется конкурсное производство в соответствии с положениями Закона о банкротстве кредитных организаций. Помимо лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствии со ст.

6 Закона о банкротстве (должник, кредитор, прокурор и иные уполномоченные органы), в арбитражный суд вправе обратиться с заявлением о признании кредитной организации банкротом Банк России (ст. 35). При этом Закон предусматривает ситуации, когда это является правом Банка России, в частности, когда у ликвидируемой кредитной организации стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п.1, ст. 51), а также ситуации, когда обращение в арбитражный суд является обязательным для Банка России, а именно - если в течение 45 дней после отзыва лицензии на осуществление банковских операций вследствие неудовлетворительного финансового состояния кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами Банк России не получит определения арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, он обязан обратиться в арбитражный суд с таким заявлением (п.



2, ст. 37).
Законом о банкротстве кредитных организаций (ст. 21 Закона о банкротстве) предусмотрен механизм воздействия кредиторов на Банк России, способствующий своевременному реагированию на обращения кредиторов с заявлениями об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.

Законом установлены содержание заявления, прилагаемые документы, срок для ответа Банка России, право кредитора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом и последствия непринятия Банком России должных мер (ст.35). Таким образом, должник, кредитор, включая граждан-вкладчиков, налоговый и иной уполномоченный орган вправе обратиться в Банк России с заявлением об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций при наступлении признаков банкротства. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие денежных обязательств и их размер.

Неустойки, пени, штрафы не включаются в размер денежных обязательств. При неполучении ответа Банка России в течение двух месяцев заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Банк России может участвовать в деле о банкротстве в двух ипостасях:

  1. Если Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, он является лицом, участвующим в деле, со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом на подачу жалобы.
  2. В остальных случаях он может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе, и тогда его роль сводится к даче объяснений по вопросам, возникающим в ходе любого разбирательства, от него могут быть истребованы судом нормативные правовые акты, принятые им в соответствии с законом, объяснения по применению этих актов.

Закон о банкротстве кредитных организаций иначе, чем Закон о банкротстве, определил подведомственность дела арбитражному суду. В соответствии со ст. 36 заявление о признании должника банкротом может быть принять судьей после отзыва лицензии у кредитной организации, если требования к ней в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

При этом суммы неустойки, пени, штрафов не включаются в размер требований.
Применение Закона о банкротстве кредитных организаций уже сегодня вызывает вопросы у практических работников, которые необходимо решить Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

  1. Закон о банкротстве кредитных организаций предписывает конкурсному управляющему открыть один счет кредитной организации, на котором сконцентрировать все ее средства. В связи с этим возникают вопрос - как быть с валютными счетами и вкладами в валюте (согласно ст. 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика) средства, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренном договором). Таким образом, если договором банковского вклада предусмотрена выплата в валюте, эта норма должна действовать и при расчетах в деле о банкротстве. Судебная практика пошла по пути выплаты валютного вклада в рублевом эквиваленте, причем по курсу, действовавшему на момент отзыва лицензии, а не конкурсного производства. Вопрос требует законного разрешения.
  2. В соответствии со ст. 52 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России обязан предоставлять арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего при признании банкротом отсутствующей кредитной организации. Эта норма вступила в силу с 1 сентября 1999 года. Кандидатура конкурсного управляющего до этой даты определяется в соответствии с положением ст. 178 Закона о банкротстве.

Банковская система. Арбитражная практика

В динамике сводных показателей развития банковской системы страны в первом квартале 1999 года прослеживались следующие тенденции:

  • продолжалось сокращение количественного состава банковской системы (в рассматриваемом периоде число действующих организаций уменьшилось на 43 или 3 % и на 1.04.99 г. составило 1433). Основное снижение числа действующих кредитных организаций пришлось на банки Центрального (отозвано 15 лицензий или 35 % общего числа отозванных) и Северо-Кавказского районов (11 лицензий или 26 % соответственно). В Западной Сибири число действующих банков уменьшилось на 2 единицы (по одному в Новосибирской и Тюменской областях). По числу действующих кредитных организаций на 1 апреля 1999 года Новосибирская область занимает 14-ое место в стране (для сравнения: на 01.01.98 г. - 17-ое место, на 01.01.97 г. - 15-ое).
  • претерпела изменения филиальная сеть кредитных организаций - за первый квартал 1999 года количество филиалов действующих кредитных организаций в целом по стране уменьшилось на 177 или 4 %. Из них большая часть (55,4 %) пришлась на филиалы, головная организация которых расположены в другом регионе. В целом число таких филиалов за прошедший квартал уменьшилось на 5,7 %. Такая динамика обусловлена уменьшением числа филиалов иногородних банков в Центральном (39 ед.), Северо-Кавказском (14 ед.) и Восточно-Сибирском (13 ед.) районах. В Западно-Сибирском экономическом районе наибольшее сокращение количества филиалов иногородних банков произошло в Омской области (на 5 филиалов). Число филиалов, головная организация которых находится в данном регионе, сократилось на 3,2 %. Наибольшее уменьшение произошло за счет Восточно-Сибирского (30 ед.) и Центрального (12 ед.) районов.

Основные количественные характеристики кредитных организаций и их распределение по территориальному признаку приведены в табл. 2.
Таблица 2 Количественные характеристики кредитных организаций России

Показатель 01.01.99 г. 01.04.99 г. 01.07.99 г.
1 2 3 4
Зарегистрировано 2481 2462 2439
Действующих 1476 1433 1401
Зарегистрированы, но еще не имеют лицензии 3 2 2
Лицензии отозваны 1004 1029 1038
Имеют валютные лицензии 634 650 655
Имеют генеральные лицензии 263 255 247

Распределение организаций по экономическим районам приведено в табл. 3. Таблица 3 Размещение действующих кредитных организаций по экономическим районам (включая банковские организации)

Экономический район 01.01.99 г. 01.04.99 г. 1.07.99 г.
1 2 3 4
Всего по России 1476 1433 1401
Северный 30 29 29
Северо-Западный 53 53 54
Центральный, в том числе г. Москва 770 (52,1 %)
667
755
655
731
632
Волго-Вятский 41 39 39
Центрально-черноземный 17 17 16
Поволжский 100 95 94
Северо-Кавказский 153 142 140
Уральский 106 101 99
Западно-Сибирский, 99 (6,7 %) 97 96
в том числе
Алтайский край 10 10 10
Кемеровская область 17 17 17
Новосибирская область 16 15 15
Омская область 9 9 9
Томская область 5 5 5
Тюменская область 37 36 35
Республика Алтай 5 5 5
Восточно-Сибирский 42 41 41
Дальневосточный 51 50 48
Калининградская область 14 14 14

В первом полугодии 1999 года продолжился процесс реорганизации банковской системы страны, который сопровождался сокращением числа действующих кредитных организаций и изменением их филиальной сети. В целом по России количество действующих кредитных организаций уменьшилось на 75 единиц (5 %) и на 1.07.99 г. составило 1401. Основное снижение пришлось на Центральный район. Здесь отозваны 39, или более половины общего числа отозванных (в том числе по г. Москве - 35 лицензий). В Западной Сибири число действующих банков уменьшилось на 3 (на 2 - в Тюменской области и на 1 - в Новосибирской).

По числу действующих кредитных организаций на 1 июля 1999 года Новосибирской область по-прежнему продолжает занимать 14-ое место в стране.
В рассматриваемом периоде количество филиалов действующих кредитных организаций в целом по стране уменьшилось на 477 или на 10 %. Две трети из них (69 %) пришлось на филиалы, головная организация которых расположены в другом регионе. Наиболее существенно число филиалов иногородних банков сократилось в Центральном (141 ед.), Северо-Кавказском (43 ед.), Западно-Сибирском (25 ед.), Восточно-Сибирском (23 ед.) районах.

В Западно-Сибирском экономическом районе наибольшее уменьшение количества филиалов иногородних банков произошло в Алтайском крае (19 филиалов) и омской области (13). Число филиалов, головная организация которых находится в данном регионе, сократилось, в основном, за счет их закрытия в Центральном (35 ед.) и Восточно0Сибирском (32 ед.) районах.
На территории Новосибирской области по состоянию на 01.07.99 г. зарегистрировано 33 кредитные организации, в том числе одна небанковская кредитная организация Сибирский расчетный центр (ЗАО) и действовало 43 филиала кредитных организаций. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций в целом по стране на 1 июля 1999 года составил 75,8 млрд. руб. с приростом за текущий год на 23,3 млрд. руб. (44 %). Совокупная величина зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций Новосибирской области составила 165,6 млн. руб., что на 23,5 млн. руб. (13 %) меньше, чем на 01.01.99 г. такая динамика обусловлена выбытием из числа действующих банков АКБ Сибирский банк, без учета последнего уставный капитал за первое полугодие увеличился на 3,8 млрд. руб. или 2,3 %.
На территории Новосибирской области по состоянию на 1 января 2000 года зарегистрирована 31 кредитная организация (из них действует 15), в том числе одна небанковская кредитная организация Сибирский расчетный центр. Кроме того, действует 42 филиала кредитных организаций - 3 филиала кредитных организаций, зарегистрированных на территории Новосибирской области, 21 филиал иногородних кредитных организаций, Новосибирский банк Сбербанка РФ и 17 отделений Сбербанка РФ, 4 представительства кредитных организаций, из которых 1 открыто банком нерезидентом Commerzbank (г.

Франкфурт, Германия), 1 - ООО КБ Сибирский крестьянский банк, зарегистрированным на территории Новосибирской области, 2 - иногородними кредитными организациями - КБ Нерюнгрибанк и АКБ Российский банк проектного финансирования.
По состоянию на 1 января 2000 года из 15 действующих кредитных организаций 4 имеют лицензии на осуществление операций в иностранной валюте, 3 имеют Генеральные лицензии, 2 кредитные организации имеют лицензии на совершение операций с драгоценными металлами, 1 кредитная организация - разрешение на совершение операций с драгоценными металлами. Совокупная величина зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций на территории Новосибирской области на 1 января составляет 259,5 млн. руб., что на 70,4 млн. руб. (37 %) больше, чем в начале года.
В течение 1999 года исключены из Книги государственной регистрации кредитные организации Банка России ССКБ Гарантбанк и его Новосибирский филиал, КБ Новосибирскпрофбанк и его Кировский филиал, КБ Стбанк, Зыряновский филиал КАБ Кузбассоцбанк, Мошковский и Горновский филиалы КБ Сибирский хлебный банк, филиал АКБ Нефтеэнергобанк в г. Новосибирске, филиал Межрегиональное управление по Сибири и Дальнему Востоку АКБ Токобанк, филиал КБ Алмазэргиэнбанк в г. Новосибирске.
Внесены в Книгу государственной регистрации кредитных организаций Банка России филиал Мирнинского КБ МАК-Банк (ООО) в г. Новосибирске, Новосибирский филиал Банка Москвы, филиал Новосибирский ИМПЭКСБАНК (ООО), Новосибирский филиал АИКБ Новая Москва, филиал Новосибирский АКБ Российский капитал, филиал Сибирский АКБ Славянский банк в г. Новосибирске. Приказом Банка России приостановлено действие приказа об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у КБ Оптимум.
Из 31 зарегистрированной на территории Новосибирской области кредитной организации у 16-ти отозваны лицензии на осуществление банковских операций. текущем году отозвана лицензия на осуществление банковских операций у АКБ Сибирский банк. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.09.99 г. банк признан несостоятельным, открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.

По всем кредитным организациям, находящимся в стадии ликвидации, действуют ликвидационные комиссии (конкурсные управляющие), в том числе в трех кредитных организациях завершено конкурсное производство.
Далее представим информацию по банковской системе Новосибирской области на 01.01.2000 г.
Количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 31, в том числе банков 30, небанковских кредитных организаций 1.
Количество филиалов и представительств Новосибирских банков, действующих на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 4.
Количество филиалов иногородних банков, действующих на территории г. Новосибирска и Новосибирской области - 39, в том числе Новосибирский банк Сбербанка России и отделения Сбербанка России 18, филиалы иногородних банков 21.
Справка о количестве действующих кредитных организаций и филиалов по состоянию на 01.01.2000 г. представлена на 1. 1 - Северный район, 2 - Северо-Западный, 3 - Центральный, 4 - Волго-Вятский, 5 - Черноземный, 6 - Поволжский, 7 - Северо-Кавказский, 8 - Уральский, 9 - Западно-Сибирский, 10 - Восточно-Сибирский, 11 - Дальневосточный, 12 - Калининградская область. Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 1998-2000 г.г. приведена в табл. 1.
Таблица 1 Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала

до 100 тыс. руб. 100-500 тыс. руб. 500 тыс. руб.-1 млн. руб. 1-5 млн. руб. 5-20 млн. руб. 20-30 млн. руб. 30 млн. руб. и выше Всего
1998 год
01.01 12 185 116 493 602 83 206 1697
01.12 7 92 63 355 583 103 293 1496
1999 год
01.01 90 173 219 335 245 213 201 1476
01.12 50 123 168 275 218 249 280 1363
2000 год
01.01 49 116 160 270 213 246 295 1349
01.03 45 108 148 253 208 256 320 1338

Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Документы, указанные в п.п. 1, 2 ст.

6 Закона Российской Федерации О несостоятельности (банкротстве) предприятий, могут быть переданы кредитором должнику под расписку, поэтому возвращение судом заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения кредитором процедуры извещения должника является необоснованным. В арбитражный суд обратился кредитор с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества, имеющего перед ним задолженность. Арбитражный суд заявление возвратил без рассмотрения по мотиву непредставления доказательств должником извещения в порядке, предусмотренном п. 1 ст.

6 Закона о банкротстве. Арбитражный суд исходил из того, что в отношении заявлений кредиторов о признании должника несостоятельным (банкротом) законом установлена специальная процедура до арбитражного урегулирования: направление должнику извещения с уведомлением о вручении. Поэтому арбитражный суд пришел к выводу, что возможность представления иных доказательств вручения извещения законом не предусмотрена.

Однако в данном случае кредитором заявление было передано под расписку руководителю организации-должника, на документах проставлен регистрационный номер, указанный в книге входящей документации. Представленные кредитором документы бесспорно свидетельствовали о вручении извещения должнику.

При таких условиях отсутствие почтового уведомления о вручении извещения не дает оснований для возвращения судом заявления без рассмотрения.
Арбитражный суд не вправе оставлять без рассмотрения заявление территориального агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, выступающего в интересах государства, по мотиву несоблюдения досудебных процедур, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264 О мерах по реализации законодательных актов несостоятельности (банкротстве) предприятий. В связи с задолженностью перед бюджетом территориальное агентство от имени государства обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом организации, в уставном капитале которой имеется доля (вклад) Российской Федерации более 25 %. Арбитражный суд оставил заявление без рассмотрения по мотиву несоблюдения территориальным агентством досудебных процедур, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264 О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
В силу п.п. 2 и 3 названного Указа Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) поручено направлять в арбитражный суд заявления о признании несостоятельности Федеральных государственных предприятий, а также организаций, в уставном капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации, если эти предприятия (организации) сами не подают такие заявления на основании решений., принятых Федеральной службой. Однако в данном случае территориальное агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не по основаниям, предусмотренным упомянутым выше Указом, а в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.94 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в связи с задолженностью перед бюджетом.

Процедуры, установленные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 2264, на эти случаи не распространяются и поэтому подобные заявления подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельности того же должника.



Содержание раздела